Служебный автомобиль закреплен за директором с марта 2024 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебный автомобиль закреплен за директором с марта 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Генеральный директор, как ни крути, лицо компании, и автомобиль — часть его имиджа. Прибытие на деловую встречу на излишне скромной машине может ударить по деловой репутации, стать поводом для пересудов и даже подорвать доверие к организации. В этом материале мы рассмотрим существующие варианты приобретения авто бизнес-класса и наглядно продемонстрируем, какой из них наиболее выгоден.
Расходы на выплату компенсации за использование личных автомобилей в служебных поездках могут относиться к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее — Постановление N 92) (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма ФНС России от 21.05.2010 N ШС-37-3/2199, Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-07/24, от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406, от 19.08.2016 N 03-03-06/1/48789). При этом сверхнормативные расходы на выплату компенсации для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Действующий норматив компенсации составляет для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см — 1200 руб. в месяц, свыше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц.
Для возможности включения организацией сумм компенсации за использование личных автомобилей в служебных поездках в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, порядок выплаты и размеры компенсации должны быть определены в трудовом договоре, заключенном с работником, или утверждены локальным нормативным актом организации.
Также необходимо учитывать, что расходы могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль только при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (требования ст. 252 НК РФ). В связи с этим выплата работнику компенсации в фиксированном размере не снимает с работодателя и работника обязанности по оформлению и сбору документов, подтверждающих использование транспортного средства в служебных целях и фактическое осуществление соответствующих расходов. При этом необходимо учитывать, что за время, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается (письма УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186).
Генеральный директор использует личный автомобиль в служебных целях
Следует помнить и о том, что бензин невозможно учитывать в расходах в неограниченном количестве — положения НК РФ хоть и не содержат ограничений на этот счет, руководствоваться следует Методическими рекомендациями Приложение к Распоряжению Минтранса РФ от В Письме Минфина РФ от Постановление Правительства РФ от Дополнительные разъяснения по поводу оформления командировок с использованием личного транспорта.
Постановление Госкомстата РФ от Ошибка: С директором фирмы заключили договор аренды автомобиля с экипажем, в котором указана общая сумма ежемесячной выплаты за использование машины и за услуги водителя ТС. Комментарий: В договоре аренды авто с экипажем следует разделить выплату на арендную плату за машину и на оплату услуг водителя, поскольку с первой выплаты страховые взносы не удерживаются, а со второй — удерживаются.
Diesel-point интернет-журнал для собственников. Главная Меню Гражданское процессуальное право Трудовое право Финансовое право Судебная защита Уголовное право Гражданское право Потребительское право Административное право Коммерческое право Хозяйственное право Задать вопрос.
Новости Инструменты Форум Барометр. Войти Зарегистрироваться. Вход для зарегистрированных:. Войти через:. Раньше вы входили через. Восстановление пароля. Отправить Регистрация. Форум Форум. Учитывая, что водитель является работником организации, то, как показывает практика, в большинстве случаев такие отношения между работником и работодателем оформляются договором аренды транспортного средства без экипажа в соответствии со ст.
Разместить вакансию. Обратная связь. Вход и регистрация. Забыли пароль? Вход для соискателя через соцсети. Регистрация работодателя. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.
Стажировка водителя при приеме на работу
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
- длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
- процедура не может длиться меньше двух месяцев;
- максимально стажировка составляет две недели;
- если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.
Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.
Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).
- человек впервые устраивается на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).
Согласно приказу Минтранса оформлять путевой лист нужно на каждое транспортное средства, если на нем перевозят грузы или пассажиров. Это правило распространяется на организации всех форм собственности и бизнесменов.
Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль?
В целях оформления путевых листов нужно определиться с тем, кого законодательство считает пассажирами. Это любые физические лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также лица, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения). Таким образом, под пассажирами понимаются любые физ лица, за исключением водителя автомобиля.
В порядок заполнения путевого листа Приказом Минтранса РФ от 18.01.2021 № 17 внесены изменения. В том числе в путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности, контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутствует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.
- налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
- инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья ( ст. 24 ТК РФ ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
А из самого определния «водитель» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Эти доводы сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров намерены положить в основу заявления об оспаривании приказа Минтранса России 18.09.2021 N 152. Рассмотрение такого заявления подведомственно Верховному суду РФ, и, возможно, окончательная точка в возникшем споре будет поставлена высшей судебной инстанцией страны.
Директор Ездит На Служебной Машине Нужен Ли Путевой Лист 2022
По закону в 2022 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Во избежание траты нервов и себе, и руководителю, предлагаю Вам самой заполнять эти путевые листы. Главное, чтобы расход ГСМ и километраж сходился. А уж маршрут следования можно «нарисовать» в соответствии с километражом и спецификой работы организации. И, конечно же, никаких поездок дом-работа-дом не должно фигурировать.
Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.
Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2022 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2022 года.
Документ заверяется подписью диспетчера, который его оформил, и руководителем организации. Печать ставят только те организации, которые ее используют по уставу. Форма готовится в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого документ возвращается уполномоченному лицу под подпись, в этом случае он считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего нужны путевые листы.
- блок «Работа водителя и автомобиля» заполняет механик — он фиксирует дату и время прибытия машины в гараж, списывает данные спидометра и датчика горючего, визирует записи;
- в графе «Сдал» расписывается водитель, подтверждая, что возвратил автомобиль в удовлетворительном состоянии;
- завершающим этапом является принятие и визирование листка диспетчером.
- Стало больше обязательных реквизитов. Теперь предпринимателям следует вписывать показания одометра при выезде ТС с парковки (места стоянки).
- Диспетчерам надо фиксировать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и заезда на нее.
- Изменился максимальный срок, на который оформляют путевку. Еще в начале 2022 года однажды оформленный документ действовал в течение одного месяца. Сейчас так делать нельзя: бумагу оформляют на один рабочий день или одну рабочую смену. Если за это время водитель совершает несколько рейсов, правилами допускается оформление одного путевого листа до начала первого рейса. Закрыть его разрешено по возвращении водителя на парковку.
- В ситуациях, когда одним транспортным средством управляют несколько водителей, на каждого из них оформляют персональную путевку. Но при выезде отметку о контроле технического состояния проставляют только в документе водителя, который первым выехал с места стоянки.
- Разрешили проводить технический контроль ТС либо перед сменой, либо перед рейсом (зависит от ситуации).
- Штамп медицинского работника стал необязательным. Это не значит, что отменили необходимость проходить медицинский осмотр, но медицинскому работнику теперь не обязательно подтверждать его штампом. Он вправе написать, что водитель прошел осмотр, указать дату и время осмотра, расписаться. Если в организации штамп имеется, им можно продолжать пользоваться. Но из-за отсутствия оттиска в путевом листе наказать уже не смогут.
По закону в 2022 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.
Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».
Как Оформить Путевой Лист На Месяц Легкового Автомобиля Директору В 2022 Году
Если в настройках заполнения документов для транспортного средства не указано значение по умолчанию поля Сведения о перевозке, то значение соответствующего реквизита Путевого листа заполняется по умолчанию как Для собственных нужд организации и может быть изменено пользователем.
1. Номер путевки и период действия (с какого по какое число, но не более месяца).
2. Данные о владельце автотранспорта, где юрлица прописывают: наименование организации (ООО, либо публичное/не публичное АО); юрадрес и телефон.
3. Сведения об автомобиле: модель; марка; государственный номерной знак; тип транспорта (легковой, грузовой, автокран, автобус и т. д.). Раньше на каждый вид транспорта полагалась отдельная форма листа. 5. Нормативы и расход ГСМ на 1 км пробега.
Примечание: Когда организация обладает небольшим автопарком (менее ста единиц транспорта), она не обязана иметь в штате специалиста по оценке технического состояния ТС. Чтобы вести контроль за исправностью автомобилей, пользуйтесь услугами сервисных центров.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража. В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Кроме этого, существует определенная ответственность за то, что при заполнении документа были допущены какие-либо ошибки. Причем не имеет значения, по какой причине указанная информация не соответствует действительности. Будь то преднамеренные ошибки, или неправильная информация внесена случайно, штрафа не избежать. При этом наказание грозит руководителю организации, ответственному сотруднику, который занимался составлением документа, водителю, который эксплуатировал ТС не по закону.
Служебные поездки: нужен ли путевой лист, если автомобиль в личной собственности сотрудника
В Минфине РФ считают, что если путевого листа нет, то сумма компенсации, выданная сотруднику за использование его личного автомобиля, должна облагаться НДФЛ, при этом саму сумму компенсации нельзя относить к налоговым расходам.
Пункт 3 статьи 217 НК РФ регламентирует вопрос об обложении НДФЛ всех видов компенсационных выплат сотруднику, которые, так или иначе, были связаны с исполнением работником своих трудовых обязанностей. Из тезисов статьи следует, что данные выплаты не подлежат обложению НДФЛ. Чтобы освободить себя от обязанности уплаты НДФЛ в данном случае, компания должна представить расчеты сумм компенсаций, а сотрудник в свою очередь должен представить подтверждающую документацию о принадлежности ему имущества, использованного в служебных целях, а также документы, где будут указаны суммы понесенных им расходов в поездке служебного характера. О правомерности таких требований свидетельствует ряд писем Минфина РФ от 30.04.2022 №03-04-05/25434, от 20.04.2022 №03-04-06/22274, от 27.02.2013 №03-04-06/5600 и другие.
Как составить путевой лист на месяц
В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.
Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.
Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:
- обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
- обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.
Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:
- указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
- отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.
Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.
В порядок заполнения путевого листа Приказом Минтранса РФ от 18.01.2021 № 17 внесены изменения. В том числе в путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности, контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутствует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.
- налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
- инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья ( ст. 24 ТК РФ ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
А из самого определния «водитель» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Эти доводы сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров намерены положить в основу заявления об оспаривании приказа Минтранса России 18.09.2021 N 152. Рассмотрение такого заявления подведомственно Верховному суду РФ, и, возможно, окончательная точка в возникшем споре будет поставлена высшей судебной инстанцией страны.
Как списать бензин на личный автомобиль директора? Аренда личного автомобиля директора
Списание бензина на предприятии осуществляется в налоговом учете не сразу. Стоимость купленного топлива не включается в расходы ни при оплате аванса, ни во время заправки бензином и соответствующего списания денег с топливной карты. Дело в том, что заправка по чеку терминала АЗС лишь подтверждает его покупку, но никак не служит доказательством целевого пользования. Главным документом, который подтверждает расход горюче-смазочных материалов, является путевой лист. С его помощью учитывается и контролируется эксплуатация транспорта и работа водителя. Без него запрещается транспортировка людей, багажа и грузов.
Важно учитывать и то, что затраты на топливо – нормируемые. Несмотря на то что НК РФ не предусмотрены ограничения по учету затрат на бензин при исчислении налога, соответствующие нормы указываются в Методических рекомендациях «Нормы расхода ГСМ на автотранспорте». Их должны использовать не только автотранспортные компании, но и те, которые эксплуатируют ТС. Их учитывают при налогообложении.
Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром
Поэтому начиная с 2010 года в хозяйственной деятельности можно использовать любое количество служебного легкового автотранспорта, не боясь того, что расходы по нему не уменьшают сумму налога на прибыль.В 2010 году экологический налог от сожженного топлива не уплачивается.
Если поездки осуществляются по рабочим вопросам, то надо оформлять путевой лист и исполнять все требования Закона № 116-ФЗ, в том числе проходить предрейсовый осмотр. «Любой сотрудник может управлять служебным автомобилем, если у него на руках есть: водительское удостоверение; свидетельство о госрегистрации транспортного средства; полис ОСАГО; приказ о передаче в пользование служебного автомобиля*. «По мнению трудовой инспекции, работники, использующие в работе корпоративные автомобили, должны не только проходить все предусмотренные законом медосмотры, но и быть оформлены как водители в порядке совмещения профессий. Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять автомобилем? Оформите доверенность на право управления служебным автомобилем. Добавьте в должностную инструкцию сотрудника или его трудовой договор (допсоглашение) пункт о возможности использования служебного автомобиля (в разделе «Права» или «Обязанности»).* Пример Пропишите в должностной инструкции, что по роду своей деятельности работник эпизодически может использовать служебный транспорт для выполнения своих должностных обязанностей. Проведите инструктаж на рабочем месте для водителей, ознакомьте с инструкцией по охране труда для водителей. Это несложно, тем более, потому что путевой лист может быть оформлен на срок до 1 месяца (п. Предоставление служебного автомобиля может рассматриваться и как один из видов социальных гарантий работнику. Если работник, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, выполняет дополнительно обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата (ч. А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику не положена. Запрещается перевозить пассажиров, багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. На основании сказанного считаем, что при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обязательно обеспечены путевыми листами в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа. Оформляейте путевые листы во всех случаях, чтобы избежать ненужных разногласий и разбирательств с ГИБДД. Надо ли доплачивать сотруднику, управляющему служебным автомобилем? Поскольку предоставление автомобиля не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает). Проводите предрейсовый медосмотр сотрудника, управляющего автомобилем. За отсутствие предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 тыс. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. То есть в нормативном акте речь идет не только об автотранспортных предприятиях, но и о любых юр. Сотрудники ГИБДД считают обязательным соблюдение положений данного документа юр. И судебная практика это подтверждает (см., например, определение ВС РФ от № 302-КГ14-529). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство (п. То есть согласно требованиям приведенных выше документов, если ни грузы, ни пассажиры, ни багаж автотранспортным средством не перевозятся, то и путевой лист может не оформляться. Если работник не возит грузы или людей, а только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей. Они руководствуются требованиями: • Федерального закона от № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав); • Правил дорожного движения РФ (далее — ПДД); • приказа Минтранса России от № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ № 152). Водитель в установленных случаях обязан иметь его при себе и по требованию сотрудников ГИБДД передавать для проверки (п. Дополнительно к теме О путевых листах Сотрудники ГИБДД проверяют документы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, и порядка их заполнения. Также организацию может наказать и трудовая инспекция (ст. Путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. В нормативных актах требования к оформлению путевых листов предъявляются не только к автотранспортным предприятиям, но и к любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим автотранспорт. При проверке документов на дорогах общего пользования сотрудники ГИБДД, как правило, требуют предъявления водителем путевого листа при передвижении на служебном транспорте.Но так как у большинства судов иное мнение, предписание ГИТ можно будет с легкостью оспорить. В каких случаях работник признается штатным водителем 2.Нужно ли работнику проходить медосмотры, если автомобиль предоставлен в качестве бонуса 3.
Что в этом сложного? Конечно, ничего! Главное — правильно заполнить путевой лист, чтобы не было проблем с подтверждением расходов. Путевой лист автомобиля является основным первичным документом, который, так же как и товарно-транспортная накладная, содержит данные для осуществления расчетов за перевозки грузов, списания ГСМ на себестоимость и начисления заработной платы водителю.
В целях оформления путевых листов нужно определиться с тем, кого законодательство считает пассажирами. Это любые физические лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также лица, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения). Таким образом, под пассажирами понимаются любые физ лица, за исключением водителя автомобиля.
Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль ?
Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.
И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.
Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. «Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. » Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.
Российские водители уже три года живут без доверенностей, но в последнее время инспекторы ГИБДД начали интересоваться этим документом — в особенности у тех, кто управляет служебным автомобилем. Штраф за отсутствие доверенности давным-давно отменен, на этом сегодня мало кого проведешь — но инспектор может попросить путевой лист на корпоративную машину. Если его нет, то с водителя требуют штраф в рублей, а с организации, на которую зарегистрирован автомобиль, — уже тысяч! Кстати, мы в Авторевю регулярно садимся за руль служебных машин, а автомобили из пресс-парков для испытаний как правило получаем с обычными доверенностями, но без путевых листов.
За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ
Мне как-то задали вопрос. А есть ли закон, обязывающий вносить в должностную инструкцию должностных лиц, управляющих служебным автомобилем, обязанности водителя.
А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.
Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.
Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.
Риск второго момента заключается в том, что если дворнику оторвет палец на токарном станке, то при разборе несчастного случая специальной комиссией выяснится, что дворник:
- Не имел квалификации;
- Не проходил стажировку;
- Не проходил инструктажи;
- Не проходил регулярные медицинские осмотры;
- И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря
Если вы проведете аналогию со связкой «директор-водитель» и «токарный станок-автомобиль» вы все поймете.
ВЫВОД и КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ:
- Поэтому либо директор проходит все мероприятия как водитель (инструктажи, стажировки, медосмотры и т.д.) или нанимайте штатного водителя. Либо делайте ход конем: отдавайте служебный автомобиль в аренду директору. Только скорее всего ваша бухгалтерия не пропустит этот вопрос. Но это уже отдельная тема.
У нас на работе на все легковые служебные машины помимо доверенности, раз в месяц выписываются путевые листы. У нас автомобиль оформлен на организацию лизинг. При каждой поездке выписывается путевой лист типовой формы, где расписано куда ездил сотрудник. Причем не все подряд сотрудники, а только тем на кого оформлен приказ. А жена директора…. У меня лет 10 уже служебные машины, несколько раз гайцы требовали путевой лист.
Российские водители уже три года живут без доверенностей, но в последнее время инспекторы ГИБДД начали интересоваться этим документом — в особенности у тех, кто управляет служебным автомобилем. Штраф за отсутствие доверенности давным-давно отменен, на этом сегодня мало кого проведешь — но инспектор может попросить путевой лист на корпоративную машину. Если его нет, то с водителя требуют штраф в рублей, а с организации, на которую зарегистрирован автомобиль, — уже тысяч! Кстати, мы в Авторевю регулярно садимся за руль служебных машин, а автомобили из пресс-парков для испытаний как правило получаем с обычными доверенностями, но без путевых листов. Водить-то автомобиль без нее можно, но забрать со штрафстоянки, сдать в сервис или пообщаться с дилерами и страховщиками уже не выйдет. Есть и еще один нюанс — ответственность. Тут следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании, управляя служебным транспортом, попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье Гражданского кодекса РФ, ложится на владельца источника повышенной опасности, то есть на фирму. Однако, если удастся доказать, что водитель не связан с ней трудовыми отношениями и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет уже он. Об этом, кстати, не нужно забывать и обычным автомобилистам, которые передают личную машину знакомым или родственникам: грамотно оформленная доверенность обезопасит владельца от многих малоприятных хлопот. Правила дорожного движения этого не требуют, но и не запрещают.
20. По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. В случае если директор пользуется тс организации на основании доверенности в своих дичных целях ,то ответственность за вред несет именно директор как владелец источника поввшенной опасности.
Руководитель управляет служебным автомобилем
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (часть первая ст. 2 ТК РФ). Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты не содержат положений, которые бы запрещали руководителю организации совмещать профессию водителя*(1).
Иначе — за счет работника. Работник, которому выдана доверенность должен быть вписан в полис ОСАГО и/или КАСКО. Таким образом, работник компании, управляющий транспортным средством должен иметь при себе (для представления сотрудникам ГИБДД в случае проверки): свидетельство о регистрации ТС, в котором в качестве собственника указана компания, полис ОСАГО и доверенность (см.
Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2021 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.
В порядок заполнения путевого листа Приказом Минтранса РФ от 18.01.2021 № 17 внесены изменения. В том числе в путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности, контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутствует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.
- налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
- инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья ( ст. 24 ТК РФ ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.