Штрафы за нарушение миграционного законодательства 2024 для работодателя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение миграционного законодательства 2024 для работодателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.
Нарушения миграционного законодательства РФ
Штрафы, которые может получить работодатель за нарушение миграционного законодательства:
- За работу без патента или за приём на работу мигранта, у которого нет на руках разрешения на работу. В обоих случаях рабочая деятельность будет незаконной (нелегальной), а работодатель получит штраф за то, что нанял мигранта без патента (разрешения).
- За работу гражданина из другой страны, когда документы у него уже просрочены. Следить за датами, до которых действительны документы иностранца, тоже должен работодатель. Если срок подходит к концу, необходимо позаботиться о продолжении действия или получении нового документа.
- Работа мигранта не по профессии также грозит штрафом работодателю. Если иностранец принят на работу, но при этом в патенте или разрешении его профессия звучит по-другому, это повод для взыскания средств с его работодателя. Такая работа приравнивается к нелегальной.
Штрафы во всех случаях, перечисленных выше, выпишут и индивидуальному предпринимателю, и организации (юрлицу), которые нанимали иностранца на работу:
- физлица уплатят от 5 до 7 тысяч рублей за нелегалов на работе;
- для должностного лица денежное взыскание будет более внушительным — от 35 до 70 тысяч рублей;
- юрлицу назначат штраф в сумме от 400 тысяч до одного миллиона рублей, при этом вдобавок могут приостановить деятельность компании на срок от 14 до 90 суток.
Также в этом сегменте есть и другие штрафы:
- за так называемое привлечение иностранцев к работе — если работодатель не имеет на руках спецразрешения на подобные действия, но всё же берёт на работу мигрантов, инспекция вправе выписать денежное взыскание на физлицо, должностное лицо или же на юрлицо;
- за неуведомление — когда работодатель не сообщил в МВД о том, что нанял на работу иностранца или же уволил его, или же сделал это невовремя (позже срока).
В перечисленных случаях в качестве наказания должностное лицо заплатит от 35 до 70 тысяч рублей, юридическое — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с приостановкой деятельности компании (фирмы) от 14 до 90 суток. Физлицо в таком случае заплатит от 5 до 7 тысяч рублей.
Статус иностранных работников с видом на жительство в России
Иностранные работники с видом на жительство в России имеют особенный статус, который позволяет им быть нанимаемыми и работать у российских работодателей. Важно знать некоторые правила и процедуры, чтобы не нарушить законодательство.
Чтобы быть принятым на работу, иностранец должен выполнить следующие действия:
- Оформить разрешение на работу, также известное как ВНЖ (вид на жительство), с указанием работодателя.
- Предъявить все необходимые документы, подтверждающие личность и статус иностранного гражданина в России.
- Соблюдать квоты, задаваемые государством, на количество иностранных работников, которых можно нанимать в каждой организации.
При нарушении этих правил возможны штрафы и другие юридические последствия для работодателя и иностранного работника.
Особенности трудоустройства иностранных работников с видом на жительство в России включают:
- Получение разрешения на работу с участием работодателя, которому нужно составить комплект документов.
- Оформление трудового договора или контракта с иностранцем.
- Выполнение иностранцем своих обязанностей на рабочем месте.
- Возможность работать на территории России в течение определенного срока согласно разрешению на работу.
Для получения ВНЖ иностранцу нужно иметь право на работу в России и исполнять все требования, предъявляемые к нему и гражданам России. Кроме того, иностранный работник, имеющий вид на жительство, должен соблюдать все права и обязанности, предусмотренные законодательством России.
Инструкция по трудоустройству иностранных работников с ВНЖ в России обычно включает следующие этапы:
- Составление комплекта документов для предъявления в миграционную службу.
- Оформление и подача заявки на получение разрешения на работу.
- Прохождение медицинских осмотров и получение соответствующих документов.
- Оформление трудового договора или контракта.
- Регистрация в миграционной службе и получение временного разрешения на жительство.
Оформление разрешения на работу иностранного работника является важным этапом и требует точного соблюдения всех требований и правил. Иностранцам с видом на жительство в России можно нанимать на работу, но важно знать, какие документы и процедуры нужны для выполнения этого права.
Штрафы за нарушение иммиграционных правил
По требованию миграционной службы у работодателя иностранцев могут быть запрошены документы для целей проверки (регистрационные данные иностранцев, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т.п).
В соответствии с ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодатель, не предоставивший или запоздавший с представлением по требованию миграционного органа документов или сведений об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль в соответствии с законодательством РФ, грозит штраф:
- для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.;
- для компании – от 400 000 до 500 000 руб.
Такие санкции введены для предотвращения и ограничения неконтролируемой миграции, а также для усиления контроля за иммигрантами в России.
Если у вас остались нерешенные вопросы, вы можете найти на них ответы на КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
Ответственность за постановку иностранцев на миграционный учет и снятие их с учета несет работодатель, осуществляющий трудоустройство иностранцев и выполняющий функции принимающего лица (Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете…”, Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).
