Сброс сточных вод на рельеф: нормы процесса
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сброс сточных вод на рельеф: нормы процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При составлении проекта промышленного или жилого объекта возникает вопрос, куда отводить сточные воды. Поскольку сброс на рельеф невозможен, необходимо обустраивать систему переработки сточных вод. Частью переработки или конечным ее звеном являются водные источники, куда в итоге идут переработанные стоки.
Сброс сточных вод на рельеф местности. Судебная практика
Ситуация: Юридическое лицо эксплуатируют и обслуживают канализационные сети поселка (находятся на балансе городского поселения), к которым подключены бесхозные сети канализации. Канализационные сети являются неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения. Очистка сточных вод не осуществляется. Сброс сточных вод в водный объект отсутствует.
Контролирующими органами был установлен факт заболачивания почвы земельного участка в результате сброса стоков на рельеф местности.
Вопрос: Юридическое лицо привлекают к административной ответственности. Законно ли?
Суд решил: Прием бытовых сточных вод от абонентов поселка осуществляется в канализационную сеть, состоящую на балансе Администрации городского округа. Через канализационную насосную станцию стоки поступают в напорный канализационный коллектор. Балансодержателем канализационной сети, канализационной насосной станции и части напорного канализационного коллектора является Администрация городского округа. Согласно договорам объекты коммунальной инфраструктуры и напорный коллектор канализации переданы во временное владение и пользование юридическому лицу. При этом здания, строения и сооружения очистных сооружений канализации были полностью разрушены и в аренду указанному юридическому лицу не передавались. Администрацией городского округа не решен вопрос об организации водоотведения поселка.
Положение ст. 8 Закона N 416-ФЗ, предусматривает обязанность гарантирующей организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию и водоотведение, осуществлять эксплуатацию и водоотведение бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, непосредственно присоединенных к эксплуатируемой канализационной сети — в данном случае не применимо, поскольку отсутствуют доказательства того, что часть канализационной сети , в том числе очистные сооружения в установленном порядке признаны бесхозным объектом централизованной системы канализационных сетей и переданы органом местного самоуправления по передаточному акту организации, осуществляющей водоотведение стоков по эксплуатируемой на основании договора аренды канализационной сети, а именно юридическому лицу.
Следовательно, доказательств того, что у юридического лица имеется обязанность осуществлять эксплуатацию и обслуживание бесхозных канализационных сетей, в том числе очистные сооружения, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В случае, если бы на балансе не было бесхозных канализационных сетей или передача в эксплуатацию бесхозных канализационных сетей была оформлена должным образом, то ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности лежала бы на юридическом лице, обслуживающим указанные канализационные сети.
Потому как:
Юридическое лицо, являясь организацией, осуществляющей водоотведение в поселке, при отведении сточных вод с территории данного поселка допускает нарушение требований ст. ст. 7, 8, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении»:
- предприятие эксплуатирует канализационные сети поселка без обеспечения очистки и сброса стоков в водный объект;
- эксплуатируя канализационные сети поселка, предприятие не производит ремонт и обслуживание подключенных к ним бесхозных сетей.
При этом доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, отсутствия возможности и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.
Порядок согласования точки сброса стоков
К водным источникам для утилизации относятся реки, озера, пруды и иные водные природные объекты. Точку сброса отходов в них необходимо согласовывать с надзорными органами Росприроднадзором и Росрыболовством. Проект очистной системы строится на следующих критериях:
- оценка расстояния от очистного сооружения до ближайшего водного объекта и оценка экономической выгоды сбросов в этот природный источник;
- ознакомление с выпиской, полученной из Росреестра, в которой указаны основные параметры водного объекта и правила его использования;
- оценка гидрологической способности источника по принятию переработанных безопасных жидких отходов;
- получение разрешительной документации из Комитета по рыболовству и рыбоохране;
- сбор информации о нахождении водного объекта в СЗЗ (санитарно-защитной зоне);
- уточнение, относится ли природный объект к источникам питьевой воды.
Эти и другие вопросы необходимо согласовать при формировании заявления в Росприроднадзор с просьбой разрешить строительство ЛОС со сбросом в реку или иной водоем. Для согласования потребуется комплект документов:
- заявление с просьбой согласовать точку сброса с указанием названия предприятия или иного объекта, откуда планируется производить сброс;
- разделы проекта, касающиеся разработки ЛОС согласно законодательству;
- хозяйственная характеристика водного объекта;
- справки, в которых содержатся гидрометеорологические характеристики объекта, состав веществ в атмосфере;
- документы производителя на ЛОС, в том числе копия проекта сооружений очистки.
Согласование точки сброса очищенных сточных вод
При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.
Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).
Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:
- Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
- Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
- Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
- Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
- Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
- Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
- Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
- Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).
Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:
- Заявление о согласовании точки сброса;
- Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
- Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
- Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
- Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
- Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).
В дополнение к вышеописанной актуальной теме, хочется описать современную схему отвода используемых вод на рельеф:
- Бытовые и хозяйственные стоки обрабатываются с помощью оборудования биологической или механической очистки стоков.
- Поверхностные стоки проходят механическую очистку.
- Сброс стоков на местность происходит в постоянную точку сброса.
Для того чтобы рассчитать объем сбросов на рельеф, необходимо совершить комплексные процедуры по ПЭК (производственно-экологический контроль).
В их состав включается:
- выезд специалистов на объект;
- опробирование стоков;
- консервация проб;
- заполнение необходимых документов;
- анализ проб стоков;
- выдача протокола анализа с указанием количественных и химических показателей;
- определение объемов стоков.
Выполнение процедур ПЭК с последующим получение разрешения требует значительного финансирования.
Как мы описывали выше, приравнивание сбросов на рельеф к водоемам не подкреплено правомерными документами.
Как результат, у налоговых органов или организациях независимого аудита могут возникнуть к вам вопросы по поводу незаконного основания осуществления сбросов и оплаты этих действий.
Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду
Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ: • негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; • вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Сброс сточных вод на рельеф местности. Судебная практика
Ситуация: Юридическое лицо эксплуатируют и обслуживают канализационные сети поселка (находятся на балансе городского поселения), к которым подключены бесхозные сети канализации. Канализационные сети являются неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения. Очистка сточных вод не осуществляется. Сброс сточных вод в водный объект отсутствует.
Контролирующими органами был установлен факт заболачивания почвы земельного участка в результате сброса стоков на рельеф местности.
Вопрос: Юридическое лицо привлекают к административной ответственности. Законно ли?
Суд решил: Прием бытовых сточных вод от абонентов поселка осуществляется в канализационную сеть, состоящую на балансе Администрации городского округа. Через канализационную насосную станцию стоки поступают в напорный канализационный коллектор. Балансодержателем канализационной сети, канализационной насосной станции и части напорного канализационного коллектора является Администрация городского округа. Согласно договорам объекты коммунальной инфраструктуры и напорный коллектор канализации переданы во временное владение и пользование юридическому лицу. При этом здания, строения и сооружения очистных сооружений канализации были полностью разрушены и в аренду указанному юридическому лицу не передавались. Администрацией городского округа не решен вопрос об организации водоотведения поселка.
Положение ст. 8 Закона N 416-ФЗ, предусматривает обязанность гарантирующей организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию и водоотведение, осуществлять эксплуатацию и водоотведение бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, непосредственно присоединенных к эксплуатируемой канализационной сети — в данном случае не применимо, поскольку отсутствуют доказательства того, что часть канализационной сети , в том числе очистные сооружения в установленном порядке признаны бесхозным объектом централизованной системы канализационных сетей и переданы органом местного самоуправления по передаточному акту организации, осуществляющей водоотведение стоков по эксплуатируемой на основании договора аренды канализационной сети, а именно юридическому лицу.
Следовательно, доказательств того, что у юридического лица имеется обязанность осуществлять эксплуатацию и обслуживание бесхозных канализационных сетей, в том числе очистные сооружения, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В случае, если бы на балансе не было бесхозных канализационных сетей или передача в эксплуатацию бесхозных канализационных сетей была оформлена должным образом, то ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности лежала бы на юридическом лице, обслуживающим указанные канализационные сети.
Потому как:
Юридическое лицо, являясь организацией, осуществляющей водоотведение в поселке, при отведении сточных вод с территории данного поселка допускает нарушение требований ст. ст. 7, 8, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении»:
- предприятие эксплуатирует канализационные сети поселка без обеспечения очистки и сброса стоков в водный объект;
- эксплуатируя канализационные сети поселка, предприятие не производит ремонт и обслуживание подключенных к ним бесхозных сетей.
При этом доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, отсутствия возможности и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.
Что же касается отчета
Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.
Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».
Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.
Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.
Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.
Схема сброса в водоемы
Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.
Выпуск промышленных стоков запрещен если:
- превышен порог количественных показателей;
- представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
- барьерная очистка не избавляет от примесей;
- имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.
Сброс на рельеф: быть или не быть?
Жесткие требования к сбросам предъявляются к владельцам земельных участков в охранных зонах (зоны санитарной охраны, водоохранные зоны водных объектов), вплоть до полного запрета сброса. На данных территориях необходимо производить полную откачку и вывоз стоков.
Законодательство в области строительства содержит нормы о возможности сброса «с применением естественных методов очистки». Иными словами, это и есть сброс на рельеф, но через инженерные сооружения.
Такое положение содержится в СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения»:
9.2.13.2. Допускается применение естественных методов очистки сточных вод (полей орошения, полей подземной фильтрации, фильтрующих колодцев и траншей, биологических прудов и т.п.) от объектов, при соответствующем обосновании: благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительных климатических условиях.
Как вытекает из приведенной нормы, оговоренный сброс возможен только при соблюдении определенных условий, в т.ч. при обосновании надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
Следовательно, возможность такого сброса имеется только для условно чистых сбросов. На практике это дренажные стоки и стоки с последней стадии очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Однако наиболее надежный вариант в связи с однозначной позицией госорганов в отношении сброса на рельеф — полная откачка и вывоз стоков.
На экологических форумах в интернете, ориентированных на юридических лиц, обсуждается однозначность запрета сброса на рельеф. На строительных форумах в интернете обсуждается возможность сброса через инженерные сооружения, после септиков (они экологическую сторону не учитывают) из расчета отсутствия очевидного загрязнения и подтоплений (например, сброс в понижения рельефа, овраги, водоемы).
В судебной практике обнаруживается дело о сбросе в придорожную дренажную канаву хозяйственно-бытовых стоков с домов садового некоммерческого товарищества (СНТ). Ответчик — СНТ, а не физические лица. Суд разрешил ситуацию тем, что признал нарушение процедуры привлечения к ответственности, т.е. не стал высказываться по существу (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу № А41-60368/13).
К физическим лицам претензии предъявляются пока только в случае жалоб со стороны соседей. Тем и живы. Поскольку если попытаться на своем участке организовать легитимный водоотвод, то сталкиваешься с тем, что легитимен только вывоз жидких отходов. Представьте себе вывоз стоков из душа, кухни, туалета… Сколько это будет стоить? Понятно, что никто так не делает и делать не сможет.
В отношении сброса в водный объект в законодательстве фигурирует термин «природопользователь», а не «юридическое лицо и индивидуальный предприниматель». Получается, что если физическое лицо будет отводить свои стоки в водный объект, то оно должно будет получать решение на сброс и исполнять все связанные с этим требования. Для физического лица это также нереально.
По логике законодательства, водоотведение должно быть организовано органом местного самоуправления, с чем он повсеместно не справляется, в результате чего нормы и судебная практика в части обязанностей органов местного самоуправления выглядят обтекаемо.
Полагаем, что там, где орган местного самоуправления не способен канализовать свою территорию, он должен хотя бы определиться с правилами канализования, вплоть до требований к септикам.
Например, сейчас на рынке представлены септики с декларируемой степенью очистки 98 %. Это «Топаз», «Евробион», «Астра», «Тверь» и др.
Если бы уполномоченными органами были сформулированы внятные требования к септикам, то можно было бы их сертифицировать на соответствие этим требованиям.
Другой вариант — если бы орган местного самоуправления согласовывал установку септика и точку сброса. Это было бы еще более правильным. Пока же получается в соответствии с общей ситуацией в стране, когда у чиновника две задачи: прикрыть себя и показать себя. В рамках первой задачи никто не возьмет на себя ответственность согласовать установку септика и точку сброса. В рамках второй задачи — придут штрафовать, выставлять ущерб воде и почве, а это миллионы рублей.
В результате каждый проживающий в частном секторе является нарушителем законодательства.
Полагаем, в части водоотведения эту ситуацию правильно предотвратить тем, что обязать администрации муниципальных образований с привлечением экспертных ресурсов разработать конкретные и реальные к исполнению правила водоотведения для частного сектора и согласовывать вновь устанавливаемые системы и точки сброса.
Теоретически — это сфера ЖКХ, и типовые правила благоустройства, в которых прописывается водоотведение из жилых домов, утверждены Минстроем России[2]. Однако в них сказано только то, что нельзя жидкие отходы сливать в дренажные системы. Относятся ли выкопанные вдоль участка канавы к дренажным системам, а стоки с септика — к жидким отходам?
Разделение «сточные воды» и «жидкие отходы» идет по методу их утилизации. Соответственно, если сливаешь в дренажную систему, это уже сточная вода. А «система» представляется неким более «системным» явлением, хотя бы, например, стоящим на балансе органа местного самоуправления. Канавы же, повсеместно прокопанные вдоль домов частного сектора, прокопаны в исторически незапамятные времена и ни на чьем балансе не стоят.
Как видим, повсеместно по стране происходит сброс на рельеф разнообразных стоков. Большой вклад в этот сброс вносит частный сектор. Этот вопрос урегулирован только запретительными нормами «нельзя», и нет норм, отвечающих, что можно делать соразмерно с реальностью. В связи с этим целесообразно сразу создавать правовую схему сброса на рельеф вне зависимости от вида стока. Схема должна учитывать экономические реалии и виды природопользователей.
Пока же из разъяснений правоприменителя вытекает, что сброс должен быть только в канализацию или в водный объект. Выходит, природопользователь, находящийся вдали от канализации и водного объекта, обязан прокладывать трубу до канализации или водного объекта. В практике нашей компании такие решения предлагались для предприятий, расположенных в сложившейся застройке на расстоянии 5–12 км от водного объекта.
Поскольку получается, что для всех без исключения легитимный сброс возможен только в водные объекты при условии оформления разрешительных документов, то и физические лица, и хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), исторически сбрасывавшие стоки на рельеф и теперь не способные проложить трубу до водного объекта, оказались вне правового поля.
В связи с этим ситуацию со сбросом на рельеф необходимо разрешать одновременно для всех субъектов правоотношений.
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
[2] См. Приказ Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».
А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ»
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2020.
При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.
Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).
Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:
- Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
- Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
- Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
- Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
- Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
- Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
- Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
- Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).
Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:
- Заявление о согласовании точки сброса;
- Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
- Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
- Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
- Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
- Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).
Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя
2. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности на объектах I категории, приводящей к сбросам веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее — Заявители).
8. Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы.
9. Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от Заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
10. Результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача разрешения на сбросы;
продление разрешения на сбросы;
переоформление разрешения на сбросы;
выдача дубликата разрешения на сбросы;
исправление допущенных при оформлении, продлении срока действия, переоформлении разрешения на сбросы опечаток и ошибок.
