СМР. Тонкости оформления при экспорте
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СМР. Тонкости оформления при экспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего отправитель.
Ответственность перевозчика -косвенная. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR. Он — прямой выгодоприобретатель. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
По прибытии груза на место, получатель имеет право потребовать передачи оригинала CMR. После чего, в соответствии со статьей 13 пункт 2, получатель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно стоять три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя — доказательство доставки груза и документально зафиксированное обязательство получателя оплатить фрахт.
Важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В CMR вписывают номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указывают сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое.
Ответственности сторон
Теперь по делу. Как заполнять CMR
Графа (не графиня) — это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?
Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах.
Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».
Регламент оформления документа
Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка. Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом. Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.
Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно. Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза. Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.
В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.
Транспортная накладная CMR (ЦМР) описание документа
Данный документ является одновременно: накладной, договором (подтверждением договора перевозки), фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ.
CMR накладная – это суммирующий документ, в котором отражается вся основная информация из всех остальных сопроводительных документов (инвойса, упаковочного листа, сертификатов, классификационного решения, сертификатов, сведений о перевозке опасного груза и т.д.).
Важно, что в отличие от простой накладной, CMR составляется как минимум в трех оригинальных экземплярах для каждой из сторон (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя). Часто CMR требуют таможенники и другие проверяющие и контролирующие органы.
Также важно, что именно CMR является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязанностей (печать грузоотправителя открывает, а печать грузополучателя закрывает перевозку).
Важность CMR обусловлена тем, что в случае международных разбирательств данный документ превалирует над всеми остальными (в том числе договором и местным законодательством). Действует не во всем мире, а только в СТРАНАХ, принявших конвенцию КДПГ — большинство стран ЕС, СНГ, Турция, Иран, Сирия.
Глава 2. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у отправителя груза
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
«CMR» У ОТПРАВИТЕЛЯ ГРУЗА
7. В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
8. В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза. В графе 4 CMR-накладной указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
9. Графа 5 CMR-накладной содержит перечень прилагаемых документов.
10. В графе 6 CMR-накладной указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
11. В графе 7 CMR-накладной указывается количество мест груза.
12. В графе 8 CMR-накладной указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
13. В графе 9 CMR-накладной указывается наименование груза.
14. В графе 10 CMR-накладной указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
15. В графе 11 CMR-накладной указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 CMR-накладной указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
17. Графа 13 CMR-накладной содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.
В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.
18. В графе 14 CMR-накладной указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
19. В графе 15 CMR-накладной указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
20. В графе 21 CMR-накладной указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
21. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для получателя;
- для фирмы перевозчика;
- для расчетов.
Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.
Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.
Сведения, которые нужно обязательно указать в сопроводительном бланке:
- Место и дата выписки международной накладной.
- Место принятия груза для перевозки.
- Сроки доставки.
- Данные об отправителе, его полное наименование, регистрационные сведения, юридический адрес.
- Аналогичная информация о получателе и транспортном агенте (при наличии).
- Общепринятые данные о товаре, его упаковке, объеме, весе, количестве мест.
- Сведения о том, что грузоперевозка производится по Конвенции, без отступлений и оговорок.
CMR – международная товарно-транспортная накладная: регламент заполнения и ответственность сторон
- Инвойс предоставляется продавцом и является по сути счетом-фактурой. Документ выписывается на партию товара, в нем указана информация об участниках сделки, характеристиках товара, сведения об упаковке, стоимость груза, а также условия поставки и выплат. В документе обязательно прописана фактурная цена. Согласно договору, инвойс может использоваться в качестве накладной, а также удостоверять происхождение товара.
- Спецификация. Подробный список перевозимой продукции с детализацией по количеству, сортам, маркам, артикулам. В случае необходимости дополнительно указываются цены и качественные характеристики.
- Упаковочный лист. Перечень позиций груза, а также номеров мест, в которые они упакованы. Для каждого обязательно указывается вес.
