Учитель без педагогического образования закон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учитель без педагогического образования закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.
Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.
Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.
Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28. 2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.
Среднее профессиональное образованиеВысшее образование
ПедагогическоеПедагогическое
В сфере преподаваемого предметаВ сфере преподаваемого предмета
Любая специальность + педагогическое ДПОЛюбая специальность + педагогическое ДПО
Стать учителем без диплома педвуза может специалист в какой-либо области. Например, художник сможет преподавать изо, врач — биологию, а программист — информатику.
Если человек по профессии юрист, менеджер или бухгалтер, ему нужно будет пройти курсы профпереподготовки педагогического направления.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.
Требования к педагогу
К профессиональным требованиям, предъявляемым работодателем педагогу, относятся:
- ведение преподавательской деятельности;
- соблюдение правил безопасности (контроль над учащимися на уроках и переменах, умение действовать в чрезвычайных ситуациях);
- соблюдение государственного образовательного стандарта (равномерное распределение учебной нагрузки, использование разнообразных приемов, методов и средств обучения и пр.);
- подготовка учебной документации (отчеты, календарные планы, заполнение классного журнала и пр.);
- развитие творческих способностей учащихся, ведение трудовой и воспитательной деятельности и т.д.
Таким образом, работа педагога предполагает выполнение множества обязанностей. Преподаватель должен грамотно вести свою деятельность, соблюдать прописанные в трудовом договоре требования.
Педагог должен любить то, чем он занимается, быть открытым к получению новых знаний, к общению с учениками, их родителями и коллегами.
Как стать педагогом: законодательные требования
Согласно ст. 331 ТК РФ стать педагогом можно при условии соответствия образовательному цензу, установленному законодательством РФ.
По общему правилу, установленному ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273, в образовательной деятельности могут участвовать лица, соответствующие следующим требованиям:
- наличие среднего или высшего профессионального образования;
- соответствие действующим квалификационным требованиям и/или требованиям профессиональных стандартов.
К квалификационным характеристикам учителя относятся:
- длительность его педагогического стажа;
- требования к специализации и направлениям подготовки, доступным преподавателю;
- сотрудник имеет определенный уровень образования.
Согласно положениям профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, к образованию лица, занимающего должность педагога, предъявляются следующие требования — он должен иметь высшее или дополнительное профессиональное образование:
- по направлению подготовки «Образование и педагогика», или
- в области, имеющей отношение к изучаемому предмету, или
- по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Например, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», может работать учителем английского языка, а лицо, имеющее образование по специальности «Физическая культура и спорт», может работать учителем физкультуры. Преподавать химию или биологию школьникам может человек, окончивший медицинский факультет. При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений в этом вопросе законодательство не содержит.
Кроме того, ст. 46 Федерального закона № 273 устанавливаются дополнительные условия, определяющие, в каких случаях лицо, не имеющее законченного образования, может работать педагогом:
- К образовательной деятельности по общеобразовательным программам могут быть привлечены студенты образовательных вузов, освоившие не менее 3 учебных предметов.
- Лица, получившие высшее образование по предмету, соответствующему профилю обучения, могут обучать детей по программам дополнительного образования при условии прохождения ими не менее 2 курсов обучения.
Уровень образования поступающего подтверждается документами государственного образца: аттестатом, дипломом, свидетельством о профессиональной переподготовке и другими документами.
Окончательное решение о том, может человек работать в школе или нет, принимает директор учебного заведения. Во время собеседования он оценивает не только образование соискателя, но и его личные качества, навыки общения с детьми и практический опыт работы.
Требования к должности учителя младших классов
Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профессиональному стандарту 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в рамках дошкольной, начальной школы, общего общего образования) (воспитатель, педагог)» педагог должен использовать не только основные методы обучения, но и те, которые выходят за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, выездные тренировки).
Он должен изучать и применять современные педагогические и психологические технологии. Педагог обязан использовать инновационные методы обучения, позволяющие вовлекать в процесс учеников с особыми потребностями (закулисье, вундеркинды, иностранцы, инвалиды). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тесты.
Профессиональные стандарты также устанавливают минимальный набор знаний, необходимых для образовательной деятельности:
- нормативные акты о воспитании ребенка;
- трудовой кодекс;
- конвенция о правах ребенка;
- основы профессиональной этики;
- узкоспециализированные знания предмета;
- методы обучения;
- основы психодидактики;
- приоритетные направления развития системы образования.
По закону должность учителя не может занимать лицо, имеющее в прошлом судимость. Также к учебному процессу не допускаются лица, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями вестибулярного аппарата, патологиями центральной нервной системы.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.
Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
Designed by pressfoto/Freepik
У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.
Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.
Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.
В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии с профстандартом (доступен по ссылке).
При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.
Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.
С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.
Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.
Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.
Другие способы преподавать
Если мечта о преподавании не дает покоя, а высшего образования у вас нет, то, возможно, вам подойдет должность педагога дополнительного образования. Эта должность не требует обязательного высшего образования. Желающим работать в этой сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий.
Например, чтобы вести кружок рисования, можно окончить курсы по данному направлению. Однако следует помнить о конкуренции — специальное образование все-таки дает небольшое преимущество.
Другой способ удовлетворить свою потребность в преподавании — это работа в детских лагерях. Существует несколько должностей, которые позволят взаимодействовать с детьми и обучать их тому, что вы знаете и умеете — вожатый, воспитатель, кружковод. Стать вожатым можно бесплатно, посещая тренинги одного из студенческих отрядов Санкт-Петербурга, — их в городе великое множество.
Кроме того, существуют курсы вожатского мастерства на базе лагерей, а также волонтерские организации, где можно приобрести ценный опыт, который котируется при устройстве на работу в лагерь.
Какими качествами должен обладать современный учитель?
Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:
- Относится к своей работе не как к рутинной обязанности, а как к любимому делу. Педагог не отбывает часы в школе, а вместе с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый учебный день: подготовку к занятиям, уроки, внеурочную деятельность. Ему нравится общаться с учениками и коллегами, радоваться их успехам, помогать решать проблемы.
- Досконально знать и любить свой предмет. Педагог должен быть фанатом той дисциплины, которую преподает: следить за новыми теориями и открытиями, читать профессиональную литературу, участвовать в отраслевых мероприятиях, а главное – стремиться передать полученные знания детям, заинтересовать их. Не зря многие люди отмечают, что их любовь к математике, русскому языку, химии или любой другой науке выросла из любви к учителю.
- Быть для детей примером во всем. Любимый учитель становится для детей авторитетом и кумиром, ему подражают, перенимают его модель поведения. Поэтому педагогу нужно стремиться быть хорошим примером – спокойным и уравновешенным, без вредных привычек, с непоколебимыми моральными установками, грамотной речью, выразительными, но не чрезмерными мимикой и жестами, аккуратной ухоженной внешностью, правильными манерами. При этом важно оставаться естественным и простым, ведь дети не терпят фальши.
- Идти в ногу со временем. Учитель должен меняться вместе с окружающим миром. Нужно постоянно следить за новыми методиками и технологиями преподавания своего предмета, применять в работе весь комплекс инновационных средств, не бояться экспериментов. Хороший педагог знает и умеет направить на пользу учебным результатам все, что интересует детей. Он не будет ругать их за смартфоны под партами, а поможет скачать полезное приложение – словарь, интерактивный глобус или преобразователь величин. Он не будет высмеивать модных видеоблогеров, а предложит в качестве домашней работы записать и вложить в интернет ролик с физическим экспериментом или декламацией любимого стихотворения.
В период самоизоляции и по причине нехватки учителей, было принято решение о смягчении требований. 28 марта 2020 года Минпросвещения опубликовало на сайте ОНФ документ , который позволил специалистам работать без педагогического образования — при наличии диплома в сфере, соответствующей преподаваемой дисциплине. Например:
лаборант химанализа может устроиться школьным лаборантом;
физик-ядерщик — преподавать физику;
хирург — обучать биологии и так далее.
Однако, для официального трудоустройства, специалистам необходимо пройти курсы повышения квалификации по педагогике. Длительность курсов составляет в среднем 72 часа.
Принятое решение не изменило ситуацию с нехваткой кадров, поэтому работать в школе без педагогического образования также разрешили студентам старших курсов (от 3-го) из педагогических вузов. В мае 2020 года был одобрен законопроект, по которому:
студенты вузов могут вести уроки по профильному предмету;
при трудоустройстве не по профильной дисциплине, студент может вести кружки и секции в школе.
Ответственность за допуск учителей без педагогического образования к непрофильному предмету ложится на работодателя. Если студент учить школьников не своей дисциплине, то за плохое качество обучения будет отвечать директор.
Для студентов это становится преимуществом. Ведь можно работать по будущей профессии и получать зарплату уже после 2-го курса, а также набраться практического опыта для дальнейшей педагогической деятельности.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов.
Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Как устроиться на работу учителем без педагогического образования?
Если у вас нет педагогического образования, но вы хотите преподавать в школе, то есть несколько вариантов.
- Пройти профессиональную переподготовку. Такая переподготовка позволит вам получить необходимые знания и права на преподавание в школе. Обычно переподготовка проходит длительное время — от нескольких месяцев до года.
- Пройти курсы для педагогов. Если вы уже работаете в школе, но у вас нет педагогического образования, то можно пройти курсы для педагогов. Это поможет вам получить знания и навыки в преподавании определенной дисциплины.
- Найти работу без педагогического образования. Несмотря на то, что образование в этой области желательно, некоторые школы могут взять на работу людей без педагогического образования, но с опытом работы в данной сфере.
Требования для устройства на работу учителем без педагогического образования могут быть разными. Некоторые школы могут требовать профессиональную переподготовку, а другие — только опыт работы в данной сфере. Кроме того, можно работать в школе не только учителем, но и куратором, ассистентом учителя и т.д.
Важно знать, что работа учителем связана не только с профессиональными знаниями, но и с заботой о здоровье детей. Поэтому, если вы раньше не имели опыта работы с детьми, может быть трудно устроиться на работу в школу сразу, без педагогического образования.
Что нужно знать? | Обязательно ли педагогическое образование для учителя? | Где можно пройти профпереподготовку? |
---|---|---|
Учителя должны иметь знания не только в предметной области, но и в педагогике и психологии. | Педагогическое образование не является обязательным, но желательным для работы учителем. | Профпереподготовка проводится в педагогических университетах и центрах дополнительного образования. |
Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:
В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.
Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее — справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее — стандарт).
И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.
Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего — зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.
Однако снижение заинтересованности в профессии стало причиной отсутствия кандидатов на рынке труда. Все меньше людей желают работать учителями, поэтому в школах заметна нехватка педагогов. По этой причине было принято решении об изменении требований, которые позволяют специалистам работать в школе.
В период самоизоляции и по причине нехватки учителей, было принято решение о смягчении требований. 28 марта 2020 года Минпросвещения опубликовало на сайте ОНФ документ , который позволил специалистам работать без педагогического образования — при наличии диплома в сфере, соответствующей преподаваемой дисциплине. Например:
лаборант химанализа может устроиться школьным лаборантом;
физик-ядерщик — преподавать физику;
хирург — обучать биологии и так далее.
Однако, для официального трудоустройства, специалистам необходимо пройти курсы повышения квалификации по педагогике. Длительность курсов составляет в среднем 72 часа.
Принятое решение не изменило ситуацию с нехваткой кадров, поэтому работать в школе без педагогического образования также разрешили студентам старших курсов (от 3-го) из педагогических вузов. В мае 2020 года был одобрен законопроект, по которому:
студенты вузов могут вести уроки по профильному предмету;
при трудоустройстве не по профильной дисциплине, студент может вести кружки и секции в школе.
Ответственность за допуск учителей без педагогического образования к непрофильному предмету ложится на работодателя. Если студент учить школьников не своей дисциплине, то за плохое качество обучения будет отвечать директор.
Для студентов это становится преимуществом. Ведь можно работать по будущей профессии и получать зарплату уже после 2-го курса, а также набраться практического опыта для дальнейшей педагогической деятельности.