За неисполнение указанных обязанностей наступает административная ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. На основании судебной практики в соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафовать могут как должностные, так и юридические лица. Например, компания не смогла отразить штраф в размере 400 000 рублей за не уведомление миграционного подразделения о выезде иностранца (Постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2020 г. № 5-АД20-28).
А в другом случае – штраф в размере 40 000 рублей в соответствии с ч. 4 ст. 18.9 поступило к Генеральному директору компании, не уведомившему миграционный орган о прибытии иностранного работника (Постановление Верховного Суда РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).
В соответствии со ст. 18.9 КоАП РФ штраф может быть назначен за различные нарушения:
Нарушение | Для граждан | Для чиновников | Для юридических лиц |
Несоблюдение работодателем установленного порядка оформления документов на право проживания иностранцев в России, их пребывания, передвижения, перемены места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы (ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ) | — | От 40 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
Несоблюдение приглашающей стороной цели въезда в Российскую Федерацию или осуществления указанной иностранцем профессии, а равно обеспечение выезда приглашаемых иностранцев после их пребывания в Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) | От 2 000 до 4 000 руб. | От 45 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
Предоставление квартиры или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранцу, проживающему в Российской Федерации, с нарушением установленного порядка или правил проезда через ее территорию (ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ) | От 2000 до 5000 руб. | От 35 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
Неисполнение работодателем обязанностей, связанных с осуществлением миграционного учета (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ) | От 2 000 до 4 000 руб. | От 40 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
Работодатель не принял меры по обеспечению материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранца во время его пребывания в Российской Федерации (ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ) | — | От 40 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
Работодатель предоставил заведомо ложные сведения о цели пребывания иностранца в Российской Федерации при оформлении документов на его въезд в Российскую Федерацию (ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ) | — | От 45 000 до 50 000 руб. | От 400 000 до 500 000 руб. |
В соответствии с ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ они могут быть оштрафованы за несоблюдение новых требований к взаимодействию компаний с иностранными гражданами (Положение утверждено Постановлением Правительства РФ). Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1428). Например, если работодатель не предоставит иностранцу свои контакты для связи или не уведомит МВД о потере связи с ним в течение двух рабочих дней.
Что грозит за нарушение миграционного законодательства?
Разъясняет ст. помощник прокурора г. Первоуральска Крохалева Т.А.
В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.
Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.
Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:
– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;
– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.
В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.
Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства
в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:
– ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
– ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;
– ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.
Неправильное оформление трудового договора
Трудовой договор с иностранным гражданином должен быть составлен по определенным правилам, с учетом трудового и миграционного законодательства.
Часто работодатели берут бланки договора из интернета, но это неверно, поскольку под каждое юридическое лицо необходимо разрабатывать индивидуальный договор, чтобы учесть все нюансы работы, действующие именно в этой сфере и в этой компании.
Поэтому если работодатель неверно составил и заполнил трудовой договор, то он будет считаться недействительным, а трудовая деятельность мигранта – незаконной. Работодателю грозит штраф.
За ненадлежащее оформление трудового договора может быть наложен штраф (ст. 5.27 КоАП РФ) в размере:
— на должностных лиц -10-20 тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — 5-10 тысяч рублей;
— на юридических лиц — 50-100 тысяч рублей.
Риски для работодателей
По словам Светланы Демчич, с новыми изменениями у работодателей увеличивается риск потери иностранной рабочей силы. Сейчас если иностранец вовремя не переоформил документы (на регистрацию, патент на работу или не оплатил налог на патент и т.п.) работодатель может его уволить, помочь привести в порядок документы и затем заново принять на работу, иногда — заплатить штраф. С новыми поправками так делать уже будет нельзя. Кроме того, иностранец с просроченными документами выпадет из реестра и будет выслан из страны с запретом въезда на год. В таких случаях отвечать придется и работодателям, ведь если иностранец вовремя не переоформился, значит у нанимателя работает нелегал. Во избежание таких ситуаций работодателю стоит внимательно следить за тем, в каком состоянии находятся документы работника-мигранта.
Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург
В последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция к применению различных мер воздействия, в первую очередь законодательных, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, на формирование правовых отношений между работодателями и иностранными работниками, легализацию в России иностранной рабочей силы.
В 2006 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях была включена статья 18.
15, устанавливающая административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, введены статьи, санкции которых предусматривают административную ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, несоблюдение установленных федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
- В российском законодательстве незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства проявляется как:
- 1) привлечение к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом;
- 2) привлечение и использование иностранных работников без получения в установленном порядке разрешения на это, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом;
- 3) неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы, центра занятости населения в соответствующем субъекте Федерации или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранцев, административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Величина штрафов за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности напрямую зависит от количества работающих на предприятии «нелегалов», т.е. штраф, предусмотренный п.п.1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ, надо умножить на их число.
Упрощение процесса оформления вида на жительство
С 7 января 2024 года вступает в силу новое законодательство, которое предусматривает упрощение процесса оформления видов на жительство для мигрантов. Эти изменения направлены на снижение бюрократических барьеров и улучшение условий проживания и работы для иностранцев в стране.
Одним из основных нововведений является устранение необходимости предоставления большого количества документов при подаче заявления на получение вида на жительство. Теперь для мигрантов будет достаточно предоставить паспорт и документы, подтверждающие легальный статус пребывания в стране.
Также внесены улучшения в процесс рассмотрения заявлений. Теперь решение о выдаче видов на жительство будет приниматься в кратчайшие сроки, не превышающие 30 дней с момента подачи заявки. Это позволит мигрантам сразу приступать к планированию своей жизни и работы в стране.
Особое внимание уделено упрощению процедуры получения вида на жительство для высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, которые вносят значительный вклад в развитие экономики страны. Им будет предоставляться возможность получить вид на жительство в более короткие сроки и с меньшими требованиями.
Для комфортного оформления видов на жительство мигрантам также будет предоставляться поддержка со стороны миграционных служб. Они смогут получить консультацию и помощь в подготовке необходимых документов, а также оперативную информацию о ходе рассмотрения их заявлений.
Внедрение этих изменений позволит ускорить процесс оформления видов на жительство для мигрантов, создать более привлекательные условия для проживания и работы иностранцев в нашей стране и привлечь новые таланты и инвестиции. Это значительный шаг в развитии миграционной политики и подтверждение гостеприимства нашей страны.
Изменения в правилах получения видов на жительство
В 2024 году в Российской Федерации планируется внести изменения в правила получения видов на жительство для мигрантов. Ниже перечислены основные изменения, которые ожидаются в новом законодательстве:
- Ужесточение требований: Для получения видов на жительство станут действовать более жесткие требования, включая проверку наказаний за преступления, финансовые возможности и иные факторы.
- Обязательное прохождение языкового теста: Возможно, что для получения видов на жительство мигранты будут обязаны пройти языковой тест, демонстрирующий их знание русского языка.
- Ограничение по профессиям: В новом законодательстве могут быть введены ограничения на получение видов на жительство для определенных профессий, в случае, если рынок труда в этих сферах уже достаточно насыщен.
Данные изменения должны помочь России более эффективно контролировать процесс въезда и пребывания мигрантов в стране, а также поддерживать баланс на рынке труда.
Изменения в правилах признания браков между гражданами разных государств
В 2024 году ожидается введение изменений в правилах признания браков между гражданами разных государств. Новое законодательство будет регулировать процедуру регистрации таких браков и установление правового статуса супругов.
В рамках этих изменений будет ужесточена процедура признания и регистрации брака между гражданами разных государств. Теперь супруги должны будут предоставить дополнительные документы, подтверждающие их семейное положение и правовые отношения.
Список необходимых документов для признания такого брака будет включать:
- Свидетельство о браке, выданное компетентным органом иностранного государства;
- Перевод свидетельства на государственный язык и нотариально заверенную копию;
- Свидетельство о состоянии здоровья и состоянии отсутствия близкого родства;
- Другие необходимые документы, предполагаемые законом.
Такие требования будут строго соблюдаться для всех браков, заключенных после введения нового законодательства. Будет также ужесточен контроль за процедурой регистрации и правомерностью таких браков.
В случае несоблюдения требований нового законодательства, брак может быть не признан соответствующим компетентными органами и не будет обладать правовым статусом, как в России, так и в других государствах.
Введение этих изменений связано с необходимостью упрочения правовой базы и защиты супружеских прав граждан при заключении браков между гражданами разных государств.
Инспекторы проверяют своевременность выплат и правильность удержаний. Если проверяющие выявят удержания, которые не поименованы в ст. 137 ТК РФ, а работодатель не сможет предъявить документ, подтверждающий согласие работника на такое удержание, компанию ждёт штраф (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164)).
Ещё одно основание для штрафа — компенсация, которую работодатель должен начислить сотруднику, если выдал деньги не вовремя (ст. 236 ТК РФ). Если такую компенсацию не выплатить в срок, компанию тоже могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). И неважно, какие именно деньги не были выплачены вовремя: зарплата, расчёт при увольнении или что-то другое (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) и от 18.09.2019 по делу № 7-1995/2019(21-1162)).
Можно ли оспорить штраф
Если предприниматель не согласен с фактом привлечения его к административной ответственности, то у него есть всего 10 дней на его обжалование. Для этого он может обратиться с исковым заявлением в суд, где необходимо изложить свою версию случившегося и приложить комплект подтверждающих документов. Жалоба может быть передана предпринимателем лично либо направлена им по почте.
Также в течение трех месяцев предприниматель вправе обжаловать действия контролирующих инстанций с помощью их вышестоящего руководства. В случае пропуска сроков для обжалования это приравнивается к тому, что предприниматель согласился с назначенным ему наказанием и должен погасить выписанный ему штраф.
Если сумма штрафа оказалась достаточно велика, предприниматель вправе запросить об отсрочке платежа или о предоставлении ему рассрочки. Согласно ст. 31.5 КоАП, рассрочка может быть предоставлена на срок до 3 месяцев с учетом сложного материального положения предпринимателя. Рассрочка предоставляется только российским гражданам.