При несовпадении данных в документации с реальными груз будет задержан на таможенном контроле, владельцу товара грозит штраф. Ошибки в оформлении провоцируют проблемы при приемке груза. Несоответствие в количестве и качестве товара приводит к претензиям между перевозчиком, покупателем и продавцом.
Как проходит опломбирование таможенных грузов
Опломбирование таможенных грузов осуществляется после завершения процедур таможенного оформления, а также проведения проверки товаров и используемых транспортных средств. Сотрудник таможни накладывает пломбы, пломбировочные (индикаторные) устройства на замки, двери, запирающиеся узлы грузов. При этом номера пломб и дата их установки отмечаются в определенной документации:
Акт досмотра оформляется при вскрытии груза, проводимом на стационарных пунктах проведения таможенного контроля. Бумагу подписывают представители таможни, а также сам перевозчик. После завершения досмотровых мероприятий накладываются новые пломбы (операцию выполняет сотрудник таможенного органа), причем пломбирование осуществляется в присутствии перевозчика.
- ограничение доступа посторонних к грузу, проходящему через таможню;
- своевременное обнаружение фактов нарушения условий перевозки или хранения грузов либо фактов их несанкционированного вскрытия;
- регистрация факта защиты в накладных документах;
- детализация учета товара, проходящего таможню;
- упрощение ведения компьютерного учета;
- упрощение регулировки отношений между клиентами, поставщиками, перевозчиками в конфликтных ситуациях.
Как заполнить CMR — международную автомобильную накладную
Графа (не графиня) — это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?
Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах.
Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».
Мы очень серьезные ребята и на Новый год вместо любви загадываем ремонт в ванной. Для нас CMR без печати — это невеста без борща и чулок. Мы знаем все про печати в CMR.
Назначение печатей в ЦМР точно такое же, как у любой печати — «валидировать», те узаконивать документ. Соответственно имеется целый набор печатей, без которых ЦМР не может считаться действенной, как бы красиво и правильно она ни была заполнена.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется…. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся….
Письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006 «О направлении информации»
Международная ТТН выступает необходимым сопроводительным документом, если при перевозке выполняются следующие условия:
- поставщик (водитель) получает денежное/товарное вознаграждение за транспортировку груза;
- начальная и итоговая точки маршрута находятся в разных государствах;
- минимум одна сторона, участвующая в сделке, является представителем страны, принадлежащей Конвенции КДПГ;
- продукцию перевозят грузовым или легковым транспортом.
Даже если все эти условия соблюдены, есть несколько исключений, когда CMR не требуется. Это:
- транспортировка тел умерших;
- развоз почтовых писем и посылок (к ней применяют специфические международные договора);
- перевозка личных вещей при миграции за границу (мебель, бытовая техника, одежда и прочее).
Где в смр можно вписать номер пломбы
Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:
- уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
- страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.
В то же время есть и негативные моменты:
- на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
- страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
- если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.
Процедура опломбирования водомера считается обязательной и регламентируется законодательством. Если имеется пломба – это гарантирует правильность установки и применения прибора. Инспектор водоканала не станет вешать пломбу на неисправный счетчик: водомеры, не помеченные пломбой, не допускаются к использованию жителями квартир.
Показатели, снимаемые с неисправных и неопломбированных водомеров, не принимаются к учету. Тарифы на расход воды устанавливаются согласно нормативной таблице, однако эта тарификация считается невыгодной для пользователей. Поэтому большинство жителей устанавливают счетчики в квартире.
Согласно нормативным данным, на одного человека приходится 6,9 кубометра холодной воды и 4,7 кубометра горячей воды.
Такой расход считается нецелесообразным, превышающим реальные показатели, поэтому, с экономической точки зрения, установка водяных счетчиков будет более выгодной.
Законом предусмотрено требование осуществлять пломбировку в таких случаях:
- Первичная установка.
- Окончание срока эксплуатации водосчетчика.
- Прибор стал неисправен.
- Был сломан шаровой кран.
- Целостность водомера была случайно нарушена.
- Требуется замена вентилей и кранов, отвечающих за водоснабжение.
- Произошла авария.
- Изначально пломба отсутствовала, а также нет паспорта на прибор учета.
При первичной установке техник из УК заполняет все бумаги на водомер, а если у него есть соответствующие полномочия, то опломбирует его. Если же сантехник не имеет права пломбировать прибор учета, то после его установки вызывают инспектора из городского водоканала. Мастер внимательно осматривает прибор на правильность монтажа, затем ставит пломбу.
Когда сроки эксплуатации счетчика подходят к концу, важно также осуществить опломбировку. Для этого водомер необходимо заменить или произвести поверку. Данные действия осуществляются представителем водоканала или соответствующей организацией. Водомер поверяют на месте или выполняют демонтаж, забирая его в сервис. После монтажа прибора на его место делается пломбировка.
При непреднамеренном повреждении водомера, при аварии в системе водоснабжения, при поломке шаровых кранов, вентилей и других составляющих водопровода, осуществляется опломбировка прибора учета. Выполняя ремонтные работы, скорее всего, потребуется выполнить демонтаж водосчетчика. Следовательно, после его монтажа нужно вызвать мастера для осуществления законного введения в эксплуатацию и пломбирования.
Справочно: если на приборе учета изначально отсутствует пломба, то необходимо поторопиться. При проверке хозяин квартиры может получить штраф за неисполнение обязательств перед законом. Все документы и паспорта должны быть предоставлены в организации, ведущие учет показаний расхода воды.
С 1 июля 2012 года монтаж водосчетчиков в квартире или частном доме считается обязательным. При невыполнении правил владельцев жилья наказывают штрафами. Установка водосчетчика, а также его опломбировка считается неотъемлемым процессом при вводе прибора в эксплуатацию. Чтобы понимать, как происходит процедура, нужно рассмотреть, куда обращаться за услугой, и какие документы необходимы для ее осуществления:
- Кто выполняет пломбирование? Процедурой занимаются уполномоченные сотрудники предприятия городского водоканала или той организации, куда абонент вносит оплату за расход ресурса ежемесячно. Сюда относят муниципальные предприятия, ТСЖ или УК. У данных организаций заключен договор с водоканалом на возможность самостоятельной пломбировки при установке или замене устройства. Некоторые коммунальные предприятия освобождают себя от полномочий по поводу пломбировки водосчетчика. Они отправляют потребителей в частные организации, предоставляющие данную услугу.
- Какие необходимы документы для пломбировки? До 2010 года в управляющих компаниях для опломбирования счетчика требовалась специальная лицензия. Она наделяла организации полномочиями по опломбировке, сегодня этот документ упразднили. Чтобы техник смог повесить пломбу на водомер, необходимо в момент совершения процедуры предоставить ему паспорту прибора учета. Когда пломба будет поставлена, сотрудник компании должен составить акт о проделанной работе. В этом акте указывается номер счетчика, название организации, дата его пломбирования. Также здесь прописываются номер пломбы и технические данные водомера.
Если процедура была осуществлена по правилам, акт приемки подписывается двумя лицами – хозяином квартиры и мастером.
Документ отправляется в управляющую компанию и хранится там до следующего срока опломбировки водомера.
Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?
Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.
Работа с CMR происходит в рамках КДПГ
. В ней содержится общая информация о правилах заполнения этого документа.
Сколько должно быть экземпляров? ТТН по этой форме формируют, как минимум, в трех экземплярах. Каждый экземпляр обязан являться оригиналом и быть подписан со стороны грузоотправителя и компании перевозчика. Часто экземпляры ТТН, во избежание путаницы, имеют разный цвет бумаги.
Порядок грузоперевозок в некоторых странах обязывает оформлять дополнительный экземпляр накладной для тарифного контроля.
Для различных видов груза, разных партий, а также для нескольких авто с одним и тем же грузом составляются разные ТТН. CMR должна отражать такие сведения как
Согласно КДПГ нет никаких особых указаний на этот счет
. То есть, заполняющий документ может воспользоваться тем языком, которым ему удобно.
Однако, при этом надо внимательно отнестись к тому, по каким странам будет путешествовать груз, ведь согласно их внутреннему законодательству, таможня может запросить перевод документа на свой национальный язык.
Нередко возникают сложности с номером CMR, непонятно, где его смотреть, ведь отдельной графы для него не предусмотрено. В действительности, номер ЦМР — необязательный реквизит для формы. Если номер указан, найти его можно в правой верхней графе.
Обычно его обозначает заполняющий ТТН в соответствии с внутренней нумерацией своей компании. Главным моментом тут является тот факт, чтобы номер совпадал на всех листах ТТН.
В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:
- накладная AWB –для авиационных перевозок;
- накладная RWB – для перевозки товара железнодорожным транспортом;
- коносамент – для морских грузоперевозок;
- накладная CMR – для перевозок автотранспортом.
Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.
Первых четыре страницы накладной CMR являются основными и имеют собственные названия:
- экземпляр для поставщика;
- образец для получателя груза;
- образец для перевозчика;
- экземпляр для расчетов.
Страница №1 служит подтверждением отгрузки и оплаты товара, после заполнения остается на руках у поставщика.
Вторая страница подтверждает доставку товара, ее передают сначала компании-перевозчику, затем водителю. После того, как груз доставлен, водитель отдает экземпляр получателю. Эта страница заверяется подписями перевозчика и поставщика, а также специальными печатями.
Штамп отправителя указывается в 22 графе, ее ставит предприятие, прописанное в первом подпункте.
Штамп экспедитора ставится в 23 и 16 подпунктах. В случае смены перевозчика новый экспедитор ставит печать в 17 подпункте.
Покупатель отмечает получение товара штампом в 24 графе.
На таможне номер транзитной декларации обязательно подтверждается личной номерной печатью таможенного сотрудника. Также в СМР ставится штамп таможенного контроля доставки. Каждый новый таможенный пост ставит свои отметки. Необходимо и присутствие печатей «Товар поступил» и «Вывоз разрешен».
За 10-й граф накладной отвечает компания-перевозчик. Она заполняет с 16 по 19 пункты, 23 и с 25 по 29. Три пункта – с 15 по 18 – информация о перевозчике и оговорки, которые есть у перевозчика по отношению к грузу. Оговорки могут касаться упаковки товара, качества погрузки поставщиком, состояния груза, здесь можно указать, кем выполняются погрузочные работы и др. Если таковых не имеется, поле остается незаполненным. Сведения о водителе и характеристика транспортного средства размещаются в графах 23, 25,26.
Пункты 19, 27-29 – это информация о стоимости перевозки – тариф, список дополнительных услуг и их цена. При перевозке на основе договоренности данные графы можно не заполнять. Но начать работу водитель может только после того, как на руках у него будет накладная, подписанная отправителем.
Остальные страницы накладной CMR заполняются таможенными службами и другими ответственными органами. Точное количество страниц зависит от вида транспортировки, они заполняются соответствующими службами.
Важно! Наличие оговорок перевозчика может обезопасить его от претензий при сдаче груза от получателя, так как первый несет ответственность за повреждение или утрату груза. Поэтому в зависимости от заполнения 18 графы будет решаться вопрос об ответственности транспортной компании за сохранность груза
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Графа (не графиня) — это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?
Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах.
Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».
Пример: отправитель-продавец — компания Kaiser-Lacke GmbH из Нюрнберга, груз забран со склада экспедиции STL Logistik Тройсдорфе, которая тиснула в 22 графе свой штамп. В итоге 1 графа выглядит так: «STL Logistik по поручению Kaiser-Lacke GmbH» и дальше реквизиты Kaiser-Lacke из инвойса. В 4 графе место фактического забора груза — Тройсдорф и дата забора. Придраться не к чему – все счастливы.
Мы очень серьезные ребята и на Новый год вместо любви загадываем ремонт в ванной. Для нас CMR без печати — это невеста без борща и чулок. Мы знаем все про печати в CMR.
Назначение печатей в ЦМР точно такое же, как у любой печати — «валидировать», те узаконивать документ. Соответственно имеется целый набор печатей, без которых ЦМР не может считаться действенной, как бы красиво и правильно она ни была заполнена.
Третий и четвертый экземпляры ТТН грузополучатель заверяет подписями и печатью организации и передает водителю. Водитель сдает эти экземпляры в бухгалтерию автотранспортного предприятия. Один экземпляр ТТН служит основанием для выставления счета клиенту (заказчику грузоперевозки) и высылается ему вместе со счетом на оплату услуг. Последний, четвертый экземпляр бланка ТТН, прикрепляется к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю, производившему доставку груза.
Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах . Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.
В графу 9 отправитель груза вписывает наименование груза . При большом количестве наименований в графе 9 можно указать объединенные наименования груза и сделать ссылку на документ (например, инвойс), где расписаны названия всех товаров. В этом случае такой документ обязательно следует приложить к CMR-накладной. И в этом документе целесообразно сделать отсылку к CMR-накладной.
Согласно ст. 8 Конвенции КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, предполагается, что груз и упаковка были приняты внешне надлежащим образом и число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в накладной. В Конвенции КДПГ не указано, что оговорки должны быть заверены грузоотправителем.
CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.
П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.
- грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
- мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);
- тела усопших родственников, членов семьи.
Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР Товарно-транспортная накладная ТТН используется при перевозке грузов товарного типа.
Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной
- Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
- После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
- Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
- Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).
Как заполнить товарно-транспортную накладную
Грузополучатель заполняет сведения по разгрузке: ее способ, время прибытия и убытия. Представитель грузополучателя подписывает строку «Принял» и «Груз получил» и заверяет печатью. В случае несоответсвия данных по товару, его качеству или количеству грузополучатель составляет акт для претензионной работы к грузоотправителю или перевозчику. В ТТН указываем данные этого акта.
Перед погрузкой грузоотправитель заполняет дату и номер накладной, а также данные грузополучателя, грузоотправителя, заказчика, автоперевозчика, водителя, автомобиля, вида автоперевозок, данные по товарам и ответственных за отгрузку. Данные по товарам вносятся в таблицу в виде кодов номенклатуры, количества, цены, единиц измерения, упаковки, количества мест, массы и суммы. В случае приложения дополнительных документов (например, ТОРГ-12), в товарном разделе ТТН указываем приложенную форму.
Инструкция по заполнению
Работа с CMR происходит в рамках КДПГ. В ней содержится общая информация о правилах заполнения этого документа.
Сколько должно быть экземпляров? ТТН по этой форме формируют, как минимум, в трех экземплярах. Каждый экземпляр обязан являться оригиналом и быть подписан со стороны грузоотправителя и компании перевозчика. Часто экземпляры ТТН, во избежание путаницы, имеют разный цвет бумаги.
Порядок грузоперевозок в некоторых странах обязывает оформлять дополнительный экземпляр накладной для тарифного контроля.
Для различных видов груза, разных партий, а также для нескольких авто с одним и тем же грузом составляются разные ТТН. CMR должна отражать такие сведения как:
- Дата накладной и место, где она была заполнена.
- Наименование грузоотправителя.
- Наименование перевозчика.
- Наименование получателя.
- Общепризнанное описание груза, его упаковки.
- Число грузовых мест.
- Вес груза.
- Издержки за время перевозки (пошлины и пр.).