Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.
Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.
В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.
Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.
Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:
- назначения пенсий,
- расчет стажа,
- определение суммы и выплата пенсий,
- перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
- расчет сумм удержаний из пенсий,
- приостановка и прекращение выплат пенсий и др.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Исходя из изложенного в первой главе материала, было выявлено, что внесудебная защита прав граждан содержит непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в области социального обеспечения содержат как нормативные правовые документы общего предопределения, так и акты особого предопределения.
Нормативным правовым документом общего предопределения выступает Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке разбора обращений граждан Российской Федерации». Существенным значением обладает вопрос об области употребления представленного Закона. Мнения специалистов по данному вопросу неординарны. Следовательно, как полагают отдельные специалисты, из смысла ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 обозначенного Закона, очевидно, что его положения не распространяются на последовательность разбора обращений в коммерческих учреждениях, негосударственных образовательных учреждениях и социальных ассоциациях, унитарных организациях, и что последовательность разбора обращений граждан в них регламентируется внутренними локальными нормативными документами, либо законодательством РФГусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / К.Н. Гусов. — М.: Проспект, 2014.- С. 310. В Комментарии к Конституции РФ уточняется, что положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ распространяются на обращения граждан согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. (ред. от 09. 02. 2009) № 4866-1 «Об обжаловании в суд воздействий и решений, преступающих права и свободы граждан». Со вторым суждением можно достичь соглашения, так как согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ определённый данным Законом ряд анализа обращений населения исходит на все обращения граждан, не учитывая обращений, которые надлежит разбору в последовательности, предопределённой федеральными конституционными законодательством и прочими федеральными законопроектами. С одной стороны, Закон РФ от 27 апреля 1993 г.(ред. от 09. 02. 2009) № 4866-1 причисляется к числу прочих федеральных законов о ряде анализа обращений граждан, с другой же стороны — в нем не полностью регламентирована последовательность подачи и разбора жалоб.
К ряду особых нормативных правовых документов причисляются документы по некоторым вариантам социального обеспечения. Данный Закон о социальной помощи (ст. 9), Закон о рабочих пенсиях (ст. 18), Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (ст. 65). Наряду с этим порядок нормативных правовых документов по вопросам социального обеспечения или содержат отсылочные нормы, или предопределяют только судебную защиту прав населения, что возражает Конституции РФ. К ряду первых можно причислить Порядок и условия установления и выплаты государственных пособий гражданам, которые имеют детей (п. 86), а к ряду последующих — Закон о социальной защите инвалидов (ст. 32), Закон о ветеранах (ст. 27) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 32)Акашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. — 2015. — №4. — 106.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Судебная защита нарушенных пенсионных прав
Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.
Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.
В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).
При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.
От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
- истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).
Судебная практика как важный фактор мониторинга правового регулирования социально-обеспечительных отношений, дает возможность выявить причины обращений субъектов пенсионных правоотношений в судебные инстанции, состояние той части современного законодательства в рассматриваемой сфере, которое не предоставляет возможности решать возникающие у граждан вопросы в досудебном порядке, выявить «слабое звено» в правовом регулировании отдельных институтов права социального обеспечения. Профессор А.М. Куренной верно заметил, что конфликт, разрешаемый, в том числе судом, является своего рода «оселком», на котором проверяются и эффективность правовых норм, и способность государства и общества на деле гарантировать человеку реализацию его прав123.
В сфере социального обеспечения наиболее часто граждане обжалуют в суды решения территориальных отделений Пенсионного фонда РФ по пенсионным вопросам.
Д.Р. Казанбековой выделено несколько групп споров, каждая из которых соответствует определенному этапу пенсионного обеспечения. Во-первых, это – споры, связанные с формированием права на пенсию; во-вторых, споры, связанные с реализацией права на трудовую (страховую) пенсию; в-третьих, иные споры, связанные с реализацией прав, сопутствующих пенсионному обеспечению. Споры, связанные с формированием права на пенсию, включают в себя следующие подвиды споров: — споры, связанные с формированием права на пенсию в рамках обязательного пенсионного страхования; — споры, связанные с формированием права на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения за счет бюджетных ассигнований. — споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров (добровольного пенсионного страхования)124.
Социальная и правовая значимость права на пенсию определяется тем, что пенсии для нетрудоспособных являются основным источником средств существования подобно оплате труда для трудоспособных граждан125.
Споры, связанные с реализацией права на трудовую (страховую) пенсию, представляют собой споры, возникающие в момент установления пенсии, а также в процессе предоставления пенсионеру определенного вида пенсионного обеспечения. Их можно классифицировать в зависимости от характера требований, содержащихся в обращении к суду. При всем многообразии используемых формулировок требования, предъявляемые в суд, можно разделить на требования, связанные: — с установлением трудовой (страховой) пенсии; — с перерасчетом суммы пенсии; — с прекращением, приостановлением выплаты пенсии; — с выплатой, доставкой пенсии и др. К числу иных споров, относящихся к реализации права на пенсию, относятся жалобы на неуплату (неполную уплату) работодателями взносов на обязательное пенсионное страхование, невыплату недополученной при жизни пенсионера пенсионных сумм, а также обращения к негосударственному пенсионному фонду правопреемников умершего застрахованного лица за получением средств пенсионных накоплений. В эту же группу, по нашему мнению, следует отнести и разногласия по поводу установления юридических фактов осуществления трудовой деятельности в определенной организации.
Ю.А. Корестелева более десяти лет назад, исследуя споры по вопросам пенсионного обеспечения, разделила их на две основные группы: а) о полномочиях Правительства РФ при принятии постановлений и распоряжений в области пенсионного обеспечения, б) о наличии специального трудового стажа для досрочного установления пенсии, в частичности, педагогам, медицинским работникам, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Безусловно, споры, входящие во вторую группу, разрешаются в судах общей юрисдикции и сейчас, хотя пенсионное законодательство РФ во многом изменилось. Среди споров этой группы значительное место занимают споры, связанные с занятостью на работах с особыми условиями труда, установлением тождества профессий, должностей, организаций; в меньшей степени встречаются споры лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
-
пенсионеры, в том числе одинокие;
-
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
-
безработные;
-
чернобыльцы;
-
инвалиды;
-
дети сироты;
-
многодетные семьи;
-
малообеспеченные граждане;
-
матери-одиночки;
-
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
-
инфицированные ВИЧ.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Тема: Права в сфере соцобеспечения
Внесудебные формы защиты прав человека и гражданина устанавливаются, в первую очередь, издаваемыми согласно Конституции федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими полномочия органов исполнительной власти в определенных областях управления и устанавливающих в данных областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, полномочия соответственных органов и виды защиты граждан от незаконных воздействий служебных лицАкашева Н.И., Макашкина Т.Н. Ответственность за совершение преступлений в сфере социального обеспечения / Н.И. Акашева, Т.Н. Макашкина // Социальное и пенсионное право. — 2015. — №4. — С.88.
Немаловажную роль в данной области играет законодательство субъектов РФ. Роль исполнительной власти в обеспечении соответствующего функционирования института прав человека довольно существенна. Органы исполнительной власти не только призваны формировать потребные условия для осуществления прав и свобод граждан, но и исполняют функцию защиты данных прав. Конституция фиксирует обязанность государства по охране прав личности, что, тем не менее, не отменяет автономных активных действий индивида, употребление им многообразных методов защиты прав и свобод, не воспрещенных законодательством. Данный факт дает возможность существенно расширить возможности гражданина по защите личных интересов.
Конституция России обусловливает особенное место человека в структуре конституционных взаимоотношений, определяет охрану его прав в качестве принципа, функционирующего в социуме и государстве в целом.
Для осуществления данного принципа обязаны иметься эффективные механизмы защиты и гарантий прав личности. В иностранных государствах имеется значительный опыт формирования и функционирования разветвленной структуры институтов, способствующих гарантированию охраны прав и свобод человека, обозначенных в конституциях и зафиксированных во внутреннем законодательстве. Немаловажным компонентом охраны прав личности, одной из организационных и правовых гарантий их защиты является право на подачу жалобы. Человек вправе обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, в органы административной юстиции, в прокуратуру, к омбудсмену. В нашем государстве юридическая незащищенность населения перед разнообразными ведомствами, организациями, чиновниками и страной в принципе — факт несомненный.
Внесудебная защита прав человека — это автономный правовой институт, который регулирует социальные взаимоотношения, предусматривающие связь с отстаиванием субъективного права личности без присутствия судебных органовГалаева Л.А. Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования / Л.А. Галаева // Социальное и пенсионное право. — 2010. — № 4с. 364. Институт несудебной защиты выступает межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, обладающим особенным нормативно-правовым регулированием. Внесудебные формы защиты достаточно перспективны и стремительны, и, в отличие от судебной формы, они довольно статичны, решения выносятся намного быстрей, не требуется следование жестким процедурам. Помимо этого не нужно наличие особенных финансовых расходов, как со стороны страны, так и населения, чье право преступлено. Очевидно, что судебная защита уникальна и может употребляться к любым препирательствам, но недооценивать и несудебные формы защиты не следует. В практической деятельности защиты прав человека несудебные формы защиты имеют второстепенное место, потому и законодательство достаточно фрагментарно регулирует представленный институт. Малоразвитость обозначенной формы защиты и сложности при ее применении имеются из-за отсутствия отчетливой юридической регламентации процессии несудебного рассмотрения споров. В данной связи необходима научная и практическая разработка представленных вопросов.
На данный момент в теории права употребляются обусловленные попытки установить главные направления улучшения форм защиты, также и несудебной, для увеличения обеспечения прав и свобод граждан и их союзов. Последовательность данных предложений обнаружила свое отображение и в функционирующих нормативных документах. Наряду с этим, с сожалением стоит обратить внимание на то, что многие из теоретических и законодательных новшеств были сформированы без довольно серьезного рассмотрения феномена защиты права, а также без учета объективных обстоятельств существования российского населения.
Внесудебная защита в структуре права это автономный институт права, который располагает следующими критериямиЗахаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 4-е издание, переработал и дополнил / М.Л. Захаров.- М.: ВолтерсКлувер, 2005.- с.60 :
· относительной независимостью;
· характерностью метода правового регулирования, регулируются сходные родственные взаимоотношения (защищаются права и свободы человека).
Институт внесудебной защиты прав человека — это межотраслевой, охранительный и процессуальный институт. В границах этого института имеются группы норм, которые регулируют некоторые методы несудебной защиты.
Субъектами права на несудебную защиту прав и правомерных интересов выступают как государственные органы (прокуратура, государственный нотариат, органы исполнительной власти, Уполномоченный по правам человека РФ), так и негосударственные (общественные объединения, частный нотариат, третейский суд), уполномоченные лица, чьи права и правомерные интересы преступлены (самооборона).
Внесудебная защита содержит в себе, в первую очередь, работу специально уполномоченных органов и лиц по употреблению права, которая осуществляется со следованием отдельных процессов, далее, если отсутствует особенная процедура несудебной защиты прав человека, то в каждой определенной ситуации личность автономно устанавливает последовательность защиты личного права, истекая из личных интересов и возможностей.
- Способы, формы и средства защиты нарушенных прав по римскому праву
Историческое развитие римского судопроизводства. Формы защиты нарушенных прав в римском частном праве. Легисакционный и формулярный, экстраординарный и постклассический процессы. Реституция, интердикты и иски как основные средства защиты нарушенных прав.
курсовая работа [34,8 K], добавлен 19.07.2011
- Правовые способы и формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимтелей
Изучение форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Анализ внесудебных и судебных форм защиты. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав предпринимателей.
дипломная работа [111,7 K], добавлен 25.05.2010
- Принципы права социального обеспечения
Понятие и характеристика принципов права социального обеспечения. Единство и дифференциация правового регулирования как его основной принцип. Конституционный принцип равенства, социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Восстановление нарушенных прав.
курсовая работа [34,1 K], добавлен 01.02.2016
- Защита семейных прав ребёнка
Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.
дипломная работа [109,6 K], добавлен 13.06.2010
- Сущность и осуществление защиты гражданских прав
Характеристика способов защиты гражданских прав. Юрисдикционная форма защиты — деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъектных прав. Особенности и пределы неюрисдикционной и судебной защиты прав.
курсовая работа [31,6 K], добавлен 07.11.2011
- Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
Общественные отношения, возникающие при осуществлении защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей в отношениях с государственными органами в РФ. Роль нотариата и прокуратуры в правовом обеспечении предпринимательской деятельности.
дипломная работа [80,2 K], добавлен 17.12.2013
- Реализация прав граждан в социальном обеспечении
Основания возникновения субъективного права; формы его реализации. Принципы права социального обеспечения. Характеристика вещных и обязательственных прав. Механизм защиты населения от безработицы и инфляции как основных факторов социального риска.
дипломная работа [125,9 K], добавлен 28.08.2014
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Статья 38 закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствие со ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Данное положение Конституции нашло отражение в правовом регулировании некоторых видов социального обеспечения. Например, Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» разграничивает полномочия в сфере социального обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятия законов и подзаконных актов, регулирующих предоставление гражданам различных видов социального обеспечения.
Право детей и семей с детьми на социальное обеспечение нашли отражение во многих нормативных правовых актах. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает установление минимальных социальных стандартов — основных показателей качества жизни детей, закрепляет право детей на охрану здоровья посредством оказания бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Статья 15 данного Закона предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нашей стране женщина-мать — традиционный субъект права социального обеспечения. Женщина в связи с беременностью и родами имеет право на виды обеспечения, предусмотренные международными актами: отпуск по беременности и родам; пособие по беременности и родам; медицинскую помощь и др. Эти и другие виды социального обеспечения женщин и лиц, имеющих детей, предусмотрены федеральными законами № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» и № 255-ФЗ 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Закон № 81 -ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая должна обеспечить гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает в качестве меры такой поддержки право на получение материнского (семейного) капитала семьями, в которых родился (был усыновлен) второй или последующий ребенок начиная с 1 января 2007 г. В первоначальной редакции закона предполагалось выплачивать материнский (семейный) капитал на детей, родившихся до 31 декабря 2016 г. Однако данная мера поддержки семьи была признана настолько успешной, в т.ч. в целях улучшения демографической ситуации в стране, что программа была продлена еще на два года.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца реализуется государственной пенсионной системой, которая охватывает практически все население страны. В настоящее время пенсии получают свыше 40 млн человек (28% всего населения или почти каждый третий житель страны), у остальных это реальная перспектива, в основном в связи с достижением пенсионного возраста.
Целый ряд законов регулируют пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Закон от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает пенсии гражданам, которые указаны в названии Закона, кроме того, действие данного Закона распространенно на прокурорско-следственных работников, работников таможенной службы и др. Указанным категориям назначают пенсии за выслугу лет при наличии необходимой продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет), по инвалидности — независимо от продолжительности службы на основании признания юридического факта лица инвалидом, по случаю потери кормильца — семьям указанных выше категорий служащих в случае их смерти (гибели).
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает пенсии, финансируемые за счет средств государственного бюджета, федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим по призыву, участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, нетрудоспособным гражданам. В зависимости от категории назначаются различные виды пенсий на разных условиях: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Социальные пенсии являются относительно новым видом пенсий, введенным Законом № 166-ФЗ, и в полной мере отражающими принцип всеобщности социального обеспечения. Они назначаются нетрудоспособным гражданам (детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям), не имеющим право ни на какие иные виды пенсий, без какой-либо связи с трудовой деятельностью.
15 марта 2018 г. умерла гражданка Третьякова (38 лет), которая являлась матерью несовершеннолетней Третьяковой (13 лет). После смерти матери несовершеннолетняя проживает с бабушкой – матерью умершей Третьяковой. Отец несовершеннолетней Третьяковой совместно с ней и ее матерью не проживал, так как родители были разведены. Умершая Третьякова являлась застрахованным лицом, имела пенсионные накопления в ПФР, о наличии которых никому известно не было. Отец узнал о накоплениях только в октябре 2018 г. и обратился с заявлением в ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу о выплате средств пенсионных накоплений Третьяковой в пользу ее несовершеннолетней дочери. Однако в выплате пенсионных накоплений ему было отказано по тому основанию, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируются вопросы выплаты пенсионных накоплений правопреемникам умершего?
Каков порядок выплаты пенсионных накоплений правопреемникам умершего?
Что в данном случае может предпринять отец Третьяковой?
Назовите форму и способ защиты прав, которые могут быть применены в данном случае.
Уссурийский городской прокурор обратился в Уссурийский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МУП «Электросеть» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований законодательства по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите , обязании предоставить проект договора о квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите , обязании в период действия договора ежемесячно представлять в «Центр занятости населения» информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
Определите, имеет ли право прокурор обращаться с подобными требованиями в суд. Ответ обоснуйте.
Какие правовые нормы предусматривают обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов, квотированию?
Определите, какая ответственность следует за неисполнение обязанностей по заключению договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите .
Подлежат ли требования прокурора удовлетворению?
Назовите форму и способ защиты прав в данном случае.
Уссурийский городской прокурор обратился в Уссурийский районный суд в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов Уссурийского городского округа к администрации Уссурийского городского округа, МУП «Х» Уссурийского городского округа о возложении обязанности по обустройству пандуса на крыльце аптеки.
Определите, имеет ли право прокурор обращаться с подобными требованиями в суд. Ответ обоснуйте.
Какие правовые нормы предусматривают обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры? Является ли обустройство пандуса одним из таких условий?
Определите, какая ответственность следует за неисполнение обязанностей по созданию условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Подлежат ли требования прокурора удовлетворению?
Назовите форму и способ защиты прав в данном случае.
Гражданка Торопова работала по трудовому договору в ООО АКБ «Приморье». В апреле прошлого года она родила ребенка. Страховой стаж Тороповой составляет 15 месяцев. Собрав все необходимые документы для получения послеродовых выплат, она обратилась по месту работы в отдел кадров с заявлением о выплате ей единовременного пособия в связи с рождением ребенка, а также о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Однако, по настоящее время пособия не выплачены, работодатель отправляет Торопову в Фонд социального страхования за выплатой пособий. Отец ребенка Торопов по месту свое работы пособия не получал.
Определите правомерность действий работодателя в данном случае.
Ответ мотивируйте соответствующими правовыми нормами.
Каким образом следует поступить Тороповой?
Назовите форму и способ защиты прав в данном случае.
Гражданин Тищенко состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации, ему установлена I группа инвалидности бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Тищенко нуждается в подгузниках в количестве 1050 штук в год. В 2017 г. он полностью не был обеспечен подгузниками, всего было предоставлено 115 штук, также ему была предоставлена компенсация за самостоятельное приобретение 154 подгузников, в связи с чем, в итоге, Тищенко положенным количеством подгузников не был обеспечен. Кроме того, Тищенко приобрел 440 штук подгузников самостоятельно за счет собственных средств, однако, компенсацию ему не выплатили.
В Государственном учреждении – Приморском региональном отделении Фонда социального страхования РФ Тищенко отказали, как в предоставлении подгузников, так и в выплате компенсации за их самостоятельное приобретение. Ему пояснили, что размер бюджетных ассигнований, поступающих в Региональное отделение на указанные цели меньше, чем необходимо для приобретения технических средств реабилитации, чтобы обеспечить всех нуждающихся. А обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации – подгузниками за прошлый период не предусмотрено законом.
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется предоставление инвалидам технических средств реабилитации?
В каком порядке осуществляется обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации?
Правомерны ли требования инвалида Тищенко? Если да, то каким образом могут быть защищены его права и назовите форму и способ защиты прав.
Дайте полный ответ с правовым обоснованием.
Гражданин Григорьев является пенсионером и получает пенсию по старости. Он обратился в Отдел Департамента труда и социального развития Приморского края по Уссурийскому городскому округу с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. Основанием для обращения явилось то, что Григорьев был награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии», о чем сделана запись в военном билете Григорьева.
Однако, согласно распоряжению начальника отдела по Уссурийскому городскому округу, пенсионеру было отказано в присвоении звания « Ветеран труда » на основании того, что из представленных документов невозможно установить, был ли действительно Григорьев награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии». Вместе с тем, в военном билете Григорьева имеется печать войсковой части, номер и дата соответствующего приказа, а также личная подпись начальника штаба. Кроме того, с огласно архивной справке, выданной Федеральным государственным казенным учреждением «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», в приказе командира войсковой части значится, что Григорьев считается «Отличником боевой и политической подготовки».
Определите, какие нормативно-правовые акты регламентируют порядок присвоения звания «Ветеран труда».
Обоснован ли отказ в присвоении звания «Ветеран труда» Григорьеву?
Укажите, какие действия ему следует предпринять в данной ситуации.
Назовите форму и способ защиты прав в данном случае.
Гражданка Беляева работает по трудовому договору оператором почтового отделения в г. Уссурийске. 20 января 2018 г. она родила дочь, а 25 января 2018 г. была госпитализирована в туберкулезный диспансер для лечения. Ребенок был помещен в дом малютки. Через шесть месяцев Беляева выписалась из диспансера и смогла забрать свою дочь из дома малютки, получить свидетельство о рождении, справку о рождении ребенка.
Собрав все необходимые документы для получения послеродовых выплат, она обратилась по месту работы в отдел кадров с заявлением о выплате ей единовременного пособия в связи с рождением ребенка. Однако, в выплате пособия ей было отказано по причине пропуска шестимесячного срока, предусмотренного для выплаты пособия .
Определите правомерность отказа в назначении и выплате единовременного пособия по рождению ребенка в данном случае. Ответ мотивируйте соответствующими правовыми нормами.
Каким образом следует поступить Беляевой?
Текст 2 страницы из документа «29445»
Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, согласно ст.11 ГК РФ, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.
В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший, прежде чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления. В таком порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений в сфере управления, и др.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государству или иным компетентным органам. В гражданском кодексе указанные действия объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, т.к здесь смешанны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия — способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теорий — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных и иных судебных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного и оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.
Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридической действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, т.е. как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.