Иски (заявления) налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иски (заявления) налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки поданной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу Инспекции ФНС России, как правило, руководствуются ставками земельного налога, установленными местными нормативными правовыми актами, не зависимо от того, соответствуют их положения действующему законодательству РФ или нет.
В результате налоговым органом принимается решение о доначислении земельного налога и о наложении санкций за его неуплату.
Определение от 19.11.2018 № 305-КГ18-19036 (с. Завьялова Т.В., ЭКСПЕРТ) –
Суды установили, что объекты недвижимости на земельных участках, принадлежащих Налогоплательщику, не зарегистрированы, в связи с чем признали обоснованным вывод инспекции о необходимости начисления земельного налога с учетом повышающих коэффициентов.
Определения от 30 октября 2018 № 305-КГ18-16987 (с. Антонова М.К., Далан-Строй) –
Суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа с учетом отсутствия оснований для применения Налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога. Судами установлено, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования — «для общественно-образовательного центра», на данном земельном участке отсутствует жилищный фонд, в кадастровом паспорте на участок не указано обременений, связанных с объектами инженерной инфраструктуры, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ деятельность Налогоплательщика не связана с предоставлением коммунальных услуг населению, земельный участок не является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Определения от 29.10.2018 № 307-КГ18-16821 (с. Павлова Н.В., СГС) –
Изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, как верно отметили суды, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Определения от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786 (с. Завьялова Т.В., Павлова Н.В., Тютин Д.В., Новосибирский механический завод «Искра») +
Формулировка срока уплаты земельного налога за первый квартал – до 30 апреля налогового периода, содержащаяся в Положении о земельном налоге, не позволяет достоверно и без неустранимых сомнений определить, является ли предельным сроком для исполнения данной обязанности 29, либо 30 апреля налогового периода. В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). На основании данной коллизионной нормы, а также с учетом того, что более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно является предпочтительной, в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате земельного налога за первый квартал, в соответствии с Положением о земельном налоге, следует считать 30 апреля налогового периода.
Определение от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436 (с. Тютин Д.В., Центрсельэлектросетьстрой) –
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным видом использования «для эксплуатации производственной базы» в отношении части земельного участка, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, Налогоплательщик необоснованно применил налоговую ставку в размере 0,3 процента. Суды исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах Налогоплательщика не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений Налогоплательщика изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.
Определение от 22.08.2018 № 305-КГ18-11939 (с. Тютин Д.В., ПАНСИОНАТ) –
Суды исходили из того, что в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышенного коэффициента 2, установленного пунктом 15 статьи 396 НК РФ. В ином случае применению подлежит ставка 1,5 процента, что приведет к значительно большим доначислениям сумм земельного налога, чем применение пониженной ставки с учетом повышенного коэффициента 2, как произведено налоговым органом в оспариваемом решении, в связи с чем оспариваемое решение инспекции права и законные интересы Налогоплательщика не нарушает.
Определение от 03.08.2018 № 308-КГ18-11477 (с. Першутов А.Г., Красный гидропресс) –
Как следует из судебных актов, основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о необоснованном применении Налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога, поскольку спорные земельные участки выбыли из федеральной собственности и не могут иметь статус ограниченных в обороте.
Определение от 18.07.2018 № 304-КГ18-1880 (с. Завьялова Т.В., Першутов А.Г., Тютин Д.В., Фабрика «Новость») +
По заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотренным комиссией или судом до 22.07.2014, положения статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) не применяются. В данном случае земельный налог должен быть рассчитан исходя из установленной решением комиссии (суда) кадастровой стоимости земельного участка, с момента вынесения решения комиссией (вступления решения суда в законную силу).
Определение от 09.07.2018 № 307-КГ18-4870 (с. Павлова Н.В., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого) –
Суды, исходя из необходимости применения в отношении частей одного земельного участка различных налоговых ставок в зависимости от размещенных на земельном участке объектов, пришли к выводу о законности оспариваемых решений налоговых органов. Суды указали, что наличие на спорном земельном участке жилых строений и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса может свидетельствовать о том, что фактическое использование частей данного земельного участка сводится к размещению на нем объектов жилищного фонда, что в свою очередь, свидетельствует об изменении вида разрешенного использования, предполагающего эксплуатацию объектов жилищно-коммунального комплекса. При этом суды исходили из того, что указанный подход при исчислении земельного налога соответствует требованиям пункта 2 статьи 391 НК РФ, согласно которым налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.
Определение от 5 июня 2018 № 308-КГ18-6353 (с. Пронина М.В., Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) +
Судами установлено, что постановление от 28.11.2014 № 412 также публиковалось в газете «Северная Осетия» 29.11.2014, однако довод медицинского центра о том, что указанную дату следует считать днем официального опубликования нормативного правового акта, отклонили. Суды исходили из того, что в данном случае постановление публиковалось без приложений, в которых непосредственно содержатся сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал, суды неправильно применили положения пункта 2 Указа от 14.04.2014 № 94, согласно которым официальным опубликованием акта Правительства Республики Северная Осетия-Алания считается первая публикация текстов, в том числе, в газете «Северная Осетия». Поскольку средство массовой информации – газета «Северная Осетия» является одним из официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию правовых актов республики, датой публикации постановления от 28.11.2014 № 412 следует считать 29.11.2014, что влечет правомерность его применения медицинским центром в целях исчисления земельного налога в 2015 году.
Налоговая база по земельному налогу
Понятие налоговой базы для целей исчисления земельного налога и порядок ее формирования изложены в статьях 390 и 391 НК РФ. В названных статьях указано, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводятся до налогоплательщиков согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Таким Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 52, предусмотрено бесплатное предоставление плательщикам земельного налога по их заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено с 1 марта 2009 года и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); далее в статье соответственно упоминается Росреестр.
Таким образом, плательщик земельного налога определяет налоговую базу, исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ N 52.
На первый взгляд никаких сложностей: получи выписку из кадастра, рассчитай земельный налог исходя из указанной в ней кадастровой стоимости по установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) ставке и уплати налог в бюджет.
Методика расчета земельного налога налоговыми органами
При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:
681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;
36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).
Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.
Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.
И только в суде была одержана победа.
Вердикт суда (решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)
ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ООО
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.
Самый эффективный способ борьбы с налоговой- обращение в суд
Анализируя сложившуюся практику, можно утверждать следующее: только своевременное обращение с исковым заявлением в суд является наиболее эффективным и действенным, позволяющим исключить нежелательные последствия, ухудшающие финансовое состояние организации.
Так как только при обращении в суд, на основании поданного ходатайства об обеспечении иска, и вынесенного судом определения, возможно приостановить до рассмотрения дела по существу исполнение решения налогового органа об обращении взыскания обязанности по уплате налогов на денежные средства налогоплательщика на счете в банке и о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке.
Кроме того, следует отметить, что вышестоящим налоговым органам также свойственно трактовать действующее законодательство РФ в сторону увеличения налогов и сборов, т.е. не в пользу налогоплательщика.
Так например, согласно позиции УФНС России по Московской области вся Московская область является зоной отдыха для города Москвы в этой связи, на всей территории Московской области необходимо применять повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Что не соответствует Закону РФ «О плате за землю» и Закону Московской области «О плате за землю в Московской области». Необоснованность и незаконность указанных требований была не раз установлена судом.
Таким образом, если Вы уже оказались в подобной ситуации – не теряйте время и не отчаивайтесь. Российская, пусть далеко несовершенная, судебная система все же имеет возможности и средства для восстановления Ваших нарушенных прав.
Главное – правильно и грамотно воспользоваться возможностями, предоставленными Вам действующим законодательством.
Судебное разбирательство
Если судебный приказ был отменен, то начинается судебное разбирательство в судах общей юрисдикции. Если сумма долга со стороны дачника не превышает 50 тыс. руб., то взыскатель (СНТ) подает иск в мировой суд. Если задолженность выше, то иск направляется в районный или городской суд в зависимости от места прописки должника.
Далее начинаются судебные разбирательства с посещением заседаний, которые могут длиться месяцами. По итогу судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, выписывается исполнительный лист — и приставы начинают работу.
«Здесь процедура стандартная, как и с другими должниками (по коммунальным платежам, алиментам и т. д.). Приставы устанавливают имущество должника, включая транспортные средства, и выставляют требования в банке. Если сумма на банковской карте должника достаточная для погашения долга, то могут списать сразу всю сумму. Также приставы могут наложить арест на имущество дачника-должника или закрыть выезд из страны», — пояснил член АЮР Дмитрий Уваров.
Земельный участок с молотка
Есть случаи, когда люди не платят взносы годами. При наличии большой задолженности участок дачника может быть реализован на торгах. Эта процедура происходит в рамках исполнительного производства. Судебный пристав проводит оценку объекта, далее назначаются торги, где реализуется участок. Затем задолженность гасится, а оставшаяся сумма (если есть) возвращается должнику.
«Но здесь есть важный момент — стоимость участка должна быть пропорциональна долгу. К примеру, в некоторых подмосковных СНТ только земля может стоить 10 млн руб. В таком случае объект вряд ли будет выставлен на торги, поскольку его стоимость превышает задолженность. Приставы могут найти у неплательщика другой объект, который будет соразмерен долгу, и реализовать его на торгах», — пояснил Дмитрий Уваров.
Еще один важный нюанс — срок исковой давности. Он составляет три года. Дачник может не платить взносы годами, но если судебных претензий ему не предъявлено, может сослаться на то, что пропущен срок исковой давности. В итоге с него взыщут долги только за последние три года. Но заявить об истечении срока исковой давности должен сам дачник.
Если с должника нечего взыскивать, то пристав может завершить судебное производство «в связи с невозможностью исполнения решения». Такие случаи тоже бывают, добавил юрист.
Налоговая база по земельному налогу
Понятие налоговой базы для целей исчисления земельного налога и порядок ее формирования изложены в статьях 390 и 391 НК РФ. В названных статьях указано, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводятся до налогоплательщиков согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Таким Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 52, предусмотрено бесплатное предоставление плательщикам земельного налога по их заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставлялись в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено с 1 марта 2009 года и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); далее в статье соответственно упоминается Росреестр.
Таким образом, плательщик земельного налога определяет налоговую базу, исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ N 52.
На первый взгляд никаких сложностей: получи выписку из кадастра, рассчитай земельный налог исходя из указанной в ней кадастровой стоимости по установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) ставке и уплати налог в бюджет.
Особенности списания задолженности по налоговой амнистии
Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.
В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:
- по налоговым платежам за транспорт;
- по налоговым платежам за имущество;
- по налоговым платежам за землю.
В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.
Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды
Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.
В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.
В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.
Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.
Методика расчета земельного налога налогоплательщиком
Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.
Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:
за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):
681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;
36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;
за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):
105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;
15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.
Взыскание с физического лица недоимки и пени по имущественным налогам
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Налоговая решила, что я должна денег за чужую землю
Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.
Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.
Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.
Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды
Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.
В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.
В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.
Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.
То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.
При этом налогоплательщики руководствовались многочисленными разъяснениями Минфина России (письма от 19.12.12 г. № 03-05-05-02/123, от 18.12.12 г. № 03-05-04-02/105, от 30.10.12 г. № 03-05-05-02/110, от 20.09.12 г. № 03-05-05-02/97, от 28.03.12 г. № 03-05-04-02/27, от 10.03.11 г. № 03-05-04-02/20).
Например, если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.
Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).
Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14. Это прослеживается и в судебных решениях постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.15 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.15 г. № А57-20559/2014.
Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).
Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.
Пример 1
Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:
— по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
— по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.
Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:
— по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
— по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.
Размер недоплаты |
Срок предъявления претензий |
От 500 руб. |
90 дней. |
До 500 руб. |
12 месяцев со дня просрочки. |
Получение судебного приказа
На вид, очень простая процедура, на деле превращается во множество мелких важных действий. Необходимы следующие документы и действия, которые мы можем взять на себя:
- Документы-основания для взыскания – что есть (Устав, протоколы общих собраний, правильно утвержденные положения по взысканию, иные документы, доказывающие правильность и справедливость требований);
- Правильный расчет задолженности основных взносов и пени;
- Обоснование периодов взыскания целевых взносов и сроков выполненных работ;
- Доказательства принадлежности должника к вашему СНТ;
- Данные по должнику согласно требованиям изменений в ГПК РФ;
- Документы –доказательства для индивидуальных пользователей;
- Надлежащее уведомление ответчика;
- Квитанция госпошлины с правильным расчетом и пр.