Льготы за коммунальные услуги Чернобыльцам в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы за коммунальные услуги Чернобыльцам в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения, касающиеся льгот для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. На основе результатов проведенных исследований и анализа существующих программ, правительство приняло решение о дополнительных мерах поддержки этой категории граждан.
Увеличение льгот для пострадавших от Чернобыля: нововведения с 2024 года
Согласно нововведениям, уровень ежемесячных выплат для Чернобыльцев будет увеличен. Дополнительно будет установлен одноразовый пособие, которое позволит покрыть некоторые необходимые расходы. Также будет введена программы предоставления льготной медицинской помощи, включающая специализированное лечение и реабилитацию.
Одно из главных нововведений – это увеличение списка заболеваний, официально признанных связанными с последствиями Чернобыльской катастрофы. Теперь в список включены новые медицинские состояния и заболевания, которые могут быть причиной инвалидности и требуют особого внимания со стороны медицинской системы.
В свете предстоящих выборов в 2024 году, Чернобыльцы надеются на изменения в политике государства в отношении льгот для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Многие из пострадавших в течение 34 лет боролись за свои права, требуя справедливых компенсаций и льготных условий жизни.
Сложная экономическая и политическая ситуация на сегодняшний день оказывает негативное влияние на положение Чернобыльцев. Однако, учитывая важность проблемы и растущую общественную поддержку, есть надежда на положительные изменения в ближайшие годы.
Продолжение борьбы за справедливость
Чернобыльцы и их организации активно взаимодействуют с правительством и общественностью, продолжая упорно бороться за свои права и льготы. Они проводят митинги, пишут письма, инициируют законопроекты и публично говорят о своих проблемах. Большое внимание также уделяется работы с общественностью, чтобы привлечь внимание общества к их проблемам и создать солидарность.
Политическая реакция
Кандидаты и политические партии, выдвигая свои предвыборные программы, понимают важность поддержки Чернобыльцев и их прав на компенсации и льготы. Программы, адресованные пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, становятся частью предвыборных обещаний и значительно влияют на выборы. Направление политики в отношении Чернобыльцев и их потребностей зависит от выборов и их результатов.
Ожидания от новых лидеров
Возможная смена власти может привести к изменениям в политике по отношению к Чернобыльцам. Новые лидеры могут привнести новые идеи и подходы к решению проблем, с которыми сталкиваются пострадавшие от катастрофы. Чернобыльцы надеются на внимание, понимание и солидарность со стороны будущих правительственных структур и политических лидеров.
Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат
Детям и внукам ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС законом предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (далее — ЕДВ) до достижения ими возраста 18 лет.
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.
1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».
В п.3 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 указаны лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует право на ЕДВ внуков лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в периоде с 1986 по 1987г.
Но время течет. Дети чернобыльцев, как в известной песне рожают новых людей.
- В итоге несмотря инфляцию сделавшую символическим пособие для внуков героев, работавших для общего блага в условиях радиоактивного облучения, Пенсионный фонд РФ стал искать способ скинуть с себя это бремя.
- Принять новый закон, сутью которого являлось бы лишение льгот — это политическое самоубийство.
- Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность.
Тогда Пенсионный фонд стал искать лазейки в законе, отказывая под разными предлогами.
Но суды часто становились на сторону внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы, полагая что конституция обязывает государство обеспечить экологическую безопасность своих граждан и уж если оно кинуло их в пекло, рискуя здоровьем их будущего потомства, то должно обеспечить выплату пособий установленных законодательством.
Однако экономический кризис в стране не прекращался. Трудности с бюджетом усугублялись и судя по всему проблему решили выправить с помощью судебной системы.
Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?
В случае смерти участвовавших в устранении последствий техногенной катастрофы людей, на получение социального пособия от государства могут претендовать несколько категорий родственников:
- дети, не достигшие совершеннолетия;
- дети, совершеннолетние, проходящие обучение в очной форме в высших или средне — специальных учебных заведениях. Условия назначенияМаксимальный срок начисления выплаты – до окончания обучения или возраст 25 лет;
- нетрудоспособная по инвалидности или 50-ти летняя вдова, не вступившая в новый законный брак;
- матери и отцы, дети, а также деды и бабушки не способные самостоятельно зарабатывать в связи с состоянием здоровья.
Подробный перечень граждан, претендующих на получение пенсионных выплат по случаю потери кормильца, можно узнать в 10 статье Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года.
На назначение пенсии могут претендовать все родственники погибших независимо от срока трудовой занятости на предприятии, должности.
Суммы, начисляемые родственникам участников ЧАЭС начисляются в соответствии с N 166-ФЗ ст 17 пунктом 3.
Для женщин, являющихся нетрудоспособными, подтвердивших свою родственную связь с умершим от заболевания полученного впоследствии техногенной катастрофы супругом, устанавливается выплата на основе социальных пенсий. Вдовам начисляется 125% от размера соц. пособий.
Размер минимальной выплаты для людей, не имеющих стажа, но достигших возраста 55 лет для женщин и 60 для мужчин получают 4454 рублей в 2021 году. Соответственно женщина, потерявшая мужа в результате аварии на ЧАЭС, будет иметь ежемесячно на своём счету 5568 рублей.
Женщина, оставшаяся вдовой в результате гибели военного супруга, получившего заболевание впоследствии катастрофы на электростанции, будет получать пенсию в большем размере.
Для таких категорий граждан, в случае подтверждения всех документов будет назначена минимальная выплата в сумме 200% от социальной пенсии в 2021 году, то есть 8908 рублей.
Для назначения пособия по случаю смерти кормильца вдова или другой родственник должны предоставить ряд документов в органы Пенсионного фонда по месту прописки заявительницы или в отделения многофункционального центра.
У претендента есть несколько вариантов обращения в органы для оформления пособия:
- в ПФР по месту жительства;
- в МФЦ, находящееся в районе регистрации;
- для вдов военнообязанных потребуется визит в комиссариат по месту прохождения службы;
- отправив письмо с копиями документов и заявлением заверенными нотариусом;
- доставкой представителем в вышеуказанные службы с пакетом нотариально подтверждённых бумаг и доверенностью.
В случае отсутствия каких либо справок нуждающаяся в обеспечении в праве донести их в течение 3-х месяцев, и получать деньги с момента первого обращения.
Вдове, при подаче заявления потребуется предоставить пакет документов:
- паспорт обратившейся;
- свидетельство, подтверждающее законный брак с умершим;
- СНИЛС;
- документы, указывающие на участие кормильца в ликвидации катастрофы на ЧАЭС;
- для военнообязанных военный билет;
- реквизиты карты или счёта;
- свидетельство о смерти супруга.
Помимо обязательных документов в пенсионном фонде могут потребовать выписку из домовой книги или справку о составе семьи. В случае, если подача документов производится доверенным лицом вдовы, то необходимо также предъявлять доверенность, заверенную у нотариуса.
Начисление проходит в порядке аналогичном переводу страховых пенсий. Начиная с 1-го числа, следующего месяца, на счёт заявителя поступает установленная ему выплата.
Вдова также моет определить способ получения денег:
- на карту;
- на сберегательную книжку;
- получать дома с курьером.
Кстати, в третьем случае не важно физическое состояние получателя. Женщина может иметь инвалидность, а может иметь способность самостоятельно передвигаться.
Помимо страховой части пенсии родственники погибшего могут рассчитывать на фиксированную выплату установленную законом. Она рассчитывается в соответствии с минимальной выплатой по старости, и составляет 50% от этой суммы.
В 2021 году устанавливается порядок начисления родственникам, потерявшим кормильцев:
- Для потерявших одного родителя, вдов или других родственников размер фиксированной выплаты будет составлять 2491, 45.
- Для круглых сирот начисления производятся в двойном размере – 4982, 90.
- Граждане, потерявшие кормильца и проживающие в условиях крайнего севера, будут получать установленную минимальную сумму, умноженную на районный коэффициент.
Материальное обеспечение нетрудоспособного населения в России, оставшегося без финансовой поддержки, не ограничивается только начислением пенсии. Существует множество программ по предоставлению льгот, жилья, бесплатного образования.
Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.
Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.
Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:
- паспорт;
- ксерокопия сертификата, полученного мужем;
- копия свидетельства о смерти супруга;
- справка о расторжении договора с банком без расходования средств.
Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.
Величина пособия зависит от его вида. На пенсию на постоянной основе могут рассчитывать родственники, которых умерший ранее полностью обеспечивал (они находились на его иждивении) в силу объективных причин. Аналогичное право у членов семьи возникает, если человек пропал (безвестно отсутствует). Соответствующее постановление выносит суд.
Кому и как повысят пенсии в 2022 году
В 2021 году в России пенсия чернобыльцев положена тем, кто был подвержен лучевой болезни, стал инвалидом, ликвидируя последствия катастрофы, или же находился в опасной зоне в момент аварии. Кроме того, на поддержку со стороны государства могут рассчитывать следующие категории граждан:
- нетрудоспособные родственники уже покойных пострадавших;
- рабочие предприятий, которые продолжали функционировать включительно по 1987 год;
- физические лица, ставшие донорами для пострадавших, нуждающихся в пересадке костного мозга;
- военнослужащие, которые помогали бороться с последствиями катастрофы;
- люди, вынужденные покинуть место своего проживания вследствие аварии;
- обладатели льготного статуса, который положен тем, кто продолжает проживать в зоне отселения.
Информационная статья о перспективах и проблемах индексации чернобыльцам в 2024 году
В 2024 году через 38 лет после крупнейшей в истории ядерной аварии на Чернобыльской атомной электростанции, многие выжившие и пострадавшие от катастрофы все еще сталкиваются с проблемами и ожидают индексацию своих льгот и компенсаций.
Для многих чернобыльцев индексация является жизненно важной, так как уровень их социальной поддержки за эти годы практически не изменился, тогда как стоимость жизни значительно выросла. Такие факторы, как инфляция и рост цен на жилье, продукты питания и медицинские услуги, существенно повлияли на их финансовое положение.
Однако, индексация чернобыльцам сталкивается с рядом проблем. Первая проблема заключается в определении критериев для индексации. Некоторые аргументируют, что индексацию следует проводить исходя из инфляции, тогда как другие считают, что также нужно учитывать стоимость жизни в регионе проживания чернобыльца и его семьи.
Другая проблема связана с доступом к информации о правах и льготах чернобыльцев. Многие из них не знают о том, что им положены какие-либо компенсации, и не имеют доступа к информации о процедурах индексации и получении этих компенсаций. Это может привести к неравному доступу чернобыльцев к своим правам и услугам.
Также немаловажным фактором является развитие социальных программ и медицинской помощи для чернобыльцев. Доступ к качественной медицинской помощи, включая специализированные лечебные программы и реабилитацию, остается проблемой для многих пострадавших от катастрофы. Поэтому важно развивать и совершенствовать существующие программы, чтобы обеспечить чернобыльцам полноценное медицинское обслуживание и социальную поддержку.
Решение проблем чернобыльцев в 2024 году должно быть государственным приоритетом. Государство должно предоставить достойные условия жизни для выживших и пострадавших от катастрофы, обеспечить доступ к информации о своих правах и льготах, а также развивать программы поддержки и медицинской помощи.
Необходимо также повышать информированность чернобыльцев о процессе индексации и доступе к социальным программам. Образовательные программы и широкий доступ к информации должны быть созданы, чтобы чернобыльцы могли лучше понимать свои права и смогли обратиться за помощью, если они столкнутся с проблемами.
В целом, индексация чернобыльцам в 2024 году представляет перспективу на улучшение их финансового положения и жизненных условий. Однако, решение проблем чернобыльцев требует не только индексации, но и развития социальных программ, улучшения доступа к медицинским услугам и активной государственной поддержки.
Трудности при индексации чернобыльцев в 2024 году
Индексация чернобыльцам в 2024 году представляет собой сложную задачу, связанную с определением социальных и экономических параметров, а также медицинских показателей, по которым будет осуществляться рост пенсионных выплат и оказание социальной поддержки.
Одной из главных трудностей при индексации чернобыльцев в 2024 году является определение критериев и методологии, по которым будет проводиться данная индексация. Необходимо учитывать множество факторов, таких как здоровье пострадавших, стоимость медицинских услуг, уровень инфляции и другие социально-экономические показатели.
Следующей проблемой является доступность и объективность собираемых данных. Чернобыльцы являются особой социальной группой, которая нуждается в особой поддержке со стороны государства. Однако сбор и анализ информации о состоянии их здоровья может быть сложным процессом, так как они могут испытывать проблемы с доступом к медицинским услугам и специализированным медицинским обследованиям.
Дополнительным фактором, создающим сложности при индексации чернобыльцев в 2024 году, является непостоянство пенсионной системы и изменение законодательства. Пенсионные выплаты и социальная поддержка могут изменяться со временем, что может привести к неопределенности и финансовым трудностям для чернобыльцев. Такие изменения могут оказывать негативное влияние на их финансовое положение и качество жизни.
Кроме того, одной из основных проблем при индексации чернобыльцев является недостаток информированности и образованности среди самой этой группы. Многие пострадавшие не обладают достаточной информацией о своих правах и возможностях получить дополнительную медицинскую помощь и социальную поддержку. Образовательные программы и доступ к информации являются важным аспектом в решении этой проблемы.
Таким образом, трудности при индексации чернобыльцев в 2024 году включают определение критериев и методологии, доступность и объективность данных, изменения в законодательстве и недостаток информированности. Для решения этих проблем необходимо предоставить чернобыльцам надежную и стабильную систему поддержки, которая учитывает их специфические потребности и обеспечивает социальную справедливость.
Важность государственной поддержки чернобыльцев в 2024 году
Государственная поддержка для чернобыльцев в 2024 году играет важную роль в обеспечении их достойного качества жизни и социальной защиты. Это особенно актуально для людей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которые до сих пор испытывают последствия радиационного воздействия.
Государство должно обеспечить чернобыльцам доступ к медицинским услугам, социальной помощи и компенсациям. Оно должно также содействовать развитию специализированных программ и мероприятий, направленных на улучшение качества жизни чернобыльцев и поддержку их здоровья.
Особое внимание должно быть уделено оказанию медицинской помощи чернобыльцам, включая регулярные обследования, лечение и реабилитацию. Государство должно обеспечить наличие квалифицированных специалистов, специализированных медицинских центров и необходимого оборудования для диагностики и лечения радиационных заболеваний.
Кроме того, государственная поддержка должна включать компенсации и пособия для чернобыльцев, которые имеют инвалидность или постоянные здоровствующие условия, вызванные аварией. Это поможет смягчить финансовые трудности и обеспечить нормальную жизнь их их их семьям.
Важно отметить, что государственная поддержка чернобыльцам не только является моральным обязательством государства перед своими гражданами, но и способствует сохранению памяти о трагических событиях Чернобыльской аварии и поддержанию национального исторического наследия. Это также помогает создать общественное сознание о важности превентивных мер и обеспечения безопасности в ядерной энергетике.
В целом, государственная поддержка чернобыльцев в 2024 году является необходимой и важной мерой для обеспечения их социальной защиты и качества жизни. Она должна быть приоритетной задачей для государства, а также получить поддержку и внимание общества и международного сообщества.
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1103,44 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 294,27 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 23071,70 руб.
- инвалидам II группы — 11535,86 руб.
- инвалидам III группы — 4614,32 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1153,61 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 271,10 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 210,86 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 105,45 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 279,10 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежегодные компенсационные выплаты
- Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
- инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
- инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.
Основание для назначения:
- Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация на оздоровление:
- гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Статья 40 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежединовременные компенсационные выплаты
- Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 36780,99 руб.
- инвалидам II группы — 25746,72 руб.
- инвалидам III группы — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
- родителям погибшего — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году
Сегодня в продаже:
- Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечениеИздательство: Проспект. Год: 2021.
Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение…
- Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2022.
Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные…
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
Права и льготы чернобыльцев
- право на улучшение жилищных условий;
- получение места в детском саду для своего ребенка (являющегося внуком чернобыльца) вне очереди;
- получение скидок и льгот по оплате коммунальных услуг и квартплаты;
- возможность сохранения рабочего места в случае проведения сокращения на работе.
- Право на получение привилегий по улучшению жилищных условий чернобыльца;
- Получение сертификата на жилье, в результате чего чернобыльцу могут предоставить площадь для проживания, отвечающую требованиям по квадратуре в зависимости от количества членов семьи. Воспользоваться таким правом можно один раз при условии проблем с жильем;
- Возможность досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья (при наличии группы инвалидности);
- Возможность оформить квартплату на льготных условиях – при этом необходимо будет перечислять только половину стоимости, рассчитанной на общих основаниях. Сюда относится как льгота при оплате коммунальных услуг, так и перечисление за жилищную площадь;
- Скидка в размере половины стоимости топлива, необходимого для обогрева объекта недвижимости, в котором проживает чернобылец;
- Возможность в порядке льготной очереди получить садовый участок или гараж в кооперативе;
- Получение льгот по земельному налогу – полное освобождение или уменьшение суммы оплаты в зависимости от региона проживания;
- Обслуживание в мед. учреждениях государственного типа и аптеках вне очереди;
- Право на получение комплекса медицинских услуг в поликлиниках специализированного типа до того, как чернобылец достигнет пенсионного возраста;
- Право на обслуживание в первой очереди в домах ветеранов и престарелых;
- Возможность предоставления нового места работы в учреждениях без очереди при переезде на другое место жительства. При этом за чернобыльцем будет сохранена величина его заработной платы в течение следующих четырех месяцев работы, а также доплата за трудовой стаж без перерывов;
- Возможность получения дополнительных дней отпуска на основном месте работы;
- Возможность получения льготы по транспортному налогу или полному освобождению от него.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
- Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
- Предоставление вне очереди мест:
- в дошкольных образовательных учреждениях;
- в домах для престарелых.
- Выделение оздоровительных путевок и другое.
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.
Необходимые документы
Чтобы получить чернобыльский сертификат на покупку жилья потребуется собрать определенный пакет документов, в том числе:
- Паспорт претендента;
- Заявление по установленной форме;
- Удостоверение чернобыльца или иной документ, подтверждающий указанный статус;
- Выписка из книги домового учета;
- Реквизиты расчетного счета;
- Акты, подтверждающие статус нуждающихся в улучшении условий проживания;
- Документы, подтверждающие наличие иждивенцев;
- Справки, свидетельствующие о родственных связях с другими сожителями;
- Документ, выступающий основанием на предоставление дополнительных квадратных метров.