Какие страны входят в таможенный союз в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие страны входят в таможенный союз в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была создана Зона свободной торговли (ЗСТ). Эта зона представляет собой территорию, где товары и услуги могут перемещаться без таможенных пошлин и препятствий. В ЗСТ находятся страны-члены ЕАЭС, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.

Зона свободной торговли ЕАЭС

ЗСТ ЕАЭС способствует развитию внешнеторговых отношений между странами-участницами. Это создает благоприятные условия для бизнеса, стимулирует экономический рост и привлекает инвестиции. Отмена таможенных пошлин помогает снизить стоимость товаров и увеличить их доступность для потребителей.

Основной инструмент ЗСТ ЕАЭС — перечень общих правил и процедур, установленных Регламентом ЕАЭС. Он определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, принципы таможенного и неотъемлемого контроля, а также правила происхождения товаров и их классификации.

В рамках ЗСТ ЕАЭС существуют особые преимущества для предпринимателей, такие как упрощенные процедуры таможенного оформления, одобрение стандартов соответствия и увеличение объемов торговли. Также ЗСТ ЕАЭС предусматривает защиту прав интеллектуальной собственности и взаимную поддержку между странами-участницами.

В целом, Зона свободной торговли ЕАЭС является важным инструментом экономической интеграции участников союза. Она способствует установлению единого экономического пространства, развитию взаимовыгодных торговых отношений и укреплению сотрудничества между странами-членами ЕАЭС.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Анализ деятельности ТС

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Читайте также:  За что снимают номера с машины в 2024 году ДПС

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.

Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Читайте также:  Какие документы нужны на загранпаспорт 2024 году

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.

  • 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
  • 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
  • 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
  • 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
  • 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
  • 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
  • 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
  • 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
  • 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
  • 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
  • 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Техническое регулирование и сертификация

ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.

Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «РТС Сертификация» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки.

Совет ЕЭК одобрил меры по развитию кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС в электромобилестроении

15 Февраля, 2023 На заседании Совета Евразийской экономической комиссии 15 февраля одобрена рекомендация «О мерах по развитию кооперационного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза при формировании и реализации проектов в области электромобилестроения». Документ подготовлен для реализации поручения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года по запуску пилотного проекта промышленной кооперации «Евразийский электробус».

«Принятие рекомендации позволяет организовать дальнейшую работу по формированию кооперационных проектов государств ЕАЭС в сфере производства комплектующих для электротранспорта», – подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.

По словам Артака Камаляна, в документе заложены основные базовые подходы по сотрудничеству государств-членов для развития производства электротранспорта в Союзе и мероприятия по выходу на конкретные совместные проекты по производству комплектующих. Также рекомендацией закрепляются сформированные Перечни критических комплектующих и организаций, обладающих необходимым производственным потенциалом.

«В первую очередь необходимо развивать компетенции в электробусостроении, поскольку такая продукция уже выпускается в большинстве стран Евразийского экономического союза и спрос на нее стимулируется в основном за счет государственных закупок, – отметил министр ЕЭК. – В дальнейшем работа по этому направлению будет продолжена, но основной акцент планируется сделать на формировании потенциальных кооперационных проектов с проработкой возможности субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств Комиссии».

В ходе проработки этого вопроса поступили предложения Беларуси о рассмотрении опыта государств-членов по строительству зарядных комплексов, в том числе по зарядным устройствам для зарядки электробусов, электрогрузовиков и электромобилей.

Читайте также:  Как аннулировать доверенность на представление интересов ребенка

Какие страны входят в ЕАЭС?

В настоящее время в Евразийском экономическом союзе участвуют следующие страны:

  • Российская Федерация — самая крупная и влиятельная страна в ЕАЭС, играющая главенствующую роль в его функционировании.
  • Беларусь — страна, которая вступила в ЕАЭС вместе с Россией в 2015 году, укрепляя их давние экономические связи.
  • Казахстан — изначально вступил в Таможенный союз вместе с Россией и Беларусью, а затем стал членом ЕАЭС в 2015 году.
  • Армения — страна, которая вступила в ЕАЭС в 2015 году, рассчитывая на дальнейшее облегчение экономических отношений с Россией и другими членами союза.
  • Киргизия — страна, которая присоединилась к Евразийскому экономическому союзу в 2015 году, но, согласно новостям, не будет продлевать своё членство после 2024 года.

Все эти страны входят в Евразийский экономический союз, совместно работая над созданием общего рынка труда, снижением таможенных барьеров и развитием экономического сотрудничества в регионе.

Цели Таможенного союза и их осуществление

  • Установлении свободного перемещения товаров: Одной из важнейших целей Таможенного союза является создание единого таможенного пространства, в рамках которого отменены таможенные пошлины и ограничения на перемещение товаров между членами союза. Это способствует развитию торговых отношений и увеличению объема товарообмена.
  • Гармонизации экономического законодательства: Для обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза каждое государство-участник обязано привести свое законодательство в соответствие с нормами и стандартами Таможенного союза. Это позволяет устранить разрывы и противоречия между национальными законодательствами и обеспечить одинаковые условия на рынке.
  • Созданию единой таможенной политики: В рамках Таможенного союза государства-участники принимают единую таможенную политику, которая определяет правила и принципы взимания таможенных сборов, а также контроля за перемещением товаров через границы союза. Это способствует укреплению внешнего контура таможенного союза и защите его экономических интересов.
  • Созданию единого рынка труда и услуг: Одной из целей Таможенного союза является создание единого рынка труда, что предоставляет возможности свободного перемещения граждан-работников между государствами-участниками и упрощает процедуры оформления трудовых отношений. Также Таможенный союз стремится установить единые правила и нормы для сферы услуг, что способствует развитию экономического сотрудничества в данной области.

Цели Таможенного союза предполагают адаптацию национальных законодательств и создание единой правовой базы, которая будет регулировать взаимодействие государств-участников. Осуществление данных целей требует активной работы всех членов союза и согласования различных аспектов экономической интеграции.

Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны — члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.

Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством — перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками — банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *