Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Период с 01 июля по 31 декабря 2019 года
Период с 01 июля по 31 декабря 2019 года
После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2019 года острота вопроса стала спадать.
Однако уже 29 июня 2019 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».
Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от № 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.
Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».
Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:
Правительством РФ принято Постановление от № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:
…
б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».
Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает:
«4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».
Региональные нормативы на ОДН по электроэнергии
Нормы потребления электричества на ОДН устанавливают органы местного самоуправления в регионах, следовательно, единых нормативов в РФ для МКД существовать не может.
Ознакомиться с установленными нормами можно на официальных сайтах муниципальных образований, в управляющей компании или ТСЖ.
Итак, норматив ОДН за свет в многоквартирном доме зависит от региона. Приведем лишь несколько примеров.
- В Ростовской области при оснащении здания только лампочками ОДН составляет 0,6 кВт⋅ч в месяц, наличие лифта увеличит его до 1,7 кВт⋅ч, а насосное оборудование потребует дополнительно оплаты 0,9 кВт⋅ч.
- В Новосибирской области этот показатель составит 0,907 кВт⋅ч в месяц на 1 кв. м для 3-этажных многоквартирных домов, для 5-этажных – 2,210 кВт⋅ч, 12-этажных – 4,411 кВт⋅ч, 13-этажных, в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта, – от 6,128 до 7,014 кВт⋅ч.
- В Саратове оплата за ОДН в МКД по новому закону при одних только осветительных приборах в подъездах составит 0,59 кВт⋅ч за месяц (2 этажа) и 0,84 кВт⋅ч (4 этажа). Наличие насосного оборудования увеличит норматив до 0,97 кВт⋅ч. В 9-этажке минимум – 1,82 кВт⋅ч. При наличии:
- лифта – 2,4 кВт/ч,
- силовых установок – 2,72 кВт⋅ч,
- насоса – 2,10 кВт⋅ч.
Важный фактор при расчетах за потребленную электроэнергию – показания общедомового счетчика. Порядок начисления ОДН за электроэнергию в 2020 году во многом зависит от его наличия или отсутствия. В последнем случае расчеты будут производиться исходя из нормативов, установленных Энергонадзором.
Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?
У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.
По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.
Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.
Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.
По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:
- среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
- фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.
Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.
Что такое ОДН ХВС в квитанции
Нормативы потребления на ОДН можно узнать на официальном сайте местной администрации или вашей управляющей компании. Превышение данных нормативов недопустимо по закону, однако исключением выступает наличие соглашения, подписанного общим собранием жильцов.
- освещение придомовой территории и подъезда;
- функционирование лифта и насосов водоснабжения в доме;
- отопление технических помещений и подъезда;
- освещение лифта, чердака и подвала;
- уборку помещений и придомовой территории;
- функционирование домофона и видеонаблюдения (при их наличии);
- подготовку дома к отопительному сезону;
- очистку коммуникаций.
Понятие водоотведения платежах за коммуналку в 2019 году
О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.
Предоставление коммунальной услуги по водоотведению регламентирует и р. VII ЖК РФ. Жильцы и собственники помещений обязаны оплачивать получение и утилизацию использованных ресурсов. Документ содержит порядок расчета и санкции за возникновение задолженности по ЖКУ.
Последние изменения в Кодексе, принятые в июле прошлого года, касаются ресурсов, потраченных на общедомовые нужды. ЖК и недавно принятые акты разъясняют, что такое водоотведение в коммунальных платежах в 2020 году, и почему из них исключено водоотведение на ОДН.
Что такое ОДН или общедомовые нужды?
В данный момент начисления за ОДН, прописываемые в платёжной квитанции, считаются обязательными платежами. На основании 158 статьи ЖК РФ, каждый хозяин жилого помещения в многоквартирном здании должен оплачивать затраты, относящиеся общедомового имущества и его обслуживанию.
Невнесение денежных средств за ОДН приводит к образованию у гражданина задолженности, в связи с которой коммунальные службы вправе отключить подачу в квартиру ЖКУ.
Управляющая компания может обратиться в суд для принудительного взыскания долга с владельца жилого помещения.
Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.
Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Будут ли ещё изменения?
В обозримом будущем систему начисления ОДН снова могут реформировать. Подобно разбивке по оплате за свет в домах с электронагревательными приборами планируется пересмотреть нормативы для домов с лифтом и бойлером. Очевидно, что обеспечение общедомовых нужд в них требует больших ресурсов, а потому и норматив должен быть выше, чем у домов без лифтов и бойлеров. Тем не менее, пока он установлен на единой отметке на региональном уровне.
Всё это позволяет надеяться на успешное завершение процедуры оптимизации расчётов по коммунальным платежам не только на уровне страны, но и в каждом отдельно взятом доме. Управляющие компании вынуждены действовать строго в рамках закона, и хотя определённые лазейки для повышения сборов с жильцов у них ещё остаются, с каждым дополнением к реформе ОДН их становится всё меньше, а вместе с тем повышается и уровень жизни каждого жителя России.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).
Наверное, уже все живущие в многоэтажках и пользующиеся услугами коммунальщиков люди успели оценить изменения, которые внесли в начисление ОДН с 1 января 2021 года. Скажем прямо, людям эти изменения мало понравились, поскольку суммы в платежках вышли заметно выше, чем это было раньше. Не удивительно, ведь если отрасль начинает жить по новым правилам, значит, это нужно тем, кто за неё отвечает. А вот людям подобные изменения нравятся гораздо реже. Но деваться некуда, поскольку повлиять на происходящее, мы мало чем можем, так что приходится подстраиваться и изучать изменения, которые регулирует закон.
Кстати, кто не знает, ОДН переводится как общедомовые нужды. То есть блага, которыми по идее пользуются все жильцы. Это отопление, водоснабжение, электричество, уборка, вывоз мусора, работы на придомовой территории и не только. За все это надо платить, и делает это каждый из жильцов дома. Кто-то платит больше, кто-то меньше, но платежки приходят в регулярном порядке. Но как ответственный гражданин каждый человек должен разобраться, в чем же заключаются изменения, и как их наличие повлияет на расходы владельцев квартир.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Это быстро и бесплатно!
Элeктpocнaбжeниe OДН — этo кoличecтвo элeктpoэнepгии, кoтopoe pacxoдyeтcя нa ocвeщeниe пoдъeздoв, двopa, a тaкжe paбoтy нeoбxoдимыx инжeнepныx cиcтeм, нaпpимep лифтa или дoмoвoй кoтeльни.
На 2021 год, впрочем, как и ранее, по всей территории Российской Федерации нет, и не может быть единого норматива по потреблению ресурсов в многоквартирных домах. В качестве примера можно рассмотреть некоторые административные субъекты в стране, а именно:
- Новосибирская область – на 01.01.2017 за 1 метр квадратных ОДН в домах на три этажа принята величина 0,907 кВт/ч за месяц, в домах на пять этажей – 2,210 кВт/ч, на двенадцать этажей – 4,411 кВт/ч, на тринадцать – зависит от пункта отопления и колеблется в пределах 6,128 и 7,014 кВт/ч;
- Ростовская область – при оборудовании многоэтажного дома лишь лампами оплата составляет 0,6 кВт/ч за месяц, при наличии лифта – 1,7 кВт/ч, с насосным оборудование добавляется ещё 0,9 кВт/ч;
- Саратов – собственники квартир в двухэтажном доме с осветительными приборами в подъездах платят 0,59 кВт/ч за месяц, в домах на четыре этажа – плюс ещё 0,84 кВт/ч, а с насосным устройством 0,97 кВт/ч, для девятиэтажных домов – 1,82 кВт/ч, с лифтом 2,4, с насосом 2,10, а с силовой установкой – 2,72 кВт/ч.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Отменили одн или нет в 2021 году
В случае наличия или отсутствия счетчиков тепловой энергии в квартирах с индивидуальной системой отопления оплата за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается в соответствии с пунктами 44 и 48 настоящих Правил.
Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.
- Назначения весомых сумм штрафа.
- Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
- Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
- Ареста имущества и его продажа через аукционы.
- В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован;
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях;
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете;
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%;
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь;
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН;
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву.
приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2021 года.Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2021 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:• Освещение подъезда и придомовой территории;Бесплатная юридическая консультация:• Расходы на уборку помещений;• Расходы на отопление подъездов и технических помещений.Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:• Сигнализации и домофонов;• Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;Бесплатная юридическая консультация:• Технологические потери внутри МКД , связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.Это относится и к оплате потребленных
На практике это означало, что начисления на ОДН выведено из-под действия Постановления Правительства РФ от 06.05.2021 г. №354 и регулируются теперь Постановлением Правительства РФ от 13.08.2021 № 491. Плата за ОДН теперь определяется не по приборам учета, а по нормативам, установленным органами региональной власти.
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме — по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно — нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ. Таким образом, расчёт ОДН позволил упорядочить работу по установлению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ на проведение политики ресурсосбережения, в том числе принудил их установить общедомовые приборы учёта воды и электричества.
Размер оплаты регулируют уполномоченные государственные органы, основываясь на объемах потребления и тарифе коммунального ресурса. Под тарифом в этом случае понимается стоимость единицы ресурса — воды, электричества или газа. Объемы рассчитываются исходя из месячных среднестатистических данных.
Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.
- Собрать средства и установить общедомовой прибор учёта. В среднем его стоимость начинается от 20 тысяч рублей, что окупается за 3-4 месяца;
- Регулярно передавать текущие показания индивидуальных счётчиков. Если их не будет, управляющая компания будет брать за основу установленные нормы;
- Инициировать замену старой и уже пришедшей в негодность проводки, которая избавит от потерь электроэнергии «в никуда»;
- Контролировать работу ЖЭК и УК.
«Не откладывайте перерасчет на год»
— Так было и раньше, — напомнила специалист регионального центра НП «ЖКХ Контроль» по коммунальным вопросам Татьяна Емельянова в ответ на вопрос «Реального времени» о новом порядке расчетов за ОДН. — В домах, где часть собственников не установила квартирные счетчики, им начисляли плату за ЖКУ по нормативу, а перерасход распределяли на всех жильцов как ОДН — пропорционально площади жилья. Потом использовали другой способ — плата за ОДН рассчитывалась, исходя из норматива. Сейчас же в течение года начислять плату за ОДН будут по нормативу, а если по итогам года выяснится, что ресурсоснабжающая организация получила денег больше, чем поставила ресурсов, ей придется вернуть переплату. Если все окажется наоборот — жильцам придется доплатить.
Юрист регионального центра НП «ЖКХ Контроль» Зоя Куклина пока не готова делать однозначные выводы, выиграют или проиграют собственники от нововведений, но склоняется к тому, что большинству жильцов, скорее всего, придется за ОДН платить больше, чем предусмотрено нормативом.
Какая площадь мест общего пользования используется при расчете ОДН по ХВС и водоотведению
11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.