Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

  • Вы имеете российское гражданство;
  • Вы занимаете квартиру по договору социального найма;
  • Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);
  • Квартира находится в собственности государства.

    Какие документы нужны для приватизации квартиры?

    Минимальный пакет необходимых документов включает:

    • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
    • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
    • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
    • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
    • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
    • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
    • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
    • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
    • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

    Основания для признания недействительным

    В некоторых ситуациях договор, по которому была приватизирована квартира, может быть оспорен в суде и признан недействительным. Такое возможно в следующих случаях:

    • В приватизацию не включили несовершеннолетних. Для них законом не предусмотрена возможность отказа от приватизации даже с согласия органов опеки.
    • Договор подписан лицом, не имевшим полной дееспособности по состоянию здоровья или же по возрасту.
    • Гражданин, заключивший договор, действовал вынужденно или же был введён в заблуждение.
    • Со стороны администрации документ был подписан сотрудником, не имевшим на это полномочий.

    Возможны и иные основания, предусмотренные нормами ГК РФ относительно недействительности сделок.

    Договор о приватизации жилого помещения

    В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

    До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

    Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

    Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

    Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

    Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

    Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

    В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

    Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

    Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

    В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

    Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

    Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

    Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

    Читайте также:  Государственная пенсия становится аналогом прожиточного минимума

    Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

    Регистрация имеет правообразующее значение.

    Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

    Особенности приватизации бывших общежитий

    На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

    Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

    Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

    Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

    Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

    С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

    На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

    Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

    Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

    Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

    Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.

    Расторжение договора о приватизации жилого помещения

    Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».

    Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.

    Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.

    Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.

    В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.

    Как восстановить договор передачи квартиры в собственность

    Без договора приватизации невозможно осуществить какую-либо сделку с квартирой. В случае потери документа, его придется восстанавливать. Причем он потребуется даже в том случае, если имеется свидетельство о регистрации права собственности (или выписка из ЕГРП).

    Читайте также:  Процедура получения ВМП гражданами РФ

    Для восстановления утраченного договора необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации (БТИ) по месту жительства.

    При этом в БТИ должны обратиться все участники приватизации, вписанные в договор передачи квартиры в собственность.

    После того как заявление на выдачу дубликата будет принято, утраченный документ будет выдан в течение 2 недель. Данная процедура не бесплатна. За выдачу нового договора придется заплатить пошлину по тарифу, установленному в регионе.

    В связи с этим, если планируется совершение сделки с квартирой, нужно позаботиться о получении дубликата договора приватизации заранее.

    Если по каким-то причинам новые собственники решают, что не хотят ими быть, они могу провести обратный процесс с расторжением договора. Такой процесс называется деприватизацией. Основанием для этой процедуры могут стать допущенные в оформлении договора нарушения. Для его осуществления есть 2 пути:

    1. Заявление в муниципалитет с просьбой расторгнуть существующее соглашение.
    2. Иск в суд подают в случае отказа от властей.

    Вернуть все вспять не получится, если существуют следующие факты:

    • хотя бы один из собственников не поддерживает эту инициативу;
    • жилье находится в залоге по кредитному договору;
    • в приватизации принимал участие несовершеннолетний гражданин;
    • у заявителя в собственности есть и другое жилье;
    • после заключения договора были зарегистрированы другие жильцы.

    Договор приватизации квартиры

    В Российской Федерации собственником недвижимости можно стать путем ее приватизации. Правом бесплатно получить квартиру от государства каждый гражданин РФ наделен один раз.

    Чтобы оформить в собственность квартиру, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться в орган местной администрации для заключения договора приватизации. В случае утраты или при других обстоятельствах договор может быть восстановлен.

    Гражданин становится полноправным собственником жилья только после госрегистрации возникшего права собственности по заключенному договору. После этого у человека появится право по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью.

    В случае, когда приватизация проведена с нарушением прав граждан, она может быть обжалована в суде. Как следствие сделка (выражающаяся в виде договора) может быть признана недействительной и отменена. Тогда стороны этой сделки вернуться в состояние, в котором они находились до ее совершения (наниматель и наймодатель жилья).

    Эволюция института приватизации жилых помещений в Россини за рубежом

    Отечественное законодательство о приватизации жилых помещений возникло и развивалось по мере становления в стране рыночной экономики. В порядке исторического экскурса обозначим этапы становления приватизационных отношений с позиции их законодательного регулирования в ретроспективе, тем более что проблема периодизации развития норм права о приватизации жилых помещений, равно как и научной юридической мысли, еще не подвергалась специальному обсуждению в юриспруденции. Предпринимались лишь попытки в сравнительном плане показать лишь особенности законодательного регулирования отношений приватизации жилых помещений в тот или иной период времени1. Ситуация объясняется не столько игнорированием теорией права исторической проблематики, сколько краткостью описываемого исторического периода и не столь быстрым накоплением необходимого фактического материала.

    Исторический подход к изучению того или иного социального явления диктует необходимость хотя бы краткого обзора его эволюции, что обеспечивает глубокое познание сущности конкретного социального и правового явления, а, следовательно, его объективной обусловленности и практической значимости. Выявление сущности явления в прошлом позволяет обнаружить тенденции развития его правовых форм в настоящем и будущем.

    Периодизация исторического пути становления и формирования права и теоретической мысли о приватизации жилых помещений может осуществляться по самым различным основаниям. Думается, что в качестве такого основания, должны быть периоды развития российского гражданского законодательства вообще, и его кодификации, в частности, поскольку именно законодательные акты выступают в качестве источников норм права о приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. Как верно заметил С. С. Алексеев, характеризуя позитивное право в целом, «…его нормы, их существование, реализация при всей сложности существующих соотношений, в своей основе органически слиты с законами, другими формами внешнего «бытия» позитивного права, выражены в догме права»3. Отсюда история развития института приватизации жилых помещений в российском гражданском праве включает в себя три этапа.

    Первый — со 2 декабря 1988 г. по 26 июля 1991 г. — первичный этап становления института приватизации жилых помещений. Действие законодательных норм направлено на регулирование отношений по продаже гражданам занимаемых ими на основании договора найма жилых помещений, а также продажи гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, в собственность незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, государственного, общественного и муниципального жилого фонда.

    Второй этап — с 26 июля 1991 г. по 10 января 1993 г. — период совершенствования норм института приватизации жилых помещений. Частично вводится бесплатная передача жилья в собственность. Параллельно сохраняются отношения возмездной передачи гражданам в собственность занимаемых ими на основании договора найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В этой же категории оставались граждане, состоящие на учете в целях улучшения жилищных условий, которым могли передаваться в собственность незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту государственного, общественного и муниципального жилищного фонда.

    Третий этап — с 10 января 1993 г. по 1 марта 2005 г. — можно считать периодом относительного завершения процесса формирования в гражданском законодательстве института приватизации жилых помещений, что связано с принятием нового ЖК РФ. В соответствии с его нормами, осуществляется переход к бесплатной передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых помещений на основании договора социального найма, а также сохраняется продажа гражданам, состоящим на учете на обеспечение жилыми помещениями, в собственность незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, государственного и муниципального жилищного фонда. Каждый обозначенный период становления законодательства сопровождался доктринальными исследованиями, главный недостаток которых состоял в том, что анализу подвергался действующий блок законодательства. В таком виде наука могла служить лишь показателем влияния цивилистической мысли на практику применения норм гражданского права на том или ином этапе его развития. В то время как ценность научной мысли не менее важна в плане создания необходимого теоретического задела для предстоящей законодательной деятельности. Как отметил О. А. Красавчиков, применительно к истории науки гражданского права, «в ее собственной истории необходимо обнаружить рубежи, на которые периодизация и должна ориентироваться .

    Реальная динамика научной мысли по вопросу о приватизации государственного и муниципального жилищного фонда вписывается в общие временные границы периодизации законодательства о приватизации, но выглядит более дробно.

    1987 — 1988 г. — период эмпирического осознания положений о приватизации государственного и общественного жилищного фонда, обусловленного потребностями в реформировании существующих правовых моделей регулирования жилищных отношений. 1988 — 1991 г. — период начального теоретического исследования проблем приватизации государственного и общественного жилищного фонда, связанного с поиском эффективных правовых конструкций о приватизации жилых помещений в процессе формирования рыночной экономики.

    1991 — 1993 г. — период стабилизации теоретической мысли относительно возможных правовых моделей приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, обусловленных уже существующими юридическими конструкциями норм о приватизации жилых помещений.

    1993 — 1996 г. — период углубленных теоретических исследований отношений по приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, связанных с моделированием конструкций правовых норм в процессе разработки проекта некоторых статей ГК РФ.

    Особенности наследования неприватизированной собственности

    Для того чтобы понять, как происходит наследование неприватизированной квартиры, необходимо знание Гражданского и Жилищного кодексов РФ, в которых указывается на то, что все неприватизированное имущество находится в собственности государственных, либо муниципальных органов власти. Основанием для проживания в квартире, принадлежащей государству, является договор социального найма жилья (гл. 8 ЖК РФ).

    Данный документ подписывается представителем муниципальных властей с одной стороны и лицом, проживающим в квартире, с другой. Он является срочным, обычно действие его заканчивается со смертью гражданина, проживающего в жилье. При этом остальные граждане, прописанные на данной жилой площади и проживающие со скончавшимся физическим лицом совместно, право на собственность временно утрачивают, но не могут быть выселены с занимаемой ими собственности.

    Договор социального найма позволяет распоряжаться собственностью в рамках, ему не противоречащих. Так, квартиру можно сдать в аренду, продать, обменять (иными путями ее не получишь). Лицо, заключившее данный договор вправе прописывать в квартиру любого из своих родственников, если они являются членами его семьи. В противном случае (когда для проживания допускаются лица, не являющиеся членами семьи нанимателя) от нанимателя потребуется проведение дополнительных процедур по предоставлению им права проживания.

    Завещать неприватизированное жилье фактически можно, по правилам составления завещания, в нем можно упомянуть любую, в том числе и лично не принадлежащую владельцу собственность, в случае, если имеются намерения о ее приобретении в полное владение.

    Читайте также:  Свидетельство о государственной регистрации права отменили, а что взамен?

    Подобная оговорка позволяет родственникам скончавшегося лица сохранить за собой право владения квартирой.

    Особенностями наследования неприватизированной собственности являются:

    • наследовать могут лишь близкие родственники умершего (требуется родство 1-й степени – супруга, супруг, дети, внуки);
    • жилье передается в наследство при условии, что бывший его собственник подал заявление на приватизацию (при этом наследники от подобной приватизации не отказываются);
    • правом наследования обладают только те родственники, которые проживают совместно с наследодателем, либо были прописаны на указанной жилой площади (правило это не всегда соблюдается);
    • наследник вправе приватизировать собственность, либо заключить с муниципальными органами новый договор социального найма (заключает его наследник, проживающий с наследодателем на одной жилой площади до момента его смерти).

    Смерть гражданина является поводом для автоматического расторжения договора социального найма (ст. 83 ЖК РФ.).

    Оговорки насчет договора

    Договор представляет собой сделку, правила проведения которой полностью регулируются в соответствии с нормами, прописанными в Гражданском кодексе. Если сделка в конечном итоге признается недействительной, то в конечном итоге она может стать оспоримой и ничтожной.

    По сути, признание сделки недействительной в конечном итоге приводит только к одному исходу – заинтересованные лица возвращаются в исходное состояние, то есть на ту точку, на которой они были до ее оформления.

    При этом стоит отметить тот факт, что если сделка сама по себе является ничтожной, то в таком случае нет никакой необходимости в том, чтобы искать доказательства ее недействительности, так как это предусматривается действующим законодательством и в дальнейшем распространяется на весь период действия договора. Если же сделка относится к категории оспоримых, то в таком случае в дальнейшем можно будет доказать ее недействительность в процессе проведения судебного разбирательства.

    Положение о приватизации муниципального имущества регулирует все основные моменты, связанные с процессом перехода государственного и муниципального имущества в частные руки.

    Отказ в приватизации. Анализ судебных споров

    Сейчас получила широкое распространение практика отказа жителям в приватизации жилых помещений, которые предоставлены по договорам социального найма. В такой ситуации для признания права собственности на жилое помещение жителям ничего не остается, как обратиться в суд (ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г.

    № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего.

    В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.

    2005, указано, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности в судебном порядке.

    Основными причинами отказа в приватизации является особый статус помещения:

    • Общежития (нужно уточнять статус помещения, а именно, к какому фонду оно относится: к муниципальной или федеральной собственности. Если речь идет о муниципальном имуществе, то при передаче прав собственности статус помещения изменяется автоматически. Такой тип помещения можно приватизировать без каких-либо ограничений);
    • помещения, относящиеся к категории служебного жилья (служебное жилье можно подвергнуть процедуре приватизации в ситуациях, когда получено согласие собственника помещения на данное действие);
    • аварийное жилье (когда граждане сталкиваются с отказом в приватизации жилья, относящегося к аварийному фонду, основания отказа в приватизации более серьезные. Чаще всего постановление о признании многоквартирного дома в качестве аварийного жилья нельзя признать недействительным через подачу судебного иска. Если дом рассматривается как аварийный, но данный факт документально не зафиксирован, то отказ в передаче квартиры в частную собственность можно обжаловать в судебной инстанции);
    • квартиры, расположенные на территории военных городков;
    • жилой фонд, подведомственный учреждениям социальной защиты.

    Также есть иные основания для отказа в приватизации:

    • факт незаконной перепланировки;
    • неоплаченные услуги;
    • обнаружение документации, которая утратила юридическую силу;
    • выявление документальных подделок;
    • отсутствие законных прав на имущественные объекты у администрации города или иного населенного пункта.

    Бесплатная приватизация квартиры может произойти только однократно.

    Проведем анализ судебной практики рассмотрения споров, возникающих из-за отказа в приватизации жилого помещения.

    Как показывает практика, высшая судебная инстанция при рассмотрении надзорных жалоб на решения нижестоящих судов о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета лиц, давших согласие на приватизацию жилого помещения и отказавшихся от доли в занимаемом жилом помещении, принимает решения в пользу ответчиков, то есть пользователей жилого помещения, не приобретших права собственности на приватизированное жилье. Так, Верховный суд РФ в определении № 5-В08-78 от 26 августа 2008 г. признал право постоянного бессрочного пользования жилым помещением — комнатой за ответчицей, которая имела равное право на приватизацию жилого помещения с членом своей семьи, но отказалась от реализации данного права в пользу последнего, который в дальнейшем подарил приватизированное жилое помещение истице.

    Возможна ли повторная приватизация

    У граждан есть право лишь раз провести бесплатную приватизацию, и воспользоваться им вновь для приобретения ещё одной квартиры уже не получится – так указано в статье 11 Закона № 1541-1. Исключение делается для несовершеннолетних, и из этого есть одно следствие: если право граждан на приватизацию уже было использовано ранее, но её нужно провести, остаётся такой вариант, как оформить её на детей.

    Может быть сделано исключение при утрате жилья из-за стихийного бедствия, техногенной катастрофы, теракта и прочих подобных чрезвычайных происшествий – лишившиеся жилья из-за них граждане обладают правом на повторную приватизацию.

    Могут им воспользоваться и переселенцы с Севера или из стран бывшего СССР – но требуется, чтобы они передали своё жильё по предыдущему месту жительства предшествующему собственнику. Если такой возможности нет, поскольку оно уже передано третьим лицам, то и повторную приватизацию провести не удастся.

    В обычном же случае она не станет возможной и после проведения деприватизации, то есть обратной передачи жилья государству – её иногда практикуют, чтобы решить проблемы с его оплатой. Это верно для случаев, в которых она была проведена по желанию самого собственника.

    Но если договор приватизации был признан недействительным по причине того, что нарушил чьи-то права, и это было сделано по инициативе того, чьи права были попраны, либо государственных инстанций, то сделка считается вовсе несовершённой, а значит и право гражданина бесплатно приватизировать квартиру – неиспользованным.

    Как восстановить договор о приватизации, если он утерян

    Так как этот документ является основным для получения свидетельства о регистрации, а также именно он необходим, если возникли споры о процессе обращения в собственность муниципального жилья или необходимо отменить приватизацию квартиры, то в случае утраты обязательно следует его восстановить.

    Если договор заключался до 1997 года, то обращаться необходимо в бюро технической инвентаризации (БТИ). Услуга эта бесплатна.

    А вот если процедура обращения в собственность была завершена после 1997 года, то копия этого документа хранится в государственном архиве. Обращаться необходимо в отделение Росреестра и услуга эта платная.

    Для восстановления необходимо предоставить паспорт, свидетельство о собственности (при наличии) и составить заявление.

    Договор приватизации квартиры

    В Российской Федерации собственником недвижимости можно стать путем ее приватизации. Правом бесплатно получить квартиру от государства каждый гражданин РФ наделен один раз.

    Чтобы оформить в собственность квартиру, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться в орган местной администрации для заключения договора приватизации. В случае утраты или при других обстоятельствах договор может быть восстановлен.

    Гражданин становится полноправным собственником жилья только после госрегистрации возникшего права собственности по заключенному договору. После этого у человека появится право по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью.

    В случае, когда приватизация проведена с нарушением прав граждан, она может быть обжалована в суде. Как следствие сделка (выражающаяся в виде договора) может быть признана недействительной и отменена. Тогда стороны этой сделки вернуться в состояние, в котором они находились до ее совершения (наниматель и наймодатель жилья).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *