Порядок проверки ФСС и обжалование результатов налогового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проверки ФСС и обжалование результатов налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фонд в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет территориальный орган Фонда, решение которого обжалуется, и заявителя способом получения решения по жалобе, указанным в жалобе, о принятом решении. сделанный.

Плановые и внеплановые проверки

При выезде проверяется правильность начисления и своевременная уплата страховых взносов, а также правомерность произведенных расходов на оплату страхового возмещения.

При этом, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 16 Закона № 294-ФЗ, эти документы являются приложением к акту проверки (т. е. его частью) и следуют судьбе акта.

В целом срок выездной проверки составляет два месяца. Однако в отдельных случаях срок может быть продлен до 4 и даже до 6 месяцев (ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Законодатель допускает повторную проверку документов, проверенных в ходе предыдущего контрольного мероприятия, только в исключительных случаях (например, в ходе проверки были установлены системные нарушения, имевшие место на протяжении длительного периода, в том числе за период, охватываемый предыдущей проверкой).

Предоставление любых документов, не относящихся к предмету контрольной деятельности, или вне срока, указанного в решении о проведении проверки, необязательно (и нежелательно).

Я купил лекарства 30 сентября. Говорят, что надо было покупать после 1 октября, так как с 1 октября стартует программа реабилитации пострадавшего (VRP).

Жалоба, поступившая в Фонд, подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ​​ее поступления.

Другое дело выездные проверки. Они могут проходить по заранее намеченному плану или «случаться» внепланово. И так же, как и визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС или выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех без исключения работодателей.

Причины возникновения налоговых споров

Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок – это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Как обжаловать решение налогового органа

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:

  • оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
  • пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
  • расчеты сумм страховых выплат;
  • документация, подтверждающая факт выплаты пособий.
Читайте также:  Положено ли денежное вознаграждение на благодарственное письмо президента рф

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

Написать комментарий

      Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):

      • если камеральная проверка выявила нарушения;
      • при любой выездной проверке (ВНП).

      Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).

      Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:

      • по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
      • по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.

      Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.

      Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.

      К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.

      Порядок выездной проверки фонда социального страхования

      Выездная проверка Фонда социального страхования (ФСС) может проводиться для контроля за соблюдением обязательного социального страхования и выплатами пособий. Порядок выездной проверки может включать следующие этапы:

      1. Уведомление: ФСС должен предварительно уведомить организацию, подлежащую проверке, о намеченной дате и целях проверки. Обычно уведомление отправляется письменно или через электронные каналы связи.
      2. Подготовка: Перед выездом комиссии на проверку, организация должна готовить необходимые документы и давать доступ к информации, требуемой для осуществления проверки. Важно обеспечить полную и точную информацию в соответствии с запросами ФСС.
      3. Проведение проверки: Комиссия ФСС прибывает на место и проводит проверку. В процессе проверки могут использоваться различные методы и инструменты, такие как анализ документов, интервьюирование работников и представителей организации, осмотр рабочих мест и условий труда.
      4. Заключение проверки: По окончании проверки ФСС составляет заключение, в котором отражаются выявленные нарушения или соблюдение требований социального страхования. Заключение может содержать предписания по устранению нарушений и рекомендации по совершенствованию работы организации.
      5. Действия по результатам проверки: В случае выявления нарушений ФСС может применять различные меры ответственности, такие как начисление пени, возбуждение административного или уголовного дела, применение санкций к работодателям и т.д. Организация должна принять меры по исправлению выявленных нарушений и выполнить требования ФСС.

      Важно отметить, что конкретные процедуры выездной проверки могут зависеть от внутренних правил и нормативных актов ФСС.

      Как проходит камеральная проверка ФСС?

      Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

      Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

      Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

      • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
      • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

      В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

      Как идет проверка и чем может закончиться

      Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

      Читайте также:  Какова соцпенсия по потере кормильца в 2024 году

      Основанием для продления выездной проверки может стать:

      • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
      • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
      • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
      • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

      Штрафы и санкции при выявленнии нарушений

      Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

      Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

      Причины проведения специалистами ФСС РФ повторной или внеплановой ревизии страхователя

      -----------------------------------------------------------------¬
      ¦ Случаи назначения повторной или внеплановой проверки ¦
      L--T--------------------------------------------------------------
      ¦ -------------------------------------------------------¬
      +----->¦ Реорганизация или ликвидация организации ¦
      ¦ L-------------------------------------------------------
      ¦ -------------------------------------------------------¬
      +----->¦Контроль вышестоящего органа за деятельностью филиала,¦
      ¦ ¦ проводившего проверку организации ¦
      ¦ L-------------------------------------------------------
      ¦ -------------------------------------------------------¬
      L----->¦ Представление страхователем уточненной ¦
      ¦ ведомости по средствам фонда ¦
      L-------------------------------------------------------

      Схема 2

      Формы бланков решений о назначении повторной проверки приведены соответственно в Приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям.
      Если в уточненной расчетной ведомости по средствам фонда данные будут указаны в меньшем (или большем) размере, чем в предыдущей ведомости.

      ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ

      Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

      Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

      • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
      • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

      Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

      К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

      1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

      2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

      Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

      Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

      3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

      Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

      Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

      Срок камеральной проверки

      Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца с момента сдачи декларации (расчета) в ИФНС. Исключение составляет камеральная проверка декларации по НДС – 2 месяца со дня подачи отчетности. Если в ходе проверки инспектором будут обнаружены признаки на возможные нарушения законодательной базы, то руководитель налогового органа вправе продлить срок камеральной проверки декларации по НДС до 3-х месяцев.

      Если в результате проверки появилась необходимость в предоставлении дополнительных уточняющих документов или выявлены противоречия, ошибки или несоответствия, тогда в течение 10 дней со дня окончания проверки ФНС составляет акт проведения камеральной проверки и отправляет его налогоплательщику.

      Срок предоставления налогоплательщиком пояснений и уточнений составляет 5 дней.

      Как проводится камеральная проверка?

      Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

      Читайте также:  Прожиточный минимум в Самарской области

      В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

      Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

      Возражения по акту проверки

      Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.
      Возражения могут быть двух видов:

      • процессуальные – когда используются нарушения закона, просрочки действий, допущенные ревизорами. Например, это могут быть использование утративших законную силу нормативных актов. Так, в августе 2017 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.
      • материальные – то есть по существу дела, например, в связи с неправильно проведенными расчетами. Так, в июле 2017 года Верховный суд отправил на новое рассмотрение заявление ИП к ГУ Региональное отделение ФСС Краснодарского края в связи с неправильным расчетом страховых взносов, уплачиваемых при расторжении трудовых договоров.

      Возражения передаются в течение:

      • 21 рабочего дня – при получении акта по почте;
      • 15 рабочих дней – если получен представителем предприятия либо отправлен через интернет.
        Лучше передать возражения нарочным путем, с проставлением отметки о получении в канцелярии фонда.

      Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать пояснения и представлять доказательства своих доводов.

      В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.

      Наши услуги и перечень необходимых документов

      Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:

      • оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
      • оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
      • обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
      • подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
      • подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.

      Когда представляются возражения на акт проверки

      По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
      О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.

      Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.

      О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

      При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):

      • возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
      • момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).

      Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

      Что делать, если вы не уложились в месячный срок и не представили письменные возражения в установленный срок? Ответ на данный вопрос доступен в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал бесплатно.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *