Что должен уметь методист детского сада
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должен уметь методист детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Само слово «методист» восходит к названию протестантского течения, отколовшегося от англиканской церкви в 18-м веке и проповедовавшего смирение и терпение. Еще тогда пытались систематизировать жизнь и поступки верующих.
Обязанности методиста
Основные должностные обязанности методиста выглядят примерно так:
- методическая помощь педагогам:
- участие в составлении учебных программ;
- проведение семинаров, конференций, тренингов, стажировок;
- ознакомление с новой профессиональной литературой;
- организация учебной деятельности:
- составление расписания для преподавателей;
- разработка зарплатной ведомости и табеля рабочего времени;
- закупка учебных и сопутствующих материалов;
- подбор педагогических кадров.
В зависимости от специализации учреждения обязанности методиста могут несколько различаться.
Какие требования предъявляются к должности методиста дошкольного учреждения
Компетенции сотрудника, его должностные обязанности:
- Исследования и контроль образовательных и воспитательных процессов по месту работы;
- Создание комфортной среды для развития воспитанников, их личности;
- Методические разработки, позволяющие изучить интересы, склонности, увлечения дошкольников, развить мотивацию и самостоятельность;
- Работа по организации и координации деятельности педагогов в детских садах, проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий;
- Помощь, консультации для родителей;
- Курирование воспитательной, образовательной деятельности педагогов, контроль над выполнением программы по ФГОС;
- Взаимодействие с воспитателями по освоению новых программ современной педагогики, повышению профессиональной квалификации;
- Проведение педсоветов, собраний для родителей и педагогического коллектива;
- Работа с дидактическими материалами, творческими и проектными группами;
- Помощь молодым воспитателям, опытным педагогам на профессиональном поприще.
Кто такой методист образовательных программ?
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность — это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения.
Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением, отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.
Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада, учебного комплекса возникает достаточно ответственная задача — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно — методического потока.
Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно — методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педпроцесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Работа заведующего облегчается, если в штате детского учреждения имеется воспитатель-методист. Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником.
Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.
Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.
Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми материалами и пособиями по всем разделам воспитательно-образовательной работы с детьми.
Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами:
— Ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений.
— Координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций.
— Проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогических навыков.
В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи методиста, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.
Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы.
Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте.
Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей.
Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.
Также методистом организовываются различные формы методической помощи воспитателям, например: консультации, тематические беседы с воспитателями. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.
Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Трибуной педагогического опыта является педсовет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой.
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения».
В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса.
Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе.
Методист в детском саду. Секреты успешной работы.
Методист в детском саду курирует воспитательную работу. В его обязанности входит контроль над работой воспитателей и других педагогических работников (музыкального руководителя, логопеда, психолога), проверка планов воспитательной работы, составление расписания занятий, необходимых и обязательных. Подготовка проведения занятий. Также посещение этих занятий, их анализ.
Работает методист в детском саду в тесной связи с педагогом-психологом, например, они совместно проводят диагностику знаний, умений и навыков воспитанников разного возраста. В контакте со старшей медсестрой методист обеспечивает необходимую и достаточную психолого-педагогическую нагрузку на каждого ребенка в отдельности.
Вместе с заведующей методист организует педсоветы в учреждении, занимается ежегодно комплектованием групп воспитанников, проводит оснащением учебных групп необходимой мебелью и игрушками.
Методист детского сада не только посещает и анализирует проводимые воспитателями занятия с детьми, но и сам их проводит в плане передачи опыта. Часто методист детсада привлекается к работе с родителями, например, проводит с ними родительские собрания вместе с заведующей или самостоятельно.
Главные функции методиста — изучение и разработка методов преподавания. Методист планирует работу преподавательского коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, организует семинары, конференции, учебные курсы и т.д. При этом школьные методисты тесно контактируют с социальными педагогами и выстраивают единый, качественный подход к образованию.
Если профессия преподавателя подразумевает определенную самостоятельность и в определенной степени творчество, то профессия методиста существует, чтобы систематизировать и приводить работу преподавателей в порядок.
Должность методиста существует практически во всех учреждениях, связанных с образованием и воспитанием. Как минимум, в методистах нуждаются:
- детские сады;
- школы;
- издательства;
- информационно-педагогические центры;
- колледжи и техникумы;
- вузы;
- организации переподготовки кадров и повышения квалификации;
- отделы по обучению персонала в крупных компаниях.
Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.
Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.
Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.
В заключение осталось напомнить, что с должностной инструкцией претендента необходимо ознакомить еще до того момента, как с ним будет подписан трудовой договор. Причем данный факт должен быть подтвержден личной подписью соискателя на этом документе. Типовой образец должностной инструкции методиста вы можете скачать на нашем сайте.
Значение термина методист в переводе с греческого обозначает следование чему-нибудь, в системе образования методистом выступает педагог, основная деятельность которого изучение и разработка методов преподавания, оптимизация обучения. Первые специалисты по методике изучения какого-либо предмета появились в России в 19 веке, а к середине столетия обмен опытом, педагогическим мастерством и методами работы стал носить системный характер. Таким образом, к 20 веку сформировался отдельный подвид профессии педагога – педагог-методист.
Работа методиста затребована во всех учреждениях системы образования, начиная от детских садов, переходя в школы, лицеи, техникумы, ВУЗы и завершая педагогическими центрами. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию важных социальных задач: обучение, воспитание и подготовка нового поколения, чей образ жизни в дальнейшем определит будущее государства в социально-экономическом и научно-техническом аспекте. По этой причине недопустимо наличие ошибок и недочетов в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений.
Знания и опыт методиста влияют на качество образовательно-воспитательного процесса в детском саду. Совершенствовать свои профессиональные компетенции методист может, в том числе, с помощью курсов повышения квалификации. Например в Школе Менеджера образования , где собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Зайдите сюда , чтобы подобрать подходящий курс, записаться и начать обучение.
Тот, кто помогает системе работать
Методист — это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист — это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.
Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу — этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.
Немного о деятельности, которая не связана с контролем и организацией
Многих современных молодых людей привлекает подобная должность. В эпоху компьютеризации большинство этапов контроля можно автоматизировать. Тем самым сократив траты времени на рутинную организацию из-за мелких изменений. А вот возможность организовать торжества и мероприятия — это уже интересное занятие, которое подходит для творческих личностей. Должностная обязанность методиста подразумевает также то, что он должен заниматься информационной работой, то есть популяризовать учреждение, в котором он работает, что также можно считать достаточно интересным занятием. Хороший методист должен быть усидчивым фантазером — две противоположности в одном флаконе.
Курсы профессиональной переподготовки методиста в дошкольном образовательном учреждении условно принято делить на два вида:
- Переподготовка для получения новой квалификации – такой курс ориентирован на лиц, которые не имеют профильного образования в сфере методической работы, и хотят получить квалификацию по этому направлению для дальнейшей успешной работы.
- Переподготовка для выполнения нового вида деятельности в этой области – ориентирован для лиц, которые уже имеют квалификацию в этой сфере, но хотят освоить для себя новое направление в ней, например, переквалифицироваться со специальности методиста-организатора на методиста ДОУ.
Что входит в обязанности завхоза в детском саду?
1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция заведующего хозяйством в ДОУ разработана на основе Профессионального стандарта: « 07.005 Специалист административно-хозяйственной деятельности », утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 февраля 2018 г.
- N 49н; с учетом ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.
- « Об образовании в Российской Федерации » в редакции от 17 февраля 2021 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.1.2.
- Заведующий хозяйством ДОУ должен иметь среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) по программе подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по профилю деятельности, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации по профилю деятельности (не реже чем раз в три года).1.3.
Методист в начальных образовательных учреждениях
Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.
К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.
Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.
Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.
Развитие и внедрение образовательных программ
Основной целью разработки образовательных программ является формирование плановых заданий и программ деятельности для детей разных возрастов и уровней развития. Эти программы должны быть направлены на развитие всех аспектов личности ребенка: физического, эмоционального, когнитивного и социального.
Один из подходов, используемых методистом при создании образовательных программ, — это дифференциация обучения. Этот подход предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его потребности, возможности и интересы. |
Другой важный аспект разработки образовательных программ — это использование различных методик и материалов. Методист должен быть в курсе новых тенденций в образовании и выбирать наиболее эффективные и интересные методы обучения, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям детей в детском саду. |
После разработки образовательных программ методист должен следить за их внедрением и эффективностью. Он проводит наблюдение и анализ работы педагогов, оценивает результаты обучения детей и вносит необходимые коррективы в образовательный процесс.
Таким образом, работа методиста в разработке и внедрении образовательных программ играет ключевую роль в обеспечении качественного образования детей в детском саду и их гармоничного развития.
Организация и проведение педагогических мероприятий
Методист детского сада отвечает за организацию и проведение педагогических мероприятий, которые направлены на развитие и обучение детей. Он планирует и организует различные педагогические мероприятия, такие как конкурсы, праздники, выставки, спортивные мероприятия и другие.
Методист сотрудничает с педагогами детского сада, помогая им разрабатывать планы мероприятий, выбирать необходимые материалы и ресурсы, подбирать соответствующие программы и методики обучения. Он также проводит консультации и тренинги для педагогов, совместно с ними анализирует эффективность проведенных мероприятий и разрабатывает планы дальнейшей работы.
Организация и проведение педагогических мероприятий включает в себя не только планирование и подготовку, но и непосредственное взаимодействие с детьми. Методист активно участвует в проведении мероприятий, помогает детям раскрыть свой потенциал, развить творческие способности и овладеть новыми навыками.
Он выполняет роль организатора и координатора педагогических мероприятий, следит за их проведением в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Методист обеспечивает создание комфортной атмосферы, содействует развитию творческого мышления и воспитанию культуры взаимоотношений у детей.
Организация и проведение педагогических мероприятий требует от методиста творческого подхода, умения работать с детьми разного возраста и учитывать их индивидуальные особенности. Методист детского сада должен быть готов к постоянному самообразованию, развитию профессиональных навыков и открытому обмену опытом с коллегами. Только таким образом можно обеспечить эффективное проведение педагогических мероприятий и полноценное развитие детей.
Методист учебного отдела ВУЗа несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с
Руководитель кадровой службы
Согласовано:
С инструкцией ознакомлен:
Методист в домах культуры и развивающих центрах
Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные — дома культуры, так и частные — развивающие центры.
Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.
Методист — это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.