НДС с аренды в муп в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды в муп в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.

НДС в казенном учреждении

Также не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Кроме того, от обложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров, работ, услуг (подп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ). Об этом сказано в письмах ФНС России от 26 октября 2024 года № СД-4-3/18661@, от 17 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11763@.

Передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. А действующее налоговое законодательство не предусматривает особенностей исчисления НДС при реализации имущественных прав казенным учреждением. Например, если казенное учреждение выставляет на торги права на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, то такие операции облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-07-15/7660). Учреждение обязано дополнительно к цене передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю прав соответствующую сумму НДС (абз. 1 п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого включен «входной» НДС. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового РФ). Остаточная стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16, от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). А сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

НДС в казенных учреждениях также облагается реализация государственного (муниципального) имущества. Подробно этот вопрос чиновники Минфина России рассмотрели в пункте 3 письма от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040. Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен статьями 153–154 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ.

Что указывать в бухгалтерской отчётности касательно аренды

Арендатору и арендодателю необходимо в бухотчётности раскрывать различную информацию о влиянии аренды на финансовое положение компании. Данные об активах и обязательствах предоставляются развернуто без взаимоисключения (п. 43, п. 44).

Раскрытию подлежат с учётом существенности (п. 45):

  • Правила расчёта переменных арендных платежей.
  • Основание и порядок расчёта процентной ставки.
  • Порядок начисления процентов на задолженность по аренде.
  • Затраты на улучшение предмета аренды и порядок их компенсации.
  • Ограничения использования предмета аренды (в том числе связанные с финансовыми показателями).
  • Другие сведения договоров аренды, которые влияют на финансовое положение компании.

Дополнительно арендатор должен раскрывать (п. 46):

  • Сведения о применении права на упрощённый учет обязательств по аренде в соответствии с пунктом 11
  • Сведения в отношении ППА — по аналогии с собственными активами.
  • Дополнительные затраты арендатора, которые связаны с предметом аренды.
  • Информацию о пересмотре обязательств по аренде и фактической стоимости.
  • Информацию о расходах и будущих арендных платежах арендатора — если арендатор может воспользоваться возможностями, которые предусмотрены в пункте 11.

Также предусмотрены и для арендодателя данные, которые ему необходимо раскрыть (п. 47):

  • Сведения о чистой и валовой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Сведения о значительных изменениях чистой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Общий размер дохода по операционной аренде с выделением переменных платежей.
  • Потенциальные денежные потоки, связанные с планируемым выкупом предмета аренды по окончании срока аренды.
  • Доходы и расходы, связанные с выбытием предмета аренды.
  • Организация управления рисками, связанными с правами на предмет аренды.
Читайте также:  На каких основаниях ДПС останавливают авто 2024 года

Сроки уплаты НДС в 2024 году: таблица

Далее приведем сроки уплаты НДС с учетом всех переносом и праздников.

За какой период уплачивается Срок уплаты
1-й платеж за IV квартал 2023 г. 29.01.2024 (28 января – воскресенье)
2-й платеж за IV квартал 2023 г. 28.02.2024
3-й платеж за IV квартал 2023 г. 28.03.2024
1-й платеж за I квартал 2024 г. 02.05.2024 (28 апреля – воскресенье, 29 и 30 апреля – выходные дни, 1 мая – нерабочий праздничный день)
2-й платеж за I квартал 2024 г. 28.05.2024
3-й платеж за I квартал 2024 г. 28.06.2024
1-й платеж за II квартал 2024 г. 29.07.2024 (28 июля – воскресенье)
2-й платеж за II квартал 2024 г. 28.08.2024
3-й платеж за II квартал 2024 г. 30.09.2024 (28 сентября – суббота)
1-й платеж за III квартал 2024 г. 28.10.2024
2-й платеж за III квартал 2024 г. 28.11.2024
3-й платеж за III квартал 2024 г. 28.12.2024
1-й платеж за IV квартал 2024 г. 28.01.2025
2-й платеж за IV квартал 2024 г. 28.02.2025
3-й платеж за IV квартал 2024 г. 28.03.2025

ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки

Стандарт не применяется в отношении земельных участков, которые передаются в аренду или субаренду для геологоразведки. Правило актуально для всех сторон договора. Если арендатор по первичному договору указанной деятельностью не занимается, но сдает землю в субаренду геологоразведочной компании, стандарт учета не применяется всеми сторонами: арендодателем, арендатором, субарендатором.
Нередко в субаренду сдается часть участка. Если субарендатор занимается геологоразведкой, а арендатор – нет, договор считается комбинированным. В отношении учета субаренды земли ФСБУ 25/2018 не применяется. Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке, как раз с использованием норм и правил упомянутого стандарта.
Как учитывать аренду и субаренду участка для геологоразведки? Используйте МСФО (IFRS) 16.


В договоре аренды может указываться переменная и фиксированная плата. Первая определяется порядком формирования стоимости земли. Обязательство по аренде и ППА для ФСБУ 25/2018 формируют не все переменные платежи. Это касается, например, арендной платы по размеру ставки инфляции или по кадастровой стоимости. Учитывается такая плата в текущих расходах.
Переменные платежи, рассчитанные по кадастру, не формируют ППА, поскольку они не указаны в перечне платежей, которые формируют состав арендных платежей (ФСБУ 25/2018 п. 7). Кадастровая стоимость устанавливается государством. И арендные переменные платежи, исходящие из такой оценки, не считаются рыночными.
Важно: также не формируют ППА переменные платежи, рассчитанные из ставки за единицу площади.
Прямые нормы по учету переменных платежей по кадастру в ФСБУ 25/2018 отсутствуют. Соответственно, возможны другие варианты учета. Если тема актуальна, запросите консультацию профильного специалиста!

Расчет и удержание НДС

1. Определение ставки НДС

Ставка НДС зависит от вида товара или услуги, который оказывается. Обычно в России используются две ставки НДС — 20% и 10%. Организации должны правильно определить ставку НДС, чтобы избежать нарушений законодательства.

2. Расчет НДС

Для расчета НДС необходимо умножить стоимость товара или услуги на соответствующую ставку НДС. Полученная сумма является суммой, которую организация обязана заплатить в бюджет.

Например, если стоимость услуги составляет 100 000 рублей, а ставка НДС 20%, то расчет НДС будет следующим: 100 000 * 0,2 = 20 000 рублей.

3. Удержание НДС

В некоторых случаях, организация может нессти обязанность удерживать НДС у своих подрядчиков или поставщиков. Для этого необходимо заключить соответствующие договоры и установить процедуру удержания НДС.

4. Отчетность по НДС

Каждый квартал организации обязаны представлять отчетность по НДС в налоговые органы. В отчете указываются все операции по НДС, проведенные за отчетный период. Независимо от того, был ли НДС удержан или нет, все операции должны быть отражены в отчетности.

НДС с аренды муниципального имущества КВР

В 2024 году планируются изменения в законодательстве о НДС, которые затронут особенности обложения аренды муниципального имущества КВР. Согласно предложенным изменениям, арендаторы муниципального имущества будут обязаны уплачивать НДС по ставке 20% от суммы арендной платы.

При этом, основное условие для начисления НДС по аренде муниципального имущества — это наличие у арендатора статуса плательщика НДС. Для получения такого статуса арендатор должен зарегистрироваться как плательщик НДС и вести учет операций с арендой муниципального имущества.

Однако существует ряд случаев, когда арендаторы могут быть освобождены от обязанности уплаты НДС:

1. Заключение договора аренды субъектом малого предпринимательства, если его обороты за предыдущий налоговый период не превышали установленный порог.

2. Арендование земельных участков гражданами для личного подсобного хозяйства без извлечения прибыли.

3. Аренда помещений, используемых для культовых нужд, и аренда помещений, предоставляемых на протезирование и рехабилитацию инвалидов.

Таким образом, внесение изменений в законодательство о НДС с аренды муниципального имущества может повлиять на финансовую стратегию КВР и арендаторов муниципального имущества. Все арендаторы, осуществляющие аренду муниципального имущества с учетом НДС, должны быть готовы к соответствующим изменениям и оплате соответствующих налоговых обязательств.

Читайте также:  Как отмазаться от армии 2024 в России

Особенности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

При аренде муниципального имущества КВР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существуют определенные особенности, связанные с уплатой НДС. В 2024 году вступят в силу изменения, которые затронут эти категории арендаторов.

Для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, аренда муниципального имущества КВР облагается НДС. Ставка НДС для таких арендаторов составляет 20%. Арендодатель, являющийся муниципальным образованием, является плательщиком НДС и должен включить его в стоимость арендной платы.

Для индивидуальных предпринимателей аренда муниципального имущества КВР также облагается НДС. Ставка НДС для индивидуальных предпринимателей составляет 15%. При заключении договора арендатор должен учитывать эту ставку и включить ее в стоимость арендной платы.

Важно отметить, что налоговые изменения, связанные с НДС с аренды муниципального имущества КВР, могут повлиять на стоимость аренды и финансовую составляющую предпринимательской деятельности. Поэтому рекомендуется внимательно изучить новые правила и принять их во внимание при планировании бизнес-процессов и расчете стоимости аренды.

Категория арендаторов Ставка НДС
Юридические лица 20%
Индивидуальные предприниматели 15%

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

(ст. 651 ГК РФ).

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Агентский НДС и условия договора

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.

Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.

Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Ответственность налогового агента

В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).

Читайте также:  Со скольки лет дают рассрочку в связном

Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).

Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

НДС с аренды муниципального имущества в 2023

С 1 января 2023 года в России вступили в силу изменения в налоговом законодательстве, касающиеся уплаты НДС с аренды муниципального имущества.

Согласно новым правилам, сумма арендной платы, включая НДС, должна быть указана в договоре аренды. Размер НДС составляет 20% от стоимости аренды.

Для организаций, которые являются плательщиками НДС, арендная плата и НДС должны быть указаны отдельной строкой в договоре, а также в отчетности по НДС.

Организации, не являющиеся плательщиками НДС, освобождаются от уплаты данного налога при аренде муниципального имущества.

  • Оплата аренды и НДС должна производиться до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга аренды.
  • В случае несвоевременной оплаты арендной платы и НДС организация может быть предусмотрена штрафом или иными санкциями в соответствии с законодательством.

Таким образом, с 2023 года плательщики НДС обязаны уплачивать 20% от стоимости аренды, указывая эту сумму как отдельную строку в договоре и отчетности по НДС, в то время как для неплательщиков НДС данная плата не обязательна при аренде муниципального имущества.

О особенностях платежей по НДС с аренды муниципального имущества в 2023

В 2023 году с аренды муниципального имущества вступят в силу новые правила оплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Законодательство предусматривает ряд особенностей, о которых нужно знать тем, кто арендует муниципальное имущество.

Во-первых, согласно новым правилам, арендаторы муниципального имущества обязаны будут уплачивать НДС как часть арендной платы. Ранее, арендаторы могли рассчитывать платить НДС отдельно от стоимости аренды, однако с 2023 года это стало невозможно.

Во-вторых, ставка НДС на аренду муниципального имущества останется неизменной и составит 20%. Это означает, что арендаторы будут платить 20% от суммы арендной платы в качестве налога на добавленную стоимость.

Также стоит отметить, что арендаторы имеют право на вычет НДС, уплаченного с аренды муниципального имущества, если они являются плательщиками НДС. Это значит, что арендаторы могут учесть уплаченный НДС в качестве налогового кредита и скорректировать сумму НДС, подлежащую уплате в налоговую службу.

Статус арендатора также может влиять на процедуру платежей по НДС. Если арендатор является малым или средним предприятием (МСП), ему предоставляется право на отсрочку платежей по НДС. В этом случае, МСП может уплатить НДС не сразу, а в определенный срок после получения дохода от аренды муниципального имущества.

Итак, в 2023 году арендаторы муниципального имущества должны учитывать новые правила платежей по НДС. Налог будет включен в сумму арендной платы и будет составлять 20% от этой суммы. В то же время, арендаторы имеют право на вычет НДС и могут воспользоваться отсрочкой платежей, если они являются МСП.

Особенности платежей по НДС с аренды муниципального имущества в 2023
Новые правила устанавливают обязательность уплаты НДС в качестве части арендной платы.
Ставка НДС на аренду муниципального имущества составит 20%.
Арендаторы имеют право на вычет НДС, уплаченного с аренды муниципального имущества.
МСП могут воспользоваться отсрочкой платежей по НДС.

Что будет, если не платить НДС с аренды муниципального имущества в 2023

В случае неуплаты НДС, нарушение будет рассматриваться как налоговое правонарушение, за которое могут быть предусмотрены административные и финансовые санкции. Налоговые органы могут возложить на арендатора дополнительные платежи, штрафы и пени.

Неплатежеспособность или несоблюдение налоговых обязательств может привести к аннулированию арендного договора и лишению права пользования муниципальным имуществом. Арендатор также может столкнуться с судебными исками от муниципалитета или иных заинтересованных сторон.

Кроме того, неуплата НДС может отразиться на репутации арендатора и его финансовом положении. В случае нарушения налогового законодательства, информация о неплатежах может быть передана в единый реестр недобросовестных налогоплательщиков. Это может вызвать дополнительные проблемы при заключении договоров и взаимодействии со счетчиками.

Таким образом, неуплата НДС с аренды муниципального имущества в 2023 году может иметь серьезные последствия для арендатора. Для избежания проблем необходимо соблюдать налоговое законодательство и выполнять свои обязательства по уплате налогов своевременно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *