Как узаконить и согласовать самострой в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узаконить и согласовать самострой в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы получили отказ от ГЗК или Росреестра, есть еще один вариант, как узаконить незаконную постройку на своем участке: через суд. Ответчиком будет выступать муниципальная структура, которая выдала отказ. Иск подается в районный суд по месту расположения незаконного строения. Пакет документов будет схожим с тем, который подготавливался для обращения в ГЗК. Необходимо доказать, что самовольная постройка или реконструкция здания не влечет за собой нарушения градостроительных, строительных требований, не представляет опасности для жизни и здоровья граждан, не затрагивает интересы третьих лиц.

Как признать самострой через суд?

Статистика показывает, что при наличии веских аргументов суд с большой долей вероятности примет решение относительно самовольного строительства в 2023 году в пользу истца. При этом значение имеют причины, по которым возведен самострой или сделана нелегальная реконструкция. Например, оправдательной причиной будет то, что работы проводил предыдущий собственник, а новый владелец сразу же обратился в ГКЗ или суд, как только обнаружил нарушение закона. Имейте в виду, что помимо штрафа придется заплатить государственную пошлину за рассмотрение дела: сумма будет зависеть от стоимости недвижимости.

Еще один важный фактор успеха при легализации самостроя в суде в 2023 году — попытки собственника узаконить объект в прошлом. Владелец постройки должен показать, что он прилагал усилия, чтобы привести документацию в соответствие с законом. Одним из доказательств может стать отказ в легализации объекта от ГЗК.

Какие объекты считаются самостроем

Самовольной постройкой в 2024 году считают ту, которая:

  1. Построена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
    Земля должна находится в собственности или распоряжении лиц на основании иных правоустанавливающих документов (договор аренды, договор купли-продажи, договор бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения).
  2. Построена на земле, на которой запрещено строительство конкретного вида объекта, т.е. не позволяет вид разрешенного использования.
  3. Возведена без получения согласований и (или) разрешений на строительство от местных органов власти.
  4. Имеет нарушения градостроительных норм, правил при строительстве, пожарной безопасности и т.д.

Причины отказа при легализации через суд

Даже судебный способ получить разрешение на пристройку может оказаться отрицательным и это зачастую по нескольким причинам:

  • У лица, которое обращается за предоставлением разрешения нет соответствующего права. Подать такое заявление может только владелец земли или дома. Допускается обращение представителя собственника, но в этом случае на него должна быть оформлена нотариальная доверенность.
  • Пакет документов не соответствует требованиям. Сбор нужных бумаг — формальное обязательство, которое должно быть соблюдено в обязательном порядке. Также отказ может поступить, если в бланках допущены ошибки. Помарки, неточности тоже являются поводом для принятия негативного решения.
  • Нарушение норм. Но определить это можно только после проведения соответствующей экспертизы. Поэтому, если будут найдены нарушения соответственно трата денег на проведение проверочных мероприятий будет неоправдана.
  • Нарушены максимальные размеры строения. Сейчас характеристики, которым должен соответствовать жилой дом, достаточно строгие, поэтому даже если на несколько сантиметров будет замечено несоответствие, может прийти судебный отказ.
  • Несоответствие заявленным характеристикам. В случае, если заявитель подал уведомление о реконструкции и указал все необходимые данные, которые будут участвовать в строительстве, но по факту не соблюдал все параметры, соответственно будет судебный отказ.

Новые законодательные нормы и документы 2024 года

В 2024 году в сфере разрешительной деятельности на строительство бани на собственном участке вступают в силу ряд новых законодательных норм и документов. Эти изменения направлены на упрощение процесса получения разрешения на строительство и улучшение условий для граждан.

Одно из основных нововведений — это введение электронной формы подачи заявления на строительство. Теперь граждане смогут подавать заявление через специальный интернет-портал. Это позволит сократить время рассмотрения заявления и ускорить процесс выдачи разрешения.

Важным изменением является также снижение ряда требований и ограничений. Например, установлено, что для строительства бани на собственном участке площадью менее 50 квадратных метров и высотой не более 5 метров разрешение не требуется. Это существенно упрощает процесс строительства и позволяет гражданам самостоятельно заниматься улучшением своей территории.

Также, учтены особенности национальных региональных традиций и культурного наследия. Для некоторых национальных регионов предусмотрены особые разрешения на строительство бань, соответствующих традиционному архитектурному стилю и использованию определенных материалов.

Читайте также:  Могут ли приставы арестовать имущество детей за долги родителей

Документы, оформляемые при получении разрешения на строительство, также подверглись изменениям. Теперь гражданам будет достаточно предоставить информацию об объекте строительства, их паспортные данные и кадастровый номер участка. Больше не потребуется предоставлять сложные технические чертежи и документацию.

В целом, новые законодательные нормы и документы 2024 года направлены на упрощение и улучшение процесса получения разрешения на строительство бани на собственном участке. Они позволят гражданам быстрее и проще осуществить свои строительные планы и реализовать свои идеи в области благоустройства и улучшения своей территории.

Требования к процедуре получения разрешения

Получение разрешения на строительство бани на собственном участке является неотъемлемой частью процесса реализации строительного проекта. Для получения разрешения необходимо выполнить ряд требований:

  • Согласование проекта: Перед подачей заявления на получение разрешения необходимо согласовать проект с соответствующими инстанциями, такими как архитектурное или градостроительное управление местного исполнительного органа власти.

  • Получение технических условий: В процессе подготовки проекта необходимо получить технические условия на подключение инженерных коммуникаций, таких как водоснабжение, канализация, электричество и газ.

  • Подготовка документации: Для подачи заявления на получение разрешения необходимо подготовить пакет документов, таких как заявление, технический проект, согласованное градостроительное задание, технические условия и другие требуемые документы.

  • Оплата государственной пошлины: При подаче заявления на получение разрешения необходимо оплатить государственную пошлину в установленном размере.

  • Рассмотрение заявления: После подачи заявления процедура рассмотрения может занимать определенное время. Местные органы власти проводят проверку соответствия проекта требованиям законодательства и принимают решение о выдаче или отказе в разрешении на строительство.

В случае положительного решения разрешение на строительство выдается сроком на установленный законом период, обычно не превышающий 5 лет. Важно отметить, что строительство бани без получения соответствующего разрешения может повлечь за собой штрафные санкции и даже снос построенной конструкции.

Как лучше всего оформить индивидуальный жилой или садовый дом, чтобы не попасть под статус «самострой»?

Эти рекомендации распространяются не на СТАРЫЙ жилой дом, а на садовые или индивидуальные жилые дома, которые вы хотите построить начиная с этого года.

Чтобы не попасть под самострой, нужно сразу делать всё по порядку:

  • Пример, если вы берете участок в аренду: заключить с администрацией договор аренды земельного участка для строительства необходимого вам ОКСа (сокращенно от «объект капитального строительства») Все последующие пункты применимы и к участку в собственности;
  • Взять в лицензированной проектной организации проект здания;
  • Получить у администрации разрешение на возведение этого объекта по утвержденному проекту. В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации это называется «уведомление о начале строительства», но по сути — это то же самое разрешение на строительство. Оно, кстати, действует в течение десяти лет;
  • Построить индивидуальный жилой или садовый дом в соответствии с одобренным проектом. Если в ходе строительства вы изменяете параметры строительства, то перед этим необходимо будет подать в администрацию соответствующее уведомление об изменениях в проекте дома, и так же получить согласование на это;
  • Составить на готовое здание технический план;
  • Вызвать комиссию, чтобы они приняли постановление о воде ОКСа в эксплуатацию;
  • Поставить объект на кадастровый учет;
  • Зарегистрировать на него свое право собственности.

Наказания за самострой

Если самовольно возведенная постройка досталась вам совместно с землей или вы решились на ее строительство, вы должны знать, что законодательство вводит наказания за строительство, произведенное без разрешения представителей государственных структур. На практике существует несколько сценариев:

  • Если вы возвели строение на участке земли, собственником которого вы не являетесь, то расценивается как захват чужих земельных владений и влечет наказание в виде штрафа. Для граждан его размер варьируется в пределах одной тысячи рублей, для компаний может составить до 20 тысяч рулей.
  • Если вы возвели объект капитального строительства на земле, которую нельзя использовать для решения подобных задач, то такую постройку придется демонтировать и оплатить все издержки, возникшие в процессе ее сноса.

Как рассчитывается штраф при легализации самостроя?

Административные штрафы за самовольное строительство с 2019 года начисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, количества нарушений в части ВРИ участка, необходимых классификаторов целевой эксплуатации зданий, числа увеличенных метров. Для физических лиц штраф составляет 0,5-1% от этой цифры; для должностных лиц — 1-1,5% от кадастра; для юридических лиц — 1,5-2%. В среднем штрафы за самострой в Москве составляют от 150 тыс. рублей до 3,5 млн рублей, но это не аксиома. По большим метражам и сложным ситуациям самостроя применяется формула расчета штрафа с применением большого количества критериев и факторов, учитывая все обстоятельства возникновения самостроя. Мы поможем официально уменьшить размер штрафа на 20-35%.

Порядок узаконивания (легализации) самостроя

Согласование объектов самовольного строительства или незаконной реконструкции в Москве возможно одним из двух способов:

  1. В административном порядке — через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК) — это наиболее эффективный метод узаконивания объекта, данная процедура значительно проще и короче по срокам, чем судебный процесс.
Читайте также:  Проблемы взыскания задолженности в современных российских условиях

Процесс узаконивания начинается с подачи заявления на имя Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в существующих объемах. После этого Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) проводится процедура обследования объекта и земельного участка, на котором он расположен, направляются запросы в другие инстанции (Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ), Москомархитектура, Префектура, Мосгоргеотрест и т. д.) с целью формирования «общей картины» для вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК.

ГЗК, рассмотрев Ваше обращение на заседании Рабочей группы, может принять решение:

  • «положительное» — о сохранении объекта путём прохождения собственником ряда мероприятий по узакониванию (легализации), в том числе оплаты штрафа в бюджет города;
  • «отрицательное» — о передаче дела в суд с требованием о сносе объекта или возврату в первоначальное состояние — если выявлены какие-либо нарушения, риски и т. д. или если собственник объекта не принимает дальнейшие условия по узакониванию (легализации), а также оплате штрафа.

При принятии ГЗК положительного решения, т. е. о сохранении объекта, вносятся изменения в ПЗЗ и оформляется ГПЗУ с новыми параметрами строительства, разрабатывается и согласовывается проектная документация на объект, получается разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Параллельно переоформляются земельные отношения с городом — вносятся изменения в Договор аренды земельного участка в части изменения параметров объекта и вида его разрешенного использования (при необходимости).

  1. Узаконивание через суд. Часто собственники начинают узаконивание самостроя через суд не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Особенности легализации самостроя

Собственник коммерческого, производственного или промышленного здания после завершения стройки или реконструкции должен получить разрешение на сдачу объекта (ОКС) в эксплуатацию. Но такая бумага выдана не будет, если изначально не было получено согласия государственного надзорного органа на проведение строительно-монтажных работ (СМР). Проигнорировав указанные требования, застройщик впоследствии не только не сможет зарегистрировать свое право собственности на имущество согласно закону РФ, но и получит административный штраф, а также предписание о сносе самовольных построек. Чтобы не попасть в ряды незаконных застройщиков и избежать сноса, следует правильно и своевременно легализовать результат своих действий.

Порядок узаконивания (легализации) самостроя

Согласование объектов самовольного строительства или незаконной реконструкции в Москве возможно одним из двух способов:

В административном порядке — через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК) — это наиболее эффективный метод узаконивания объекта, данная процедура значительно проще и короче по срокам, чем судебный процесс.

ГЗК, рассмотрев Ваше обращение на заседании Рабочей группы, может принять решение:

  • «положительное» — о сохранении объекта путём прохождения собственником ряда мероприятий по узакониванию (легализации), в том числе оплаты штрафа в бюджет г. Москвы;
  • «отрицательное» — о передаче дела в суд с требованием о сносе объекта или возврату в первоначальное состояние — если выявлены какие-либо нарушения, риски и т. д. или если собственник объекта не принимает дальнейшие условия по узакониванию (легализации), а также оплате штрафа.

В феврале 2016 года был осуществлен первый недобровольный снос объектов по указу вышестоящих органов власти. Данные постройки были включены в список, опубликованный в Постановлении №829-ПП и 819-ПП. С помощью судебного порядка удалось вывести из перечня объекты, правовая принадлежность которых была доказана, но по факту их уже успели снести.

Все заинтересованные в этом деле граждане отстаивали собственные права через Арбитражный суд города Москвы и через Московский городской суд. Было открыто судебное дело о рассмотрении пункта Приложения и отнесения его к противоречащим нормам российского законодательства. Кроме того, собственники настаивали на взыскании понесенных убытков.

В итоге, Верховным судом РФ было признано незаконным изданное Постановление Правительства Москвы в части сноса объектов строительства. Некоторые жалобы остались не удовлетворенными.

Судебная практика по данной части вопроса собрана в нескольких источниках, ознакомиться с которыми можно самостоятельно. Примеры дел представлены в следующих инстанциях:

  • Арбитражный. Дело № А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018.
  • Общей юрисдикции. Дело № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016.
  • Высший Российской Федерации. Дело № 5-АПГ17-147.

Внесенные в перечень объекты, подлежат исключению и в порядке административного решения с помощью рассмотрение МГК (бывшая ГЗК). Происходит это с помощью утверждение нового нормативного акта, оспаривающего имеющееся Постановление. В судебной практике встречаются и такие случаи, когда именно через судебный иск удается добиться положительного решения о признании Постановления № 819 недействительным в части включения некоторых сооружений в перечень.

Для обоснования изложенной позиции Верховным судом РФ была дана ссылка на пункт 26 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года и приложено разъяснение к этому пункту. В нем оговаривается тот момент, что если гражданин не имеет на руках разрешение на строительство, то это еще не является основанием для сноса построенного или демонтированного им сооружения. Таким образом, разрешение может отсутствовать, а стройка признаваться законной в том случае, когда происходит признание права собственности на объект.

Читайте также:  Действует ли социальная карта на экспресс электричку Москва Тула

Важно знать, что имеющаяся регистрация права собственности на объект еще не гарантирует законное его возведение. В данном случае является обязательным то условие, что суд на законных основаниях устанавливает обстоятельства, которые признают постройку не легальной.

Если на руках имеется требование о признании нормативного акта о сносе недействительным, то для рассмотрения дела судья обращает внимание на следующие обстоятельства:

  • На объект должна быть осуществлена регистрация права. Эта процедура должна оформляться в соответствии с установленным законодательством.
  • Не должно быть бумаги, свидетельствующей о выдаче самого разрешения на строительство.

Варианты действий для легализации самостроя

По существующему законодательству, есть два варианта решения проблемы – путем согласований с администрацией поселения, и с помощью обращения в судебные инстанции. Оба варианта непростые – в первом случае, придётся не один день побегать по кабинетам, запастись временем и «нервами». Второй вариант потребует больше денег, но дает возможность решить проблему в том случае, когда отказали по первому. Бояться судебного разбирательства не стоит – не узаконенное строение могут заставить снести за счет владельца, особенно, если самострой каким-то образом нарушает права и охраняемые законом интересы, проживающих рядом лиц.

Для легализации самостроя путем административных согласований в муниципальных структурах, в Москве существует две организации, в которые вы можете обратиться: градостроительная земельная комиссия, и комиссия по пресечению самовольного строительства. В других регионах страны есть земельные комиссии, которые созданы для решения вопросов самостроя.

Как узаконить самострой — легализация через суд

До вступления в силу Федерального закона №339-ФЗ такие постройки почти всегда сносили без разбирательств. На сегодняшний день ситуация иная: в большинстве случаев решение о сносе принимает суд. В ходе судебного разбирательства фактический собственник может отстоять свою самовольную постройку. Часто собственники начинают легализацию самостроя в судебном порядке не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску исполнительных и муниципальных органов в арбитражном суде. Однако в практике имеются и случаи, когда владельцы обращаются в суд после неудачной, а в некоторых случаях неоднократной попытки легализовать самовольную постройку в общем административном порядке, т.е. когда собственником исчерпаны все существующие законные способы признания права (в данном случае имеется в виду градостроительная земельная комиссия или комиссия по пресечению самовольного строительства).

К исковому заявлению о признании права собственности на объект самовольной постройки необходимо, в качестве доказательств, приложить следующие документы:

  1. Имеющиеся документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды земельного участка);
  2. Имеющуюся проектную и исполнительную документацию на объект;
  3. Экспертное заключение о том, что объект соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, а также о том, что он не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Легализация самостроя при реконструкции

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ «Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных) — это изменение параметров капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение предмета капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов».

Процедура легализации при реконструкции аналогична процессу при новом строительстве, т.е. узаконивание возможно либо в административном порядке, либо через суд.

Однако легализация реконструкции имеет более лояльный характер в силу некоторых особенностей. Во-первых, самовольная реконструкция происходит на строение, которое уже существует, а значит и исполнительные органы об этом осведомлены и ведут себя более мягко. Во-вторых, при подаче иска исполнительные органы часто путают реконструкцию с капитальным ремонтом в целях модернизации, переустройством и даже перепланировкой, т.е. со случаями, в которых процедура согласования значительно проще.

В-третьих, с нашей профессиональной точки зрения, многие случаи легализации самовольной реконструкции полезны как для строения, так и для общества. Например, когда нужно предотвратить аварию и счет идет на минуты, то оформление документов, являющееся затратным по времени делом, становится трудновыполнимым. Или, например, в случае использования мансард вместо холодных чердаков, до эксплуатации которых, как правило, никому нет дела и где зачастую проживают лица без определенного места жительства.

Порядок процедуры легализации самовольной реконструкции зависит от типа строения, его функционального назначения, местоположения, типа проведенных работ и наличия имеющихся документов. Отметим некоторые особые случаи и нюансы при легализации реконструкции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *