Работа для беженцев и для переселенцев
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа для беженцев и для переселенцев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного ее решения с участием различных ведомств государственного и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание – настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
Несомненно, что в процессе развития системы социальной помощи мигрантам в Украине появятся соответствующие учреждения, способные в максимальной степени выявить и решить проблемы и потребности беженцев и вынужденных переселенцев.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с беженцами и вынужденными переселенцами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с беженцами и вынужденными переселенцами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
В чем заключается практическая социальная работа с мигрантами? Она проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (проводится в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом):
- проведение социальных консультаций;
- проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
- социальная диагностика;
- помощь переселенцам в получении пенсий и пособий;
- содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
- выявление лиц с девиантным поведением из числа переселенцев и асоциальных семей;
- профилактика девиантного поведения;
- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
- профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
- взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи переселенцам.
2.Социально-информационное направление (проводится в контакте со средствами массовой информации):
- информирование беженцев и вынужденных переселенцев о деятельности социальных служб;
- сбор информации о переселенцах (в том числе и от самих беженцев и вынужденных переселенцев) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
- содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3.Социально-психологическое направление (проводится в контакте с органами образования и здравоохранения):
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
- психопрофилактика стресса;
- проведение психологических тренингов с беженцами и вынужденными переселенцами;
- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
- психологическая диагностика развития детей и подростков из семей переселенцев;
- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4.Социально-педагогическое направление (проводится в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
- социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
- специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся детям и подросткам;
- социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
- контроль за получением образования детьми и подростками из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- профессиональное консультирование и содействие получения профессионального образования подростками и молодежью из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика девиантного поведения;
- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5.Социально-правовое направление (проводится в контакте с судебными и правоохранительными органами):
- защита прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- предоставление переселенцам информации об их правах и обязанностях;
- социально-правовое консультирование.
Беженцы и мигранты лишены привычных мест обитания и жилищ, так как пострадали от воздействия факторов социального риска. Значительная часть этих людей трудоспособна, имеет профессиональное образование и квалификацию. Они нуждаются в трудоустройстве и предоставлении временного жилья. Многие беженцы из мест вооружённых и межэтнических конфликтов страдают послестрессовыми неврозами, реактивными состояниями и нуждаются в специальной и психолого-социальной коррекции. Большинство беженцев – респектабельные и социально зрелые люди, которых обстоятельства вынудили покинуть места проживания. Они не проявляют отклонений маргинального характера.
Мигранты, в отличие от беженцев, по своей воле уехали из мест постоянного жительства, где их не устраивали социальные или экономические условия. Большинство мигрантов обладают инициативой и желанием своим трудом добиться интеграции в новую среду.
Наиболее важное направление работы с беженцами и мигрантами – создание благоприятных условий для реинтеграции.
Определение 1
Беженцы – это мигранты, вынужденные покинуть свою страну из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.
Вынужденные переселенцы, или перемещенные лица – мигранты, вынужденные перемещаться внутри страны из-за опасений преследований по политическим, религиозным, расовым и иным причинам.
Замечание 1
Беженцы и вынужденные переселенцы относятся к наиболее сложной категории мигрантов с точки зрения различных сопутствующих проблем. Эти лица особо нуждаются в социальной помощи государства, в котором они оказались.
Социальная работа с беженцами охватывает три сферы:
- Социальная терапия на семейном и личностном уровнях целью которой является обеспечение условий для более полной и успешной адаптации, реабилитации и разрешения конфликтных ситуаций.
- Социальная работа с различными группами – молодежные, детские, преклонного возраста, группы, собранные по половому признаку, по подобным проблемам, интересам и т.д.
- Социальная работа по месту жительства, в общине. Направлена на укрепление общинных связей, создание благоприятного психологического климата в местах проживания мигрантов, расширение сети социальных услуг.
Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности
Социальная работа с беженцами – это деятельность, направленная на предоставление экстренной помощи мигрантам.
Миграционная политика – основной способ регулирования миграционных потоков, решения социальных проблем мигрантов, представляющая собой совокупность социально-политических концепций, касающихся миграционной ситуации в стране и направленных на создание условий для социальной адаптации и устройства мигрантов.
Основные направления миграционной политики: учет и анализ миграционной ситуации в стране; оказание практической социальной помощи беженцам; реорганизация социальной среды для эффективной адаптации беженцев к новым условиям.
Замечание 2
При организации социальной работы с беженцами необходимо учитывать, что беженцы невольно попадают в ситуацию маргинализации (отсутствует привычная социальная среда жизнедеятельности, разрушаются естественно-антропологические права, а именно, право на этническую идентификацию, семью, жилье, определенный уровень жизни. Социальная работа должна строиться исходя из того, что беженцы – это лица, находящиеся в состоянии социальной, культурной и психологической дезадаптации.
Эффективное решение социальных проблем беженцев без ущерба принимающей стороны возможно при соблюдении основных принципов социальной работы с данной категорией лиц:
- Необходимо помнить, что большинство беженцев будет пребывать в стране достаточно долго или останется навсегда, т.е. мигранты могут внести значительный вклад в дальнейшее развитие страны.
- Органы государственной власти на разных уровнях ее организации – основные субъекты деятельности по решению социальных вопросов беженцев.
- Важно поощрять в мигрантах стремление к развитию чувства принадлежности к новому государству, обществу и культуре.
- Необходимое и важное условие эффективной социальной поддержки беженцев – достижение и последующее сохранение равенства между местным населением и мигрантами.
- Интеграция мигрантов в новый социум, гармонизация социальных отношений и связей между ними и местным населением – процесс длительный.
Соблюдение данных принципов поможет эффективно и своевременно разрешить социальные проблемы беженцев, используя те возможности и тот потенциал, которые есть в распоряжении государства и общества.
Распространенные ошибки
Ошибка №1. Не путайте удостоверение беженца и временное убежище. Убежище может быть предоставлено на год, оформляется без серьезных оснований, получившим убежище не достанется жилье, они имеют меньше прав соцобеспечения. Если первое ближе к временному гражданству с оказанием помощи, то второе — всего лишь гуманитарный статус, который просто получить, но он мало что дает.
Ошибка №2. «Утеря» документов для предоставления заведомо неверных данных. Да, в этом случае вы скорее всего получите промежуточное удостоверение — 5 дней недостаточно для всесторонней проверки. Но если обман выйдет наружу, ваши шансы получить статус беженца упадут до нуля.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
На какую помощь могут рассчитывать беженцы
Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:
- временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
- денежные выплаты (единовременные и суточные);
- бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
- юридические консультации и психологическая помощь;
- льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
- возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.
Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.
Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).
Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок — месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.
Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.
Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания.
Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами являются законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).
Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).
Таким образом, беженцем обычно считается человек, который пересек границу другого государства, убегая от опасности. В России беженцами называют людей, находящихся на территории РФ и не имеющих российского гражданства, которые по некоторым дискриминирующим причинам не имеют возможности вернуться к себе на Родину.
Вынужденные переселенцы – это те же беженцы, но являющиеся гражданами России. Они имеют гражданство РФ и подверглись дискриминации по пяти признакам: расовому, этническому, конфессиональному, социальному и политическому. Международное право не знает такой категории населения. В других странах существуют «внутри перемещенные лица». Это люди, которые вынужденно перемещаются внутри одной страны из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, либо военных действий. В РФ такого понятия в праве не существует. Хотя, именно под него попадают, например, беженцы из Чечни.
Сравнивая основные льготы, предоставляемые законодательством вынужденным переселенцам и беженцам, необходимо заметить: хотя закон предоставляет беженцам все основные права граждан России, однако существуют некоторые ограничения. Так, в отличие от вынужденных переселенцев они, например, могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в льготную очередь на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев – нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев – учащихся техникумов и студентов ВУЗов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.
Решение о признании вынужденным переселенцем принимает территориальный отдел по делам миграции. В случае, если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, есть возможность подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.
Права и обязанности беженцев
Восьмая статья федерального закона «О беженцах» гарантирует вынужденным переселенцам в Россию ряд неотъемлемых прав:
- право на переводчика в процессе оформления документов и первоначальных процедур переселения;
- право на питание, проживание, коммунальные и медицинские услуги;
- право на трудоустройство и получение образования;
- право получить разрешение на временное проживание в России с дальнейшим оформлением полноценного гражданства в стандартном порядке;
- право на репатриацию в родную страну.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России. Справка
Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ. Законодательством РФ также предусмотрено создание фондов помощи беженцам, которые являются некоммерческими организациями, создаваемыми в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации на федеральном и (или) на региональном (межрегиональном) уровнях и преследующими социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели. Для регулирования процессов миграции населения на территории Российской Федерации правительством Российской Федерации заключен ряд соглашений с правительствами стран ближнего зарубежья, которыми предусматривается, например, возможность беспрепятственного приобретения в собственность занимаемого вынужденным мигрантом жилья в государстве выезда с правом свободного распоряжения жильем и другим имуществом, в том числе и их продажи. Предусматривается перевод денежных средств в государства выезда без уплаты налогов и пошлин и др. 24 сентября 1993 года странами СНГ было подписано «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам», в соответствии с которым сторона, принявшая беженцев и вынужденных переселенцев берет на себя обязательства обеспечивать им в местах их временного размещения необходимые социально бытовые условия; оказывать содействие в трудоустройстве, содействовать в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством; содействовать в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.; оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе. Практическое содействие в реализации договоренностей оказывает Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников Содружества Независимых Государств.
Меры социальной поддержки и льготы вынужденным переселенцам установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I “О вынужденных переселенцах” (в дальнейшем по тексту – Закон N 4530-I), которые включают:
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 4530-I “Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка”.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 4530-I вынужденным переселенцем признается:
- гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
- гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на российской территории.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Единовременное пособие
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.
К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.
Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам
Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.
Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.
Не остаются в стороне и частные организации. Например, оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.