11. Выдача разрешения на сбросы, предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Результат предоставления государственной услуги направляется (выдается) Заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.
Течение срока предоставления государственной услуги может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктом 24 Регламента, на срок не более 10 рабочих дней.
Течение срока предоставления государственной услуги приостанавливается со дня принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Течение срока предоставления государственной услуги возобновляется:
с момента предоставления Заявителем документов, отсутствие либо ненадлежащее оформление которых послужило основанием для приостановления предоставления государственной услуги;
с момента истечения срока, установленного в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги и необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — Уведомление о приостановлении);
с момента поступления в территориальный орган Росприроднадзора информации о невозможности вручения Заявителю Уведомления о приостановлении.
Под сбросом сточных вод понимают процесс отведения загрязненной воды от места деятельности людей. Все сбросы можно разделить на три типа:
- Бытовые сточные воды. К ним относят воду, которая была использована для обеспечения жизнедеятельности людей. Такие стоки производятся в жилых домах, офисах, образовательных учреждениях и т.д. Выводятся бытовые сточные воды обычно в централизованные канализационные системы (ЦКС), откуда стоки поступают на очистные сооружения.
- Промышленные сточные воды. Если предприятие небольшое, то сброс стоков также может быть осуществлен в ЦКС. Но на крупных заводах и фабриках обустраивают собственную систему водоотведения. Стоки в этом случае сначала проходят многоуровневую очистку, а потом сбрасываются в близлежащий водоем.
- Поверхностные стоки образуются в результате обильных атмосферных осадков (ливневые).
До недавнего времени разрешалось стоки (после тщательной очистки) сбрасывать на рельеф. Для этой цели некоторые предприятия использовали, например, овраги. Но сейчас такой вид сброса стоков запрещен – его приравняли к загрязнению почвы. Теперь отводить сточные воды можно только в водные объекты.
Снизить негативное влияние на окружающую среду позволяет тщательная очистка стоков. Способы очистки во многом зависят от типа сточных вод, их загрязненности, а также особенностей водного объекта, в которой планируется делать сброс.
Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.
Существуют запреты по сбросу воды, которая:
- Может быть использовано повторно, после соответствующей очистки, либо для других городских нужд.
- Содержат бактерии вирусных и бактериальных, паразитарных заболеваний.
- Содержат вещества, которые не имеют норм по допустимой концентрации.
- Имеет в своём составе недопустимые чрезмерно опасные вещества.
Что такое сброс сточных вод?
Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.
В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Необходимые для процедуры документы
При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:
- заявление по установленной форме;
- согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
- план снижения сбросов сточных вод;
- отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
- копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
- НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.
В дополнение к вышеописанной актуальной теме, хочется описать современную схему отвода используемых вод на рельеф:
- Бытовые и хозяйственные стоки обрабатываются с помощью оборудования биологической или механической очистки стоков.
- Поверхностные стоки проходят механическую очистку.
- Сброс стоков на местность происходит в постоянную точку сброса.
Для того чтобы рассчитать объем сбросов на рельеф, необходимо совершить комплексные процедуры по ПЭК (производственно-экологический контроль).
В их состав включается:
- выезд специалистов на объект;
- опробирование стоков;
- консервация проб;
- заполнение необходимых документов;
- анализ проб стоков;
- выдача протокола анализа с указанием количественных и химических показателей;
- определение объемов стоков.
Выполнение процедур ПЭК с последующим получение разрешения требует значительного финансирования.
Как мы описывали выше, приравнивание сбросов на рельеф к водоемам не подкреплено правомерными документами.
Как результат, у налоговых органов или организациях независимого аудита могут возникнуть к вам вопросы по поводу незаконного основания осуществления сбросов и оплаты этих действий.
Что же касается отчета
Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.
Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».
Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.
Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.
Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.