Девиантное поведение – причины и лечение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Девиантное поведение – причины и лечение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином — девиации — присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий — важный инструмент социального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями — преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, сверхленивые и очень трудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.
Проблему социальных отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология и другие науки. При этом именно социология занимается определением наиболее общих причин и последствий девиации, ее влияния на развитие социальных процессов, указывает путь рационального контроля, предотвращения и ликвидации такого поведения с помощью экономических, социальных и политических мер.
Отклонения в поведении — девиантное поведение — является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Цель данной работы — выявить и изучить основные формы (модели) отклоняющегося поведения.
Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.
Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.
Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.
Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия — это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.
Определим, в чем различие девиантного и делинквентного поведения. Последнее включает в себя такие поступки, за которые положено юридическое наказание. Первое – поступки, за которые человек подвергается общественному порицанию, получает выговоры, становится объектом воспитательных бесед и профилактических работ. Любые девиантные действия можно считать предпосылкой развития делинкветного поведения. Поэтому важно как можно раньше пресекать любые отклонения от нормы.
Если человек единожды что-то нарушил, то это еще не говорит об отклонениях. О девиациях речь идет в тех случаях, когда субъект систематически что-то нарушает.
Границу нормы и «ненормы» в случае с девиациями определить сложнее, чем в случае с делинквентным поведением, так как неписанные правила поведения могут отличаться от человека к человеку, от группы к группе, от общества к обществу. Даже если брать уровень культур, то для представителей одной нации будет чуждым то, что в другой считается нормой. Например, права арабских и русских женщин сильно отличаются. Первые полностью подчиняются мужчинам и в обществе практически не имеют права голоса.
Обратите внимание! Делинквентным называют не только такое поведение, из-за которого человек может предстать перед судом, но и такое, из-за которого человек может стать жертвой преступления.
Если есть подозрения, что ребёнок всё чаще проявляет себя как девиантный, его необходимо показать психологу. Тот проводит первичную диагностику с помощью опросников и тестов. Самые распространённые из них:
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей;
- методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерс и Даймонд);
- для младших школьников — проективные методики;
- методика выявления фрустрации (Розенцвейг);
- методика определения уровня школьной тревожности (Филлипс);
- Шкала манипулятивного отношения (Банта);
- тест агрессивности (Басса–Дарки)
- тест на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров)
- таблицы Шульте;
- методика Люшера;
- шкала Векслера;
- тест на самооценку психических состояний (Айзенк);
- карта наблюдений Стотта.
Криминальное (преступное) поведение часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.
То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.
Общероссийские негативные факторы
Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:
- растущая коммерция;
- культивирование физической силы и успеха;
- обилие рекламы;
- доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
- неопределенность в жизненных ориентирах;
- постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
- недостатки в системе профилактики девиаций;
- болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
- информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.
Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.
Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.
Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.
Подростковая девиантность
Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается среди них чаще, чем в других возрастных группах. Причины: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, но не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества – с другой, служит реальным источником девиации.
По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.
Источником склонности к девиантности и делинквентности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.
Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Тест по обществознанию (11 класс) по теме: ЕГЭ
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации
- политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы
- ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам
- идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии
Как различать два понятия?
В чем же различие между девиантным и делинквентным поведением?
Девиантное и делинквентное поведение можно отличить по следующему принципу: девиантность относительна, а делинквентность абсолютна. Отношение между ними, как отношение между частным и целым, родом и видом.
Любое противоправное антиобщественное действие — есть отклонение, но не каждый отклоняющийся поступок представляет собой делинквентность. Что-то, являющееся привычным для одного индивида или группы, может расцениваться как противоестественное для другого человека или субкультуры.
Разница этих понятий заключается в том, что проблема девиантного свойства относится лишь к культурологической составляющей отдельных объединений. Делинквентность имеет прямое отношение к необходимости соблюдения нормативно-правовых актов.
Причины делинквентного поведения
Говоря о предпосылках отклонения от поведенческих норм, нельзя выделить какую-то единую причину, вследствие которой поведение человека внезапно становится асоциальным. Обычно существует множество предпосылок такого поведения, к которым можно отнести как психоэмоциональное состояние человека, так и воздействующие на него внешние факторы.
К психофизиологическим факторам возникновения делинквентного поведения можно отнести тип личности и характер, наличие различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие), психических заболеваний, уровень тревожности.
Если говорить о внешних факторах воздействия на человеческую психику, то можно выделить семейные причины прогрессирования делинквентности и социально-экономические предпосылки возникновения такого состояния.
Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:
- Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
- Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
- В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
- В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
- Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.
Причины возникновения делинквентности
Делинквентный тип девиантного поведения возникает как у взрослых, так и у подростков. Выделить одну причину такого социального поведения нельзя, — на его развитие влияют многие факторы, создавая взаимосвязанные комплексы.
Выделяют следующие причины асоциальных поступков:
Психофизиологические:
- тип и характер личности;
- уровень тревожности;
- физические заболевания и особенности;
- зависимости (алкогольная, наркотическая, игромания и пр.).
Семейные:
- развод родителей, появление партнера у одинокого родителя;
- уход из жизни близкого родственника;
- недостаток воспитания, дурной пример родителей;
- домашнее психическое и физическое насилие;
- зависимости родителей, неблагополучная семья.
Примеры делинквентного поведения
Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:
- Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
- Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
- Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.