Изначально судами назывались и весельные лодки, и большие пароходы для речных круизов. Постепенно для удобства законодатели решили разграничивать плавательные средства. Так появилась довольно обширная группа маломерных судов. Чтобы не путаться в понятиях, если конкретное определение. Согласно N 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, маломерное судно – это плавательное средство не более 20 метров в длину и рассчитанное на перевозку не более 12 человек. Под приведенное определение подпадают много видов водного транспорта для разнообразных частных нужд. Для удобства их также разделили на категории. Надзорный орган для владельцев «маломерок» – ГИМС, Государственная инспекция маломерных судов. Она является подразделением МЧС России. ГИМС следит, чтобы все плавательные средства были учтены и классифицированы, находились в исправном техническом состоянии, использовались по назначению и с соблюдением норм безопасности.
Ещё один важный момент — постановка судна на учёт. Этим занимается специальная организация — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России).
Инспекция определяет, исправно ли судно, безопасно ли на нём передвигаться и соблюдается ли порядок нахождения на воде.
Определить, нужно ли регистрировать судно, довольно просто. Итак, если его масса вместе с навесным оборудованием менее 200 кг, а мощность мотора не превышает 8 кВт (9.9 лошадиных сил) то постановка на учёт не нужна.
Процедура постановки на учёт — обязательная, иначе владельцу судна грозит штраф. Избежать регистрации можно только одним способом — выбрать судно, которое точно не придётся регистрировать, то есть, легче чем 200 кг и мотором мощность меньше 9,9 лошадиных сил.
В 2021 году поставить судно на учёт можно только лично, при обращении в ГИМС. Для этого нужно заполнить заявление, предоставить паспорт, судовой билет и заплатить госпошлину. В марте 2022 года появится аналогичная возможность регистрации удалённо, через Госуслуги. Теперь, когда известно, что такое маломерное судно и какие из них нужно регистрировать, будет легче определиться с выбором. Если нет желания заниматься документами — можно взять судно поменьше. Если готовы к постановке на учёт и оформлению бумаг, то можно выбрать варианты гораздо интереснее.
Главные изменения 2022 года, которые действуют и в 2023-ем
Утратил силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается с 2022-ого с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, в период 2022-2023 мы официально и повсеместно перешли на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам жить в 2023.
Категории плавания маломерных судов
Маломерные суда могут быть классифицированы по категориям плавания в соответствии с их надежностью и безопасностью для использования в различных условиях. Общепринятая система классификации категорий плавания для маломерных судов включает следующие категории:
1. Категория A: суда, рассчитанные на плавание в открытом море с ветренными силами свыше 8 баллов по шкале Бофорта (буря) и с высотой волн свыше 4 метров. Эти суда имеют высокую защиту и способности к самостоятельному плаванию в тяжелых погодных условиях.
2. Категория B: суда, предназначенные для плавания по прибрежным водам, включая заливы, защищенные бухты и озера, при ветровых силах до 8 баллов по шкале Бофорта (шторм) и высоте волн до 4 метров. Данные суда обеспечивают хорошую защиту и надежные характеристики для плавания в умеренных морских условиях.
3. Категория C: суда, способные плавать внутри бухт, гаваней и заливов с ветровой силой до 6 баллов по шкале Бофорта и высотой волн до 2 метров. Эти суда обеспечивают ограниченную защиту и рекомендуются для использования во внутренних водоемах и прибрежных акваториях с невысокой волновой активностью.
4. Категория D: суда, предназначенные для использования на внутренних водоемах, реках и каналах без значительных волн и безопасных открытых пространств. Эти суда не предназначены для использования в открытом море или районах с сильными ветрами и высокими волнами.
Важно отметить, что категория плавания не отвечает за индивидуальные навыки и опыт оператора судна, и все маломерные суда должны быть эксплуатированы с учетом их характеристик и рекомендаций производителя для безопасности и предотвращения возможных аварий. Также следует учитывать местные или региональные правила и законодательство, которые могут устанавливать дополнительные требования для плавания маломерных судов.
VIDEO
Главные изменения 2024 года
Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
Но владельцы по-прежнему будут получать на руки бумажный судовой билет маломерного судна. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4.
Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах. Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.
Новые правила эксплуатации маломерных судов в 2024 году
Маломерные суда это небольшие плавсредства, которые используются для различных целей, включая отдых, рыбалку и туризм.
В 2024 году вступят в силу новые правила эксплуатации маломерных судов, которые устанавливают дополнительные требования для безопасности и регулирования данного сектора.
Одним из основных изменений станет обязательность наличия специальных разрешений для управления маломерными судами, которые будут выдаваться только после прохождения специализированного обучения и получения соответствующих сертификатов. Это дополнительное требование позволит повысить уровень знаний и навыков управления судном, а также улучшит безопасность при плавании.
Другим изменением станет обновление требований к изготовлению и оборудованию маломерных судов. В новых правилах будут определены специальные стандарты и требования к конструкции и оборудованию судов, включая системы безопасности, плавучесть и противопожарную защиту.
Одним из приоритетов новых правил также станет защита окружающей среды. Владельцам маломерных судов будет предложено использовать энергоэффективные двигатели и средства очистки от сточных вод, а также соблюдать определенные нормы отходов и выбросов.
И наконец, в новых правилах будут определены дополнительные требования к безопасности пассажиров и экипажа на борту маломерных судов. Это включает в себя обучение пассажиров правилам поведения на судне, а также наличие соответствующих средств спасения и аварийной сигнализации.
В целом, новые правила эксплуатации маломерных судов в 2024 году позволят обеспечить более высокий уровень безопасности, защиты окружающей среды и комфорта для пассажиров и экипажа. Владельцам и операторам маломерных судов следует заранее ознакомиться с новыми правилами и принять соответствующие меры для их соблюдения.
Требования к маломерным судам
В 2024 году вступят в силу новые правила эксплуатации маломерных судов, которые затронут всех владельцев и операторов таких судов. Среди основных требований можно выделить следующие:
Соответствие нормам безопасности: маломерные суда должны отвечать определенным нормам безопасности, установленным государственными органами. Это включает в себя надежность судов, наличие противоударных систем, исключающих возможность попадания воды внутрь, а также наличие спасательного снаряжения.
Наличие документов: владельцы маломерных судов должны иметь все необходимые документы, подтверждающие их право на эксплуатацию судна. Это включает в себя документы о регистрации судна, страховой полис, а также разрешение на перевозку пассажиров.
Обучение персонала: владельцы судов должны обеспечить прохождение обучения персоналом, работающим на судне. Это включает в себя знание правил плавания и маневрирования, управление навигационной системой и спасательным снаряжением.
Использование электронных систем: новые правила предусматривают использование электронных систем контроля и навигации на маломерных судах. Это позволит повысить безопасность плавания и улучшить контроль за судьбой судов и пассажиров.
Соблюдение правил экологической безопасности: владельцы маломерных судов обязаны соблюдать правила экологической безопасности при эксплуатации судов. Это включает в себя соблюдение запретов на выбросы вредных веществ в воду, а также правила утилизации отходов.
Регулярное техническое обслуживание: владельцы судов должны регулярно проходить техническое обслуживание своих судов. Это позволит обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию судна на протяжении всего срока его службы.
Внимание к соблюдению этих требований станет основой для безопасности и устойчивой эксплуатации маломерных судов в 2024 году и в дальнейшем.
Важная информация для капитанов и экипажей судов
С появлением новых правил эксплуатации маломерных судов в 2024 году, капитаны и экипажи судов должны быть в курсе всех требований, чтобы обеспечить безопасную и эффективную работу на воде.
Одним из основных изменений, которые ожидаются, является введение обязательности наличия лицензии для капитанов маломерных судов. Теперь все капитаны должны пройти специальное обучение и успешно сдать экзамен, чтобы получить лицензию, подтверждающую их квалификацию и знание правил плавания.
Также ожидается ужесточение требований к безопасности судов. Экипажи должны пройти дополнительное обучение по охране труда, пожарной безопасности и первой помощи. Все суда должны быть оснащены необходимым спасательным оборудованием, а экипажи должны знать, как им правильно пользоваться в случае чрезвычайной ситуации.
С целью предотвращения пьянства на воде и улучшения безопасности маломерных судов, в новых правилах также содержится запрет на употребление алкоголя экипажем и пассажирами во время плавания. Капитаны и экипажи обязаны следить за соблюдением этого запрета и принимать соответствующие меры, если необходимо.
Общие требования к управлению
При управлении маломерным судном необходимо соблюдать ряд общих требований, которые гарантируют безопасность и эффективность плавания:
Водитель должен обладать достаточными навыками и знаниями в области управления судном, а также иметь действующее свидетельство на право управления маломерным судном.
Все действия водителя должны соответствовать правилам дорожного движения на водных объектах, установленным регулирующими органами.
Водитель должен постоянно следить за состоянием судна, выполнять его техническое обслуживание и не допускать нарушения работоспособности судна.
При управлении судном необходимо соблюдать скоростной режим и не превышать установленные ограничения.
Водитель обязан не допускать нарушений правил безопасности на воде, поддерживать безопасную дистанцию с другими судами и предупреждать их о своих маневрах.
При управлении маломерным судном, особенно в ночное время или в условиях сниженной видимости, необходимо иметь при себе необходимое оборудование для обеспечения безопасности и своевременной реакции на возможные аварийные ситуации.
Какие суда не требуют регистрации в ГИМС:
Существуют определенные типы маломерных судов, которые не требуют регистрации в ГИМС. Вот некоторые из них:
Гребные лодки: Маломерные суда, предназначенные для гребли, они не требуют регистрации, если их длина не превышает определенного значения, установленного правилами.
Каяки и каноэ: Эти суда, которые используются для катания на воде с помощью гребля или весла, также не требуют регистрации в ГИМС.
Яхты: Маломерные яхты, которые используются исключительно для отдыха, также не требуют регистрации, если их длина не превышает установленных границ.
Водные мотоциклы: Если водный мотоцикл используется только для собственных нужд, то его также не обязательно регистрировать в ГИМС, однако мотоцикл должен быть зарегистрирован в соответствующем органе управления ГИМС.
Важно отметить, что каждая страна может иметь свои собственные требования и ограничения по регистрации маломерных судов. Поэтому перед приобретением судна и его использованием необходимо ознакомиться с местными законодательными актами и правилами.
Маломерное судно: основные понятия
Маломерные суда являются одной из категорий судов, которые используются для различных морских, речных и озерных перевозок. Основным отличием маломерных судов от больших, океанских судов является их меньший размер и специализация на выполнении определенных операций.
Маломерные суда могут иметь длину от нескольких метров до нескольких десятков метров, их грузоподъемность обычно составляет несколько тонн. Используются для транспортировки грузов, пассажиров, выполнения различных видов работ на воде.
Также существуют разные типы маломерных судов:
Лодки – небольшие суда, оснащенные мотором или с помощью весел передвигаемые рычагами.
Катамараны – суда с двумя параллельными корпусами, что обеспечивает им высокую устойчивость.
Плоскодонные суда – суда с плоской днищевой поверхностью, предназначенные для плавания по мелководным рекам и каналам.
Катера – быстроходные маломерные суда с двигателем.
К маломерным судам также предъявляются определенные требования:
Судно должно соответствовать техническим требованиям, установленным международными и национальными правилами.
Привод судна должен быть надежным и обеспечивать оптимальную работу.
Судно должно иметь необходимое оборудование для выполнения своих функций и обеспечения безопасности на борту.
Судно и его оборудование должны регулярно проходить техническое обслуживание и проверку.
Маломерные суда играют важную роль в различных сферах: от рыболовства и туризма до выполнения строительных и спасательных работ. Их универсальность и маневренность позволяют использовать их в различных условиях и на разных водных путях.
VIDEO
Техосмотр маломерных судов в 2021 какие документы нужны для техосмотра
Министерства транспорта РФ об утверждении правил плавания по внутренним водным путям РФ.
Здесь нужно сказать, что составлен определенный и довольно ограниченный перечень водных объектов, которые подпадают под внутренние водные пути. Требование об обязательном наличии на судне УКВ радиостанции не распространяется на маломерные суда, которые будут эксплуатироваться за пределами внутренних водных путей.
Надо понимать, что, допустим, Волга — это внутренний водный путь, а какой-нибудь приток Волги не является внутренним водным путем. Какие действия может предпринять инспектор ГИМС, если на воде судоводитель отказывается останавливаться, предъявлять документы или вообще начинает убегать от инспектора? Стрелять он имеет право? Амаяк Нуникян: Нет.
У государственного инспектора по маломерным судам отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей. 3. документ, удостоверяющий личность заявителя; 4. документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения маломерным судном; 5.
техническую документацию на переоборудование маломерного судна (в случае переоборудования маломерного судна). Основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию является заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах. Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых гражданами по регистрации и аттестации 1.
Важно Инспекторы Центра ГИМС МЧС России по Республике
Похожие записи: