Что влияет на страховку автомобиля ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что влияет на страховку автомобиля ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возраст и стаж страхователя – это одни из ключевых факторов, определяющих цену ОСАГО. Как показывает практика, начинающие автолюбители менее осторожно водят авто. Стоимость автостраховки для них оказывается выше, поэтому возрастной фактор играет большую роль.
Как мощность двигателя влияет на цену полиса ОСАГО
Технические характеристики автомобиля являются еще одним параметром, влияющим на тариф ОСАГО. Принято считать, что автомобили с большей мощностью имеют больший потенциал для создания аварийных ситуаций. Чем мощнее двигатель, тем выше значение КМ. А это уже, в свою очередь, повлияет на цену страхования.
Важно отметить, что коэффициент мощности страховщики применяют исключительно при страховании легкового транспорта. Рассказываем, какой коэффициент вы получите в зависимости от мощности автомобильного двигателя:
- до 50 л.с. – 0,6;
- от 50 до 70 л.с. – 1;
- от 70 до 100 – 1,1;
- от 100 до 120 – 1,2;
- от 120 до 150 – 1,4;
- от 150 – 1,6.
КМ рассчитывается в лошадиных силах. Страховая компания использует показатель мощности ТС, указанные в паспорте. Если они отсутствуют, страховщик для определения значения КМ использует данные о двигателе, предоставленные производителем.
Как от региона регистрации автовладельца зависит цена ОСАГО
Место жительства собственника и регион, где будет использоваться автомобиль, также влияют на цену “автогражданки”. Размер этого коэффициента устанавливается Центробанком в зависимости от ситуации на дорогах региона. Это значит, что в регионах с высокими уровнями аварийности и страхового мошенничества размер страхового тарифа может быть выше. И в то же время, если в какой-либо области фиксируется хорошая ситуация на дорогах, регулятор может снизить коэффициент. Имейте в виду, что при оформлении страхового договора КТ определяется в соответствии с адресом регистрации владельца авто. Ниже вы можете увидеть десятку крупных городов России с их значениями, актуальными на текущий год.
Адрес регистрации владельца ТС | Коэффициент для транспорта, но не для спецтехники (актуально по состоянию на июнь 2023) | Коэффициент для спецтехники |
Москва | 1,8 | 1,18 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Московская Область | 1,56 | 1 |
Севастополь | 0,82 | 0,82 |
Казань | 1,8 | 1,18 |
Новосибирск | 1,63 | 1 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Краснодар | 1,64 | 1 |
Красноярск | 1,64 | 1 |
Владивосток | 1,36 | 1 |
Как страховые могут получать информацию о нарушениях?
Рассмотрим пункт 1 статьи 30 обновленного документа:
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Уведомление страховой о проведении независимой технической экспертизы
Рассмотрим пункт 13 статьи 12:
В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения указанных независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.
Для начала напомню, что если автомобиль пострадал в результате ДТП, то страховая компания должна организовать его осмотр и (или) независимую техническую экспертизу. В ходе этой процедуры должна быть произведена оценка причиненного ущерба. На процедуру отводится до 5 рабочих дней.
Если страховая компания не торопится осматривать автомобиль, то водитель может самостоятельно организовать независимую техническую экспертизу. А новый пункт статьи 12 говорит о том, что на такую экспертизу нужно пригласить представителя страховой компании. Причем сделать это нужно не позже, чем за 3 дня до проведения самой экспертизы.
Стоимость ОСАГО: этапы формирования
Изначально стоимость устанавливается исходя из указаний и соответствующих положений Центрального Банка России. Банк ограничивает страховщиков путем утверждения тарифного коридора, иначе говоря, предельных показателей. На основе этого тарифного коридора и ограничиваясь предельными значениями, компании фиксируют свои расценки.
При утверждении тарифа предполагается, что доход компаний от реализации полисов превышает объем выплат.
Что здесь учитывается:
- вид транспортного средства;
- статус автовладельца (юр. лицо, физ. лицо);
- цели эксплуатации транспортного средства.
По самому низкому тарифу идут собственники – физ. лица, использующие ТС только для личного пользования, без каких-либо коммерческих целей.
Далее берем в учет специальные коэффициенты. Они учитывают:
- техническое состояние;
- информацию о возрасте владельца и водительском стаже;
- информацию о лицах, которые допускаются к управлению;
- некоторые дополнительные факторы.
Что не покрывает полис ОСАГО
- причинение вреда при использовании другого автомобиля, который не указан в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
ОСАГО при ДТП: как получить выплату?
После ДТП потерпевшим важно подождать оформления документов для выплаты и не ремонтировать автомобиль до этого момента. Подавать документы в страховую лучше сразу после аварии и не затягивать с этим, особенно это касается выплат по Европротоколу (оформление ДТП без полицейских).
Потерпевшему за возмещением нужно будет обратиться в свою страховую компанию. Однако для этого должны быть выполнены все условия. Они указаны в ст.14.1 закона об ОСАГО:
- в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в данном ДТП;
- ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если ДТП оформили по Европротоколу
- заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе. В случае оформления извещения о ДТП в виде электронного документа оно автоматически поступает в АИС ОСАГО, откуда может быть получено страховой компанией.
Базовый тариф устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Однако разница базовой ставки определяется видом ТС. Чтобы определить размер этого значения, профессионалы проводят специальные расчеты.
Уполномоченные сотрудники заинтересованы в том, чтобы совокупная стоимость полисов превышала размер возможных компенсаций. Условия конкуренции вынуждают страховые компании не завышать значение базового тарифа. Также Центробанк вправе повышать или снижать базовую ставку раз в год.
Владелец мотоцикла может рассчитывать на самый низкий базовый тариф в размере 1579 рублей. Собственники автомобилей категорий «В» и «ВЕ» должны использовать при расчетах ставку около 4118 рублей.
Самое высокое значение базового тарифа применяется к такси. Это неудивительно: владельцы таких авто проводят на дороге большую часть рабочего дня. Высокая активность нередко приводит к авариям.
Таблица новых и старых базовых тарифов ОСАГО на 2023 год
Категория ТС |
Старый тариф, руб. |
Новый тариф на 2023 год, руб. |
Категория А/М (мототехника, мопеды, скутеры и т.п.) |
867-1579 |
694-1407 |
Категория В/ВЕ (легковые авто) для физических лиц |
3432-4118 |
2746-4942 |
Категория В/ВЕ (легковые авто) для такси |
5138-6166 |
4110-7399 |
Категория В/ВЕ (легковые авто) для юридических лиц |
2573-3087 |
2058-2911 |
Категория С/СЕ (грузовые машины) весом менее 16 т |
3509-4211 |
2807-5053 |
Категория С/СЕ (грузовые машины) весом свыше 16 т |
5284-6341 |
4227-7609 |
Категория D/DE (автобусы) для маршрутных перевозок |
5138-6166 |
4110-7399 |
Категория D/DE (автобусы) менее 16 мест |
2808-2270 |
2246-4044 |
Категория D/DE (автобусы) свыше 16 мест |
3509-4211 |
2807-5053 |
Как добиться минимальной стоимости ОСАГО в 2023 году
Существуют реальные и сравнительно простые возможности уменьшить расходы на страхование:
- Территориальный коэффициент. При проживании в крупном городе или мегаполисе оформите автомобиль на доверенное лицо, прописанное в сельской местности. В некоторых случаях можно снизить стоимость полиса на 70% и больше!
- Ограничьте количество страхуемых водителей. По возможности, не включайте в страховку водителей возрастом до 21 года и опытом вождения менее 3 лет. Это снизит риск аварии и коэффициент КВС.
- Ездите аккуратно с соблюдением ПДД. Это позволит свести КБМ к минимуму, а значит, уменьшит стоимость страховых услуг.
- Найдите самое выгодное предложение. Сервис instore.market позволяет всего за несколько минут найти наиболее выгодные программы российских страховщиков, сравнить их и выбрать наиболее подходящую.
- Рассмотрите возможность оформления неограниченной страховки. Если нужно вписать молодого водителя или того, у кого высокий КБМ, лучше использовать неограниченный полис без указания автомобилистов. Так вы заплатите меньше.
Что влияет на базовую ставку
Итак, как мы уже знаем, страховые компании могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в границах установленного коридора.
Тем самым, базовые тарифы у разных страховых компаний могут различаться, но коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы у всех страховых компаний.
Базовые ставки по автогражданке различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо). А также от технических характеристик, конструктивных особенностей и цели использования ТС.
Кроме того, страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые повлияют на ее базовые тарифы. Так, для водителей, совершающих грубые (зафиксированные инспектором ГИБДД) нарушения — превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, — будет применяться максимальный тариф.
Для того чтобы наглядно увидеть каким образом осуществляется расчёт стоимости автогражданки, приведем конкретный пример на основании исходных данных, приведенных при расчете стоимости ОСАГО у разных страховщиков (выше по тексту).
Итак, приступим к определению значений основных показателей, участвующих в расчете стоимости полиса:
- Тб= 4942 руб (максимальный тариф для машин категории «В»);
- Кт = 2,0 (для г. Москва);
- Ко =1,0 (ограниченное количество водителей);
- Квс = 1,0 (возраст – больше 22 лет, стаж вождения – больше 3 лет);
- Км=1,1 (мощность двигателя 100 л. с.);
- Кбм=0,9 (5 класс);
- Кс=1 (полис покупается на 1 год).
КВС — Коэффициент осаго по возрасту и стажу
Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.
Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.
При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.
возраст/стаж | менее 1 года | 1 год | 2 года | 3 — 4 года | 5 — 6 лет | 7 — 9 лет | 10 — 14 лет | более 15 лет |
от 16 до 21 года | 1.93 | 1.9 | 1.87 | 1.66 | 1.64 | 1 | 1 | 1 |
от 22 до 24 лет | 1.79 | 1.77 | 1.76 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1 | 1 |
от 25 до 29 лет | 1.77 | 1.68 | 1.61 | 1.06 | 1.05 | 1.05 | 1.01 | 1 |
от 30 до 34 лет | 1.62 | 1.61 | 1.59 | 1.04 | 1.04 | 1.01 | 0.96 | 0.95 |
от 35 до 39 лет | 1.61 | 1.59 | 1.58 | 0.99 | 0.96 | 0.95 | 0.95 | 0.94 |
от 40 до 49 лет | 1.59 | 1.58 | 1.57 | 0.95 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 |
от 50 до 59 лет | 1.58 | 1.57 | 1.56 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.94 | 0.93 |
60 и старше | 1.55 | 1.54 | 1.53 | 0.92 | 0.91 | 0.91 | 0.91 | 0.9 |
КПр — управление транспортным средством с прицепом
Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС | Коэффициент КПр |
---|---|
Прицеп к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам | 1,16 |
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,40 |
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,25 |
Прицеп к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движетелей | 1,24 |
Прицеп к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств | 1 |
Слетел КБМ – что делать?
Для того, чтобы понять план действий для восстановления КБМ, надо понять причину, по которой он слетел.
- Если вы продали машину и не вписывались ни в какие другие полисы более года, то ваш КБМ слетит, поскольку для расчета используются только те данные, которые были по полисам, действующим не больше года назад. При этом, коэффициент слетает не как при наличии аварии – на некоторое значение, а сразу до единицы.
- Что касается аварий, то если они у вас были, то КБМ слетит на следующий страховой год после страховых выплат. Если этого не произошло и про вас забыли, то радоваться особо не стоит, вашу аварию могут учесть и через год, а бывает, что и через два. Однако, с такой ситуацией можно попробовать побороться, поскольку, как писалось ранее, коэффициент должен учитываться по полису не позднее чем год назад, там у вас было всё хорошо, а, значит, и применять стоит прошлогодний коэффициент.
- Самая частая ситуация, когда необходимо заниматься восстановлением КБМ — это указание неверного коэффициента самим страховщиком. В таком случае в базу попадают неверные данные, и изменить их можно, только обратившись в страховую, с которой уже заключили или собираетесь заключить договор. Если страховщик ничего не исправит, то придется жаловаться дальше, в РСА, а потом в ЦБ. Последняя инстанция в таком споре — это суд.