Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нашей стране заниматься бизнесом в рамках закона разрешено только после обязательной регистрации юридического лица в одной из организационно-правовых форм. Зарегистрировать юрлицо в форме холдинга не удастся просто потому, что в России такая форма предпринимательской деятельности не предусмотрена.
Какой правовой статус у “группы компаний”?
Каждый из нас, делая покупки в магазине, интересуясь информацией в сети Интернет, заказывая товары и услуги, регулярно слышит словосочетание «группа компаний».
Как правило, мы не особо вникаем в суть этого явления. И до сих пор, если задать кому-нибудь вопрос «А что же это такое – группа компаний?» – мы, как правило, не услышим обоснованного и четкого ответа.
Здесь мы попробуем подробно разобраться в том, что же это такое, существует ли оно на самом деле, и какое у этого всего применение.
Чаще всего группой компаний называют альянс юридических лиц, зачастую сотрудничающих в единой отрасли либо сфере с целью достижения каких-либо результатов данного сотрудничества.
Чаще всего – с целью получения большей прибыли за счет увеличения собственного оборота товаров и услуг. Также это может быть объединение ресурсов для решения более сложных задач чем те, что стояли бы перед данными компаниями, если бы они работали поодиночке.
Особенно это применимо при разработке и внедрении сложных технологических инноваций, решений, построенных на высоких технологиях, и других отраслях, где явно недостаточно усилий одного игрока.
Бывает, что группа компаний формируется с целью противостояния конкуренции со стороны зарубежных компаний и защиты собственного развития, для работы с государственными органами власти (лоббирование принятия законов на основе собственных интересов).
Хозяйственное партнерство
Симпатичная форма организации юридических лиц, регулируемая Федеральным законом от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».
Такая коммерческая организация должна иметь по меньшей мере двух партнеров (как физические так и юридические лица, в том числе и иностранные), а раздуть его можно — аж до 50.
Создать партнерство можно только «с нуля», из уже имеющегося юридического лица реорганизация в партнерство запрещена законом. В свою очередь само партнерство может реорганизоваться только в акционерное общество.
Партнеры вправе условия сотрудничества, какими бы те ни были «хитрыми», заключить в объятия гибкого соглашения об управлении партнерством. Такое соглашение имеет юридический приоритет над уставом и может предусматривать интересные штуки:
-
разный статус у партнеров (например, бизнес может создаваться финансовыми усилиями одного и идейными усилиями другого партнера, не имеющими строгой денежной оценки в настоящее время…и не надо…главное — закрепить ценность этих идей в соглашении);
-
порядок входа в состав партнеров и выхода из него (можно даже предусмотреть принудительный выкуп долей при наступлении определенных событий или заготовить «парашют» в виде отчуждения доли на заранее установленных условиях);
-
закрепление разного объема прав и обязанностей партнеров (причем зависимость можно определить самостоятельно, например, от того, чем внесена доля, от времени вхождения после начала деятельности и т.п.);
-
может накладывать запрет на занятие партнерами конкурирующей деятельностью «на стороне» и т.д. и т.п.
К особым свойствам хозяйственного партнерства относится и система, структура и полномочия его органов управления. Поскольку все это, а также порядок осуществления и прекращения ими деятельности определяются исключительно соглашением об управлении партнерством! И это просто роскошно… Если бы не несколько минусов:
-
партнерство не может рекламировать свою деятельность;
-
партнерство не может быть участником других юридических лиц. А следовательно, реальная возможность масштабного использования соглашения об управлении партнерством, где бы собственники отразили все правила игры между собой и далее транслировали бы их на дочерние компании — отсутствует;
-
соглашение и все изменения в нем подлежат нотариальному удостоверению, что может создавать определенные сложности, когда партнеры находятся в разных регионах. Все члены партнерства в обязательном порядке отражаются в ЕГРЮЛ.
Государственные и муниципальные унитарные (казенные) предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Гражданско-правовое положение унитарных предприятий определяется ГК (§ 4 гл. 4, ст. 113—115), Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — ФЗ о предприятиях), другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
В ГК (ст. 113) закреплены следующие основные отличительные признаки унитарного предприятия.
Комментарий к статье 65.1 ГК РФ
1. Правила комментируемой статьи раскрывают провозглашенное абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации. Появление этих правил является прямым следствием включения «отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративных отношений)», в предмет гражданского законодательства (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ), т.е. гражданского (частного) права. Восстановление в отечественном гражданском праве такого деления юридических лиц, традиционного для большинства правопорядков, было одним из ключевых положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и Концепции развития законодательства о юридических лицах , лежащих в основе многих новелл новой редакции гл. 4 ГК РФ.
С момента государственной регистрации общество обязано вести список участников общества с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу. В случае несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Число участников общества не должно превышать пятидесяти. Если число участников превысит указанный предел, то в течение года общество с ограниченной ответственностью обязано преобразоваться в акционерное общество.
Управление текущей деятельностью общества и решение всех иных вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания участников и совета директоров общества, как правило, осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки. Единоличный исполнительный орган общества обычно называется генеральным директором. Вместе с тем, уставом общества может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников или советом директоров общества и действует от имени общества непосредственно на основании закона, без специальной доверенности. Полномочия исполнительного органа могут быть ограничены уставом. Однако необходимо обратить внимание на правовые последствия сделки, совершенной исполнительным органом с нарушением пределов его компетенции – такая сделка может быть признана судом недействительной по иску общества лишь в том случае, если общество докажет, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях полномочий исполнительного органа. В случае, если действия исполнительного органа нанесли ущерб обществу, участники имеют право предъявить ему иск о возмещении убытков.
Уставом общества может быть предусмотрено формирование коллегиального исполнительного органа общества (правление, дирекция), возглавляемого лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа. Члены коллегиального исполнительного органа вправе участвовать в принятии решений в рамках компетенции коллегиального исполнительного органа, установленной уставом, однако не могут представлять интересы общества в отношениях с третьими лицами без доверенности.
Следует учитывать, что как лица, исполняющие функции единоличного исполнительного органа, так и члены коллегиального исполнительного органа, признаются работниками общества, поэтому на них распространяются требования трудового и миграционного законодательства. В связи с этим назначение иностранного гражданина на указанные должности требует получения разрешения на работу и выполнения иных формальностей.
Есть ли такое понятие “Группа компаний”
Применяется kb официально такой термин “Группа компаний”?
У нас несколько ООО и ЗАО созданы одним лдицом или имеют взаимопересекающиеся доли. Но ведут разную деятельность.
При участии в конкурсах нам бы хотелось (при требованиях к составу кадров, количеству заключенных договоров) давать показатели по всей группе наших обществ. Но насколько это правильно и возможно ли вообще?
Про группу лиц (по антимонопольному) мы знаем. Но это вроде другая история.
Понятия Холиднг – в действующем законодательстве тоже не нашли.
Какой вариант у группы компаний выступать именно как группа, или одному из обществ пользоваться в общении с третьими лицами “заслугами” другого общества из группы?
IMHO для банков (получение кредита, например) и т.п. такой термин пройдет, для конкурсов – нет.
А что может пройти для конкурсов?
И в какой форме может существовать Группа?
Есть много обществ с перекрестным участием, либо с одним директором (акционером, участником). Фактически они созданы одним человеком. Но это самостоятельные юр.лица.
Как можно централизовать управление ими?
рассмотрите вопрос о создании управляющей компании
А в случае создания Управляющей компании правомерно употребление термина Группа компаний?
Этот вариант не желателен. Т.к управление явно будет сконченрировано в Управляющей компании. И повышаются риски.
А в существующей ситуации нас можно рассматривать только как отдельные юр.лица? И говорить о Группе не правильно?
Вообще законодательство дает возможность создания Группы?
Может я чего нацйти не могу.
Вот консорциум – это что такое?
законодатель не регулирует такие понятия как группа компаний, консорциум, кооперация и прочеее. поэтому использовать их можно исключительно в тех рамках где можно говорить о деловой репутации и имидже компании.
есть вариант создания ассоциации, но он представляеться мало результативным.
возможно имеет смысл говорить о некой аффелированности лиц, но для конкурса это не будет иметь никакого значения, потому что чисто юидически, как вы правильно заметили, ООО друг к другу никакого отношения не имеют у каждого свои активы и прочее. поэтому либо аффелированность либо, как было предложенно, УК!
наврятли. это в принципе тоже самое что и управляющая компания. только сложнее!
А под какое нибудь объединение организаций это можно подвести?
объединение организаций возможно в форме простого товарищества (без образования юр.лица) либо в форме ассоциации, союза, и пр (с образованием юр лица) и с первым и со вторым – сложности бухучета, и нерациональность создания только ради того, чтоб в конкурсе заявить. решение: по кадрам – делать договор аренды персонала, под каждый конкурс. тоже самое по имуществу.
полагаю, что пройти может только то, что зарегистрированно. Все остальное – лирика. В данном случае есть смысл зарегистрировать какую-нить ассоциацию
Ассоциация – это же некомммерческая организация?
И соответственно цели должны быть не коммерческие? Или я чего не понимаю?
У нас “группа” коммерческих организаций.
В современной юридической практике можно выделить несколько типов (организационных форм) объединений юридических лиц, в которых каждый из участников сохраняет свою относительную (юридическую) самостоятельность. Однако Гражданский Кодекс Российской Федерации, регламентирующий существование и деятельность юридических лиц в России, закрепляет юридический статус только за одной организационно-правовой формой подобных объединений — за ассоциациями (союзами), не смотря на все более широкое распространение такой формы предпринимательских объединений, как холдинги.
Сегодня общая тенденция субъектов предпринимательства к объединению в холдинговые структуры создает некоторые сложности, которые могут возникнуть даже при определении реальных владельцев (конечных бенефициаров ) тех или иных компаний. В качестве примера могут послужить известные в России телепрограммы «НТВ» и «ТНТ», владельцем которых является один из крупнейших холдингов России «Газпром – Медиа Холдинг», который в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Газпром».
Анализ понятия холдинга, холдинговых отношений, а также перспектив развития законодательства в данной сфере являются актуальными как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Практическое значение состоит в том, что холдинги, являясь активными участниками экономического оборота, нуждаются в более полной, совершенной, а не фрагментарной правовой регламентации.
Теоретическое же значение заключается в переосмыслении принципа юридического равенства субъектов гражданского права, которое вызвано контролем и экономической зависимостью,лежащими в основе холдинговых отношений.
На сегодняшний день холдинговые компании являются активными участниками рынка и играют все более заметную роль в экономике страны. При этом многие организации используют в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания», но единое, четкое доктринальное и законодательное закрепление понятий данных терминов отсутствует.
Стоит обратить внимание, что «четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании нет не только в России, нои по большей части в других государствах. В разных государствах так называемые холдинги именуются разными терминами: например, в Германии — концернами, в Японии — кейруцу, в Корее — чеболем».
Понятие иностранного юридического лица
В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.
Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.
Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.
Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.
Правовое положение иностранных компаний
Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.
Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.
При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.
Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.
Организационно-правовые формы зарубежных компаний
Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.
Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.
Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Правоспособность казенных предприятий
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:
- решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
- устав унитарного предприятия;
- сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.
По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.
Комментарий к Ст. 48 ГК РФ
Признаки юридического лица.
1. Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает и действует в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.
2. Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей (участников) юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.
Судебная практика.
В качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом.
Имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что… передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом.
Условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).
3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.
4. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Наука.
Теории юридического лица. Наиболее заметной по своему значению является теория фикции, высказанная в XIII веке римским папой Иннокентием IV. Он впервые установил положение, что корпорация как таковая есть бестелесное, мыслимое лишь существо, это есть не что иное, как юридическое понятие, не совпадающее с понятием связанных лиц; как бестелесное существо она не имеет способности воли и не может действовать сама, а только через своих членов. Сторонником данной теории был немецкий правовед К.Ф. Савиньи, который полагал, что юридическое лицо есть искусственный, фиктивный субъект, допускаемый только для юридических целей, и искусственная способность этого субъекта распространяется только на отношения частного права.
Кроме теории фикции правовая наука знает теорию интереса Иеринга, коллективной собственности Планиоля, теорию администрации Н.Г. Александрова и С.Ф. Кечекьяна, теорию директора Ю.К. Толстого, теорию коллектива А.В. Венедиктова, теорию организации О.А. Красавчикова, теорию правового средства Б.И. Пугинского, теорию персонифицированного имущества Е.А. Суханова, негативную концепцию В.В. Лаптева и множество других теорий.
Реорганизация и ликвидация организации
Форма юр. лица может быть изменена разными способами. Первый вариант реорганизации именуется слиянием. В данном случае происходит соединение двух или более организаций в одну. Новая инстанция становится правопреемником. Исходные юридические лица утрачивают свою деятельность.
Второй вариант — присоединение. Его не следует путать со слиянием, хотя сами процессы похожие. В случае с присоединением происходит передача прав и обязанностей от лица, прекратившего деятельность, к другому, действующему лицу.
Разделение является третьим вариантом преобразования организации. В данном случае одно юридическое лицо ликвидируется, но за счет него создается два или более новых инстанций с исходными правами. Похожим процессом является выделение. Однако в этом случае реорганизуемое лицо не ликвидируется, а лишь передает часть своих обязанностей и полномочий вновь созданным инстанциям.
Последней формой реорганизации является преобразование. У организации меняется форма, а вместе с ней и особенности правового статуса. Юридическое лицо, созданное вместо исходной инстанции, берет на себя лишь часть старых полномочий.
Ликвидация юридических лиц возможна двумя путями: по решению суда и по собственному желанию учредителей. Судебное постановление выносится в ответ на иск государственного, муниципального или локального органа. Основными причинами могут быть нарушение закона, неправильно оформленная документация, несоответствие осуществляемой деятельности установленным в законе целям и т. д.
Особенности финансов унитарных предприятий
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
- — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
- — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
- — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
- — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.