Тема 18. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 18. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объективная сторона административного правонарушения – это выражение административно-правового нарушения, которое определяется деянием, когда появились последствия и между ними появилась причинно-следственная связь.
Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).
Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.
Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).
Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.
Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.
Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;
7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.
Признаки административного правонарушения
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Состав правонарушения и примеры
Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.
Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.
№ п.п. | Статья КоАП | Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав |
1 | 12.1 | Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле. |
2 | 12.7 | Езда на автомобиле без прав |
3 | 12.5 | Управление неисправным транспортным средством |
4 | 12.9 | Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте |
5 | 12.8 | Езда на автомобиле в пьяном виде |
Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.
Место совершения административного правонарушения
Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:
- где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
- для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
- в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).
«Объектом правонарушения в самом общем виде выступают общественные отношения, которым наносится вред или реально возможно нанесение вреда и которые охраняются действующим правом»[15]. В свою очередь, объектом преступления могут быть любые отношения, которые охраняются уголовным законом. Всякое преступление и административное правонарушение вредоносно в том смысле, что оно нарушает установленный в государстве правопорядок, общественные отношения и интересы граждан. На примере теории уголовного права выделяется три типа объектов преступлений – общий, родовой и непосредственный.
Общий объект правонарушения, как верно подмечено выше Л.А. Морозовой — это общественные отношения, которые охраняются той или иной отраслью права. Все люди в обществе, реализуя свои социальные потребности и интересы, выполняя обязанности, отвечая за свое поведение, вступают в многочисленные и многообразные связи между собой и вне этих связей немыслимы. Эти связи и есть общественные отношения. В составе общественного отношения принято выделять три элемента: участники, т.е. субъекты отношения; их взаимосвязь между собой (взаимное поведение); объект отношения (то, что способно удовлетворять потребности субъектов, обеспечивать их совместное безопасное проживание). На все эти элементы объекта и может посягать правонарушитель.
Родовой объект правонарушения — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. В каждой отрасли права он свой. В уголовном праве родовым объектом выступают, например, порядок управления и правосудие. В трудовом праве родовым объектом являются заработная плата работников, трудовая дисциплина и др. В семейном праве родовым объектом приходятся семейные отношения (дети и родители), заключение брака и др. Родовой объект относится к определённой отрасли права и указывает, к какой конкретно группе общественных отношений относится совершаемое правонарушение. Если приводить более конкретный пример, то ситуация будет выглядеть следующим образом: в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку[16], родовым объектом правонарушения будет являться жизнь и здоровье человека, потому что именно на них происходит посягательство.
Непосредственным объектом правонарушения будут выступать конкретные блага, интерес, личность, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., на которые посягает правонарушитель. Непосредственный объект правонарушения детализирует родовой объект, ибо показывает, что же из его элементов стало предметом посягательства. Таким образом, любое правонарушение посягает одновременно на общий, родовой и непосредственный объекты. Для ясности приведем к примеру всё то же «убийство» — «Гражданин А. умышленно, с применением ножа нанёс гражданину Б. повреждения, несовместимые с жизнью, тем самым причинив последнему смерть». Общим объектом совершенного преступления, согласно Уголовному кодексу РФ являются права и свободы человека и гражданина, родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие естественные права и свободы человека, в частности основное право – право на жизнь, непосредственным объектом убийства выступает право на жизнь конкретного человека, определенного индивидуума, единственного и неповторимого.
«Проступок – это противоправное деяние, прямо не предусмотренное Уголовным кодексом РФ»[40]. В зависимости от объекта правонарушения проступки принято разделять на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и процессуальные.
Административное правонарушение – «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность»[41]. Административные правонарушения посягают на права и свободы человека, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественный порядок и общественную безопасность, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, собственность, законные экономические интересы физ. и юр. лиц, общества и государства.
Что не относится к объектам
Для понимания вопроса об объектах, следует понять, что относится к объектам гражданских правоотношений, а что нет. Как указано выше, к объектам гражданских прав не относятся их участники – люди или юридические лица. Однако гражданское законодательство включает ряд принципиально важно норм, связанных с неотчуждаемыми правами людей. Например, право собственности, право владеть и свободно распоряжаться своим имуществом. Указанные неотчуждаемые права к объектам гражданских прав не относятся.
К примеру, к объектам гражданских прав не относится ни одно личное неимущественное право. Такие личные неимущественные права защищаются государством. При их нарушении, обладатель права вправе потребовать материальной компенсации, а также возложения обязанности на нарушителя устранить последствия своих действий.
Более того, в зависимости от степени серьезности нарушения нематериальных прав, может быть задействовано уголовное законодательство, а также законодательство об административных правонарушениях и ответственности. При установлении вины лица в нарушении личного нематериального права, он получает возможность требовать возмещения в рамках гражданского права. как правило, в таких ситуациях речь идет о размере материальной компенсации. Например, за причиненный моральный вред.
В целях восстановления нарушенных прав, лицо подает гражданский иск и досудебную претензию к нарушителю. Следовательно, между указанными лицами возникают гражданские правоотношения. Это означает, что появляется объект данных отношений. Поскольку речь идет об иске и о возмещении, то объектом является компенсация, выраженная в конкретной денежной сумме. Таким образом, из личных неотчуждаемых нематериальных благ могут возникнуть гражданские правоотношения, которые уже будут иметь объект.
При этом надо указать, что такие права представляют собой статичные понятия. Они не развиваются и являются некими принципами, основами гражданских прав. При воздействии на них, запускаются гражданские процессы, предусмотренные законом. В ходе чего, между лицами образуются отношениями, в которых уже появляется соответствующий объект.
Таким образом, любой процесс, основанный на нормах гражданского законодательства, будет иметь свой объект. Указанное понятие объекта является одним из наиболее широких в гражданском праве. Но оно отлично сопоставляется с понятиями субъекта. Ведь если есть объект отношений, то есть и участники таких отношений. А значит, есть и субъект.
Признаки административного нарушения
Рассмотрим признаки, которыми характеризуется административное нарушение. Это общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
- Общественная опасность является объективным признаком административного правонарушения. Нарушение административного законодательства приводит к ущемлению законных прав и интересов граждан, общества и государства.
- Противоправность является субъективным признаком правонарушения, так как зависит от законодательной воли. Она указывает на нарушение правовых запретов, установленных соответствующими правовыми нормами. Административно-правовые санкции регулируют, контролируют и охраняют человеческие отношения в финансовой, трудовой, административной отраслях человеческой деятельности и носят универсальный характер.
- Виновность является объективным признаком и означает, что деяние (или бездействие) совершено виновно, то есть умышленно или по неосторожности. В гражданском праве допускаются невиновные действия, за которые устанавливается юридическая ответственность.
- Последним признаком является наказуемость. Это предусмотренная законодательством административная ответственность за нарушение.
Чтобы различать похожие административные нарушения и проступки, также обращают внимание на последствия, причиненный ущерб, способ, место совершения нарушения.
Юридический состав административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ).
- Элементы состава административного правонарушения:
- 1) объект административного правонарушения;
- 2) объективная сторона административного правонарушения;
- 3) субъект административного правонарушения;
- 4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
- Виды составов:
- По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
- По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
- В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения,состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
- Объектадминистративного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Административное расследование
Административным расследованием именуют одну из процедур, входящую в порядок привлечения лица к ответственности.
Наиболее часто встречающиеся на практике поводы к началу расследования:
- обнаружение данных, указывающих на наличие незаконных действий;
- поступившие из правоохранительных органов, органов местного самоуправления сообщений о факте нарушения законодательства;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ;
- другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.
После возбуждения дела в целях составления качественного протокола предусмотрено выполнение определенных законом действий.
Выполняемые процессуальные действия:
- Получение объяснений задержанного лица.
- Допрос потерпевшего и свидетелей.
- Изъятие проб и образцов, их экспертиза.
- Фиксирование вещественных доказательств.
- Направление поручения для совершения отдельных действий.
- Иные предусмотренные процессуальные действия.
Административное расследование должно быть проведено в течение одного месяца с момента возбуждения дела.
По окончании расследования либо составляется протокол в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, либо выносится постановление о прекращении дела по ст. 24.5 КоАП РФ.
Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:
– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.
Воздействие административного права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.