Штрафы за тахографы с 1 июля в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за тахографы с 1 июля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
Тахограф — это специальное устройство, установленное в автомобилях, которое фиксирует информацию о работе водителей и их соблюдении времени отдыха и рабочего времени. Однако, оно необходимо не только водителям, но и другим участникам дорожного движения. Рассмотрим, для кого и почему нужен тахограф:
- Водителям: Тахограф помогает водителям контролировать свою работу и соблюдать принятые правила относительно времени работы и отдыха. Устройство фиксирует время работы, скорость, пройденное расстояние и другие данные, которые могут быть полезными в дальнейшем.
- Инспекторам ГИБДД и Ространснадзора: Тахографы могут быть использованы инспекторами для проверки соблюдения водителями правил работы и отдыха. Это помогает улучшить безопасность дорожного движения и предотвратить нарушения.
- Компаниям и работодателям: Тахографы позволяют контролировать работу водителей и обеспечивать их безопасность. Информация, полученная с устройства, может быть использована для оптимизации рабочих процессов и повышения эффективности компании.
- Физическим лицам: Тахограф может использоваться владельцами автомобилей для контроля за работой своих водителей или семейных водителей. Он позволяет убедиться, что правила вождения соблюдаются и предотвращает возможные нарушения.
Вступивший в силу в 2024 году закон обязывает установку тахографов на определенные виды транспорта. Он распространяется на грузовые автомобили и автобусы, с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, а также на автобусы с количеством мест более 9, включая водителя.
Но что делать, если тахограф сломался или не работает? Кому обратиться в таком случае? Если у вас возникли проблемы с тахографом, в первую очередь, вы должны обратиться к специалистам, которые занимаются его установкой и обслуживанием. Также можно обратиться в официальные сервисные центры или уполномоченные организации, предоставляющие услуги по ремонту и проверке тахографов.
Если вам выписали штраф за нарушение правил в отношении работы и отдыха, вы имеете право его обжаловать. Для этого вам нужно обратиться в компетентные органы и предоставить доказательства своей правоты. В случае признания нарушения необоснованным, вам будет вынесено соответствующее решение.
Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?
В силу вступивших в 2024 году изменений в законодательство, водитель обязан предоставить распечатку с устройства тахографа при проверке со стороны ГИБДД или Ространснадзора. Не предоставление распечатки может повлечь за собой штрафные санкции.
Такое требование распространяется на всех водителей, у которых на автомобилях установлен тахограф. В случае, если устройство сломалось или не функционирует, водитель обязан иметь документальное подтверждение этого факта.
Если водитель отказывается предоставлять распечатку без уважительной причины, ему может быть назначен штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Если у водителя уже имелось два или более нарушения по этой статье, то штраф может быть увеличен до 20 000 рублей, а также может быть применена скидка на право управления транспортными средствами на срок до 6 месяцев.
Распечатку с устройства тахографа могут проверять сотрудники ГИБДД, Ространснадзора или другие уполномоченные инспекторы. Эти лица имеют право требовать предоставления распечаток, а также просматривать их содержимое.
Если водитель не согласен с результатами проверки или наложенными штрафами, он может обжаловать решение в соответствующие инстанции.
Что грозит должностным лицам и компании
Как уже указывалось выше, в случае нарушения законодательства со стороны водителя, начинают административное разбирательство с целью выяснить – знали ли в компании о незаконных действиях.
Внимание!
На должностное или юридическое лицо будет выписан штраф, если в ходе проверки выяснится, что своими действиями или бездействием они не препятствовали совершению правонарушения со стороны сотрудника фирмы.
Какой штраф будет начислен в таком случае, и кому конкретно? В соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях, а именно – согласно ст. 11.23 КоАП, суммы составляют:
- от 7 до 10 тысяч рублей для должностных лиц;
- от 15 до 25 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей (ИП);
- от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Какие были изменения в 440 приказе Минтранса
Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:
- Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
- Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
- Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
- Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
- Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
- Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
- Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
- Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
- Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
- В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.
Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».
Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке?
Чтобы избежать штрафных санкций в автопарке транспортной организации и исполнить требования приказа 440 о тахографах, водителю перед выездом в рейс рекомендуется сделать распечатку с карты, что позволит выявить и устранить возникшие проблемы, обратившись в сервисную мастерскую.
Руководству автопарка (главный механик, диспетчер), необходимо постоянно отслеживать выполнение требований приказа Минтранса о тахографах, а также производить:
- обучение водителей работе с приборами;
- контролировать замену карт не реже 1 раза в 3 года;
- замену блока СЗКИ каждые 3 года;
- выгрузку информации с карт не реже 1 раза в 28 дней, обеспечение сохранности данных в течении одного года;
- проверку правильности внесения VIN и госномера;
- проверку внешнего вида прибора, наличие пломбы;
Контроль за соблюдением требований Приказа 440 довольно сложный процесс, требует больших затрат и усилий, особенно при наличии большого автопарка. Всю информацию необходимо заносить в компьютер или на другой носитель.
Есть ли эффект от внедрения тахографов? Специалисты утверждают о снижении количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Тахографический контроль позволил добиться предприятиям снижения расходов на горюче-смазочные материалы.
Меньшая аварийность привела к уменьшению затрат на восстановление техники, на судебные тяжбы.
Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика?
Да, такое право у инспектора есть.
Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором – это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину.
Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно:
- на соответствие типа устройства установленным ГОСТам – для международных перевозок используются тахографы с ЕСТР (цифровые), а для внутрироссийских рейсов самописцы с СКЗИ (но могут быть и ЕСТР),
- разрешенная на территории России модель тахографа (они указаны на сайте Росавтотранспорта),
- присутствие на приборе учёта всех пломб,
- достаточное поступление электроэнергии,
- отсутствие блокировок и всевозможных «магнитов»,
- корректность калибровки,
- правильность установки тахометра на передней панели автомобиля.
Какой штраф предусмотрен за отсутствие тахографа?
Основные требования к тахографам и их установке в автомобили были установлены законом № 222-ФЗ «Об основах дорожной деятельности в Российской Федерации» от 29 декабря 2020 года, который вступил в силу с 1 января 2024 года. Ввод новых правил был произведен для контроля и корректировки режима работы водителей, а также для соблюдения времени отдыха водителей.
Если в автопарке присутствуют автомобили, у которых нет тахографа или его использование было прекращено, то в таком случае физлицо, которое осуществляет эксплуатацию этих автомобилей, обязано установить тахограф. В случае отсутствия установки тахографа предусмотрен штраф. Какие именно штрафы будут наложены за нарушение требований к установке тахографах, можно узнать из приказа Минтранса России № 282-ФЗ от 30 декабря 2022 года.
Разъяснение понятия «тахограф»
Тахографы устанавливаются на различные виды транспорта, включая автобусы, грузовики и тягачи. Устройство регистрирует данные, такие как скорость движения, пройденное расстояние, рабочее время водителя, время отдыха и другую информацию, которая позволяет контролировать соблюдение правил дорожного движения.
Тахографы являются важным инструментом для обеспечения безопасности на дорогах и предотвращения дорожных происшествий. Они помогают предотвращать усталость водителей, которая может привести к несчастным случаям, и обеспечивают соблюдение правил международной дорожной безопасности.
Использование и правила работы тахографов регулируются законодательством, чтобы обеспечить точность и достоверность регистрируемых данных. Законодательство содержит требования к установке, использованию и хранению данных, а также предусматривает штрафы и ответственность за нарушение этих правил.
Примеры нарушений и соответствующие штрафы
1. Превышение установленного времени вождения.
При превышении установленного времени водителем грузового транспортного средства допустимого времени вождения без прерывания на 3 и более часа, на физическое лицо может быть наложен штраф в размере 15 000 рублей.
2. Несоблюдение обязательных перерывов.
За несоблюдение обязательных перерывов, предусмотренных законодательством, водителю грузового транспортного средства грозит штраф в размере 20 000 рублей.
3. Неправильное использование тахографа.
Если водитель грузового транспортного средства использует тахограф неправильно, не исполняет свои обязанности по учету рабочего времени, на него может быть наложен штраф в размере 25 000 рублей.
4. Изменение или подделка данных в тахографе.
В случае изменения или подделки данных в тахографе, на водителя грузового транспортного средства может быть наложен штраф в размере 30 000 рублей.
5. Использование нерабочего тахографа.
При использовании нерабочего тахографа, водитель грузового транспортного средства может быть оштрафован на сумму до 40 000 рублей.
6. Несвоевременная сдача данных с тахографа.
Если водитель не сдает данные с тахографа в указанный срок или предоставляет искаженную информацию, на него может быть наложен штраф от 50 000 рублей до 100 000 рублей.
Примечание: указанные штрафы могут изменяться в зависимости от федерального законодательства и обстоятельств конкретного нарушения.
Новые исключения для установки тахографов с 1 марта 2023 года
В 2023 году законодательство требует устанавливать тахографы (приборы для учета времени работы и отдыха водителей) на различные типы транспортных средств. Причем требования об установке распространяются и на коммерческий, и на личный транспорт.
Особенности установки тахографов подробно рассмотрены в рамках отдельной статьи «На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?».
Следует помнить, что для юридических лиц тахограф требуется на все автобусы и автомобили категории С, кроме небольшого перечня исключений. В данной статье речь пойдет о том, что перечень исключений с 1 марта 2023 года будет расширен. То есть на некоторые транспортные средства, на которые ранее требовался тахограф, этот прибор можно будет не устанавливать.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
С 1 ноября 2022 года в силу вступают изменения в законодательстве: новые правила призваны ужесточить контроль над деятельностью перевозчиков, и позволят штрафовать их за отсутствие и некорректное использование тахографов.
Тахографы – это современные приборы, позволяющие отслеживать маршрут транспортных средств: повсеместное внедрение этих телематических устройств активно стимулирует правительство и профильные ведомства, ссылаясь на то, что тотальный контроль за транспортом гарантирует безопасность дорожного движения. В ближайшем будущем тахографами планируется оборудовать весь городской наземный транспорт, грузовые автомобили, а также автобусы междугороднего и пригородного сообщения.
С 1 ноября в силу вступают новые правила, и теперь владельцам транспортных средств без телематических устройств на борту грозят серьезные штрафы.
О чем говорит закон?
П.1 ст.20 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 говорит о том, что приборами контроля должен быть оборудован весь транспорт, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки. С 1 ноября текущего года владельцев транспорта без тахографов ждет серьезное наказание – вступает в силу закон № 216-ФЗ от 26.07.2019.
Согласно новому закону, штрафовать будут как водителей, управляющих ТС без тахографа, так и юридических лиц – владельцев транспорта. За отсутствие тахографа и нарушение правил его эксплуатации водителя ждет штраф в размере 3-5 тыс рублей. Если прибор стал неисправным уже при выезде на линию – водитель сможет избежать наказания.
Также водитель обязан заполнять ежедневные листки регистрации режима – правило распространяется и на водителей, управляющих ТС, принадлежащих иностранному перевозчику.
В случаях, когда работодатель допустил выпуск в рейс или на маршрут ТС без тахографа, его также ожидают штрафные санкции: владельцы ИП должны будут заплатить 15-25 тыс рублей, должностные лица – 7-10 тыс рублей, а юридические лица – 20-50 тыс в российской валюте. Штрафные санкции последуют и при некорректном использовании телематических приборов.
Напоминаем также, что недавно вступили в силу новые нормативы времени труда и отдыха профессиональных водителей, и теперь за нарушение водительского режима отвечать придется не только самому водителю, но и его работодателю. Водителя в этом случае оштрафуют на 1, 5-2 тыс рублей, а владелец транспортного средства вынужден будет оплатить от 7 до 50 тыс рублей штрафа.
Так же Вам могут быть интересны следующие новости: