Соут провели в 2024 г. подпадаем ли под штрафные санкции?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соут провели в 2024 г. подпадаем ли под штрафные санкции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Особенности работы во вредных условиях труда
Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:
- внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
- ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
- переместили рабочее место в другое помещение и др.
В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.
Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:
- сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
- повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
- как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.
Какие штрафы предусмотрены за нарушения?
Ранее ответственность за нарушение законодательных норм о труде, а также охраны труда, регулировались ст. 5.27 КоАП. Причем размер налагаемого штрафа не превышал 50 000 рублей.
На сегодняшний день несоблюдение предусмотренных требований установлено в отдельных статьях КоАП. В каждой из них выделяются отдельные составы правонарушений, которые по мнению законодателя являются серьезными. Ответственность за них стала более строгой.
Нововведения являются своеобразным сигналом для работодателей, не соблюдающих закон, о том, что специальные органы будут отслеживать работу каждого предприятия более тщательно.
Формулировка нарушений правил ОТ ранее была общая. Соответственно инспекторы применяли санкции за все имеющиеся нарушения в совокупности в процессе проведения проверок. После изменения законодательства и выделения разных составов нарушений, штрафы будут начисляться за каждый пункт ст.5.27 КоАП по отдельности, суммируясь.
Обновлено: с 6 апреля 2022 года в силу вступили поправки в КоАП, согласно которым одновременное привлечение к ответственности и должностного и юридического лица не применяется. Однако, юридическому лицу, чтобы избежать наказания придется доказать, что оно сделало все возможное для соблюдения требований закона, а «сбой» произошел на этапе исполнения требований должностным лицом.
За что наказывают и как
По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.
Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.
Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.
Кто контролирует и наказывает
Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:
- без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
- запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
- изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
- направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
- оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
Актуальные размеры штрафов за нарушение правил СОУТ
В настоящее время нарушение действующих правил проведения СОУТ, установленных федеральным законом № 426-ФЗ, рассматривается в рамках ст. 5.27.1 КоАП РФ. В состав этой статьи включен специальный пункт 2, который содержит санкции за такие нарушения как непроведение спецоценки или несоблюдение правил ее проведения.
Степень серьезности санкций зависит от того, кто именно является субъектом нарушения. Кроме того, повторный проступок аналогичного характера влечет за собой ужесточение наказания. Мы свели информацию о штрафах и иных мерах, предусмотренных КоАП за такие действия, в удобную таблицу.
Субъект нарушения |
Санкции за первичное нарушение |
Санкции за повторное нарушение |
Сотрудник, ответственный за организацию СОУТ |
Предупреждение или денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или дисквалификация, которая длится 1-3 года |
ИП |
Денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Юрлица |
Денежный штраф 60-80 т.р. |
Денежный штраф 100-200 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Примечательно, что оба нарушения – непроведение СОУТ и несоблюдение правил ее проведения — рассматриваются как равнозначные, а значит, влекут за собой одинаковое наказание. Например, это означает, что если организация сначала была оштрафована за непроведение спецоценки, а потом провела ее, но допустила ошибки в самой процедуре или оформлении документов, к ней будет применен штраф повышенного размера. Не исключено даже, что его заменят остановкой работы на три месяца.
Изменения в законодательстве
В 2024 году вступают в силу новые санкции по СОУТ, которые предусматривают более строгие штрафы для нарушителей. Соответствующие изменения в законодательстве направлены на повышение безопасности труда и улучшение условий работы.
Одним из главных изменений является увеличение размера штрафов. В соответствии с новыми правилами, штрафы за нарушение требований СОУТ могут достигать значительных сумм и зависеть от степени нарушения и последствий, которые оно может вызвать.
Вторым важным изменением является расширение списка нарушений, которые подлежат штрафу. К ним будут относиться не только нарушения, которые непосредственно связаны с безопасностью труда, но и нарушения, которые могут негативно сказаться на здоровье работников или на качестве выполняемых работ.
Также будет ужесточена ответственность за повторные нарушения. Если ранее штрафы за повторные нарушения были увеличены на 50%, то теперь они будут увеличены на 100%. Это позволит более эффективно дисциплинировать нарушителей и устранить повторные нарушения.
Кроме того, правительство вводит обязательное проведение аттестации рабочих мест, на которых трудятся сотрудники. Это позволит выявить и ликвидировать нарушения требований СОУТ и обеспечить безопасные условия труда для всех работников.
В целом, все эти изменения направлены на улучшение безопасности труда и урегулирование нарушений, что позволит создать комфортные условия работы и снизить риски возникновения несчастных случаев на производстве.
Последствия нарушения правил
Нарушение правил СОУТ влечет за собой серьезные последствия для организаций. Рассмотрим основные из них:
Штрафные санкции: организации, не выполняющие требования СОУТ, подвергаются штрафным санкциям. Размер штрафа может зависеть от степени нарушения и других факторов.
Обязательства по устранению нарушений: организациям, привлеченным к ответственности за нарушение СОУТ, обычно требуется принять меры для устранения последствий нарушений и предотвращения повторного нарушения.
Потеря доверия потребителей и партнеров: нарушение СОУТ может негативно сказаться на репутации организации и привести к потере доверия со стороны потребителей и партнеров.
Потеря конкурентных преимуществ: организации, не соблюдающие СОУТ, могут потерять конкурентные преимущества перед другими компаниями, которые строго следуют правилам и обеспечивают безопасность труда.
Юридические проблемы: нарушение СОУТ может привести к возникновению юридических проблем, включая возможные иски со стороны работников, госорганов и других заинтересованных сторон.
В целом, соблюдение правил СОУТ является важным аспектом работы организаций, который помогает обеспечить безопасные условия труда и уменьшить риски для сотрудников и окружающих. Нарушение данных правил может привести к серьезным последствиям, влияющим на экономическую, юридическую и репутационную сферы деятельности организации.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2022. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.
С 2022 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Новшества по исполнению СОУТ
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
СОУТ (специальная оценка условий труда)
Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней.
Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.
- сведения об оцениваемой организации;
- перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
- протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
- протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
- заключения эксперта.
На сайте Гострудинспекции в Ставропольском крае можно проверить внесена ли информация о спецоценке или нет. Данный запрос можно сделать в разделе «Специальная оценка условий труда».
Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.
Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут упростить для себя эту задачу. Федеральный закон № 426-Фз дает им возможность оформить особую декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям. Ее необходимо подать ее в Государственную инспекцию труда.
Отсутствие спецоценки в 2022 году: как избежать ответственности
- законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
- необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
- организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
- работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
- работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).
В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Что касается размеров санкций, то за отсутствие или нарушение порядка проведения спецоценки инспектор ГИТ вправе вынести предупреждение или выписать штраф.
Должностные лица | Индивидуальные предприниматели | Юридические лица |
Первое нарушение | Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей. | |
Повторное нарушение | Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
1. Должностные лица и ИП — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
2. Юрлица — от 60 до 80 тысяч рублей.
Выбор оценщика для СОУТ
Оценка условий труда является основным вопросом при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ). Выбор оценщика для СОУТ должен быть основан на законодательстве, которое регулирует этот процесс. Какие вопросы будут рассматриваться в рамках оценки и как эта работа должна быть организована – все это определяется порядком, установленным законом.
Оценку условий труда можно проводить в виде независимого экспертизы или использовать услуги специализированных организаций, аккредитованных для проведения таких оценок. Кто может выполнять функции оценщика и какие требования предъявляются к этой деятельности – все это описано в законодательстве, в том числе в постановлениях соответствующих ведомств.
Выбор оценщика должен быть осуществлен в соответствии с установленным порядком. Какие лица могут быть оценщиками и как оформляются их полномочия – все это определено законодательством. Например, в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценщиком может быть специалист, который имеет соответствующую аккредитацию для проведения СОУТ и соответствующую квалификацию.