Величина Чернобыльских доплат в апреле в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Величина Чернобыльских доплат в апреле в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году пенсии Чернобыльцам будут производиться согласно новым правилам и изменениям, которые вступили в силу. Многие пенсионеры, являющиеся участниками Чернобыльской аварии, будут получать повышенные выплаты, учитывая их сложное состояние здоровья и постоянную необходимость в медицинском обслуживании.
Пенсии Чернобыльцам в 2024 году: новости и изменения
Для получения повышенных выплат пенсионеры должны иметь статус «Чернобыльца» и предоставить соответствующие документы, подтверждающие их участие в Чернобыльской аварии. Количество выплат и их сумма будут зависеть от степени участия в аварии и оценки состояния здоровья каждого пенсионера.
Ожидается, что количество получателей пенсии Чернобыльцам в 2024 году возрастет из-за постепенного возрастания возраста пенсионеров и ухудшения их здоровья. Это подтверждается официальными данными и статистикой о заболеваниях, связанных с Чернобыльской аварией.
Однако, несмотря на повышение выплат, многим пенсионерам все еще не хватает средств на достойное существование. Поэтому в 2024 году также планируется усилить меры по социальной поддержке Чернобыльцев, особенно тех, у кого имеются хронические заболевания и ограничения в трудоспособности.
Чернобыльцы также получат информацию о возможности получения льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг, лекарств и медицинских услуг. Государство прилагает все усилия для обеспечения комфортных условий жизни и лечения пенсионеров, пострадавших от Чернобыльской аварии.
Размеры пенсий для инвалидов ликвидаторов ЧАЭС в 2024 году
Предусматривается, что размер пенсии для инвалида-чернобыльца будет зависеть от степени инвалидности и процента утраты трудоспособности. Так, инвалиды первой группы будут получать пенсию в размере 7500 рублей в месяц, инвалиды второй группы — 6000 рублей в месяц, а инвалиды третьей группы — 4500 рублей в месяц. Эти размеры пенсий рассчитаны на работников, имеющих стаж работы до аварии на ЧАЭС.
Дополнительно, инвалиды ликвидаторы будут иметь право на доплату к пенсии в размере 5000 рублей в месяц. Данная доплата предоставляется с целью обеспечения дополнительного материального обеспечения в связи с тяжелыми трудовыми условиями и риском для здоровья, связанным с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Важно отметить, что для получения пенсии инвалидам ликвидаторам необходимо предоставить определенный пакет документов. К ним относятся: документы, подтверждающие участие в ликвидации ЧАЭС; медицинские документы, подтверждающие степень инвалидности; паспорт и другие необходимые документы.
Новые возможности для чернобыльцев в 2024 году
2024 год обещает стать переломным для чернобыльцев и предоставить им новые возможности. После долгого времени борьбы за признание своих прав и компенсации за страдания, чернобыльцы наконец-то могут рассчитывать на лучшее будущее.
Одной из основных перспектив для чернобыльцев в 2024 году является индексация их выплат. Это позволит увеличить размер социальной поддержки и улучшить финансовое положение чернобыльцев. Индексация позволит учесть рост цен и инфляцию, чтобы выплаты оставались релевантными и достаточными для обеспечения нормальной жизни.
Кроме того, разработка новых социальных программ и медицинской помощи также является значимым шагом вперед. В 2024 году чернобыльцы получат доступ к более качественной и современной медицинской помощи, которая учитывает специфические заболевания и проблемы, связанные с радиацией. Это позволит повысить качество жизни чернобыльцев и обеспечить им необходимую поддержку.
Однако, несмотря на все перспективы, индексация и новые программы также сталкиваются с определенными трудностями. Некоторые проблемы могут возникнуть при определении критериев и порядка индексации. Необходимо учесть множество факторов, чтобы обеспечить справедливое распределение ресурсов.
Также важно обеспечить доступ чернобыльцев к медицинским услугам и социальной поддержке. В некоторых регионах страны доступ к медицинским услугам ограничен или затруднен. Поэтому необходимо разработать меры, которые обеспечат равный доступ к медицинской помощи для всех чернобыльцев, независимо от их места жительства.
Государственная поддержка чернобыльцев является важным аспектом их будущего. Государство должно приложить все усилия для обеспечения не только финансовой, но и социальной поддержки чернобыльцев. Это поможет им справиться с последствиями катастрофы и достойно жить в будущем.
Важно, чтобы государство приняло активную роль в решении проблем чернобыльцев. Это включает в себя разработку и реализацию специальных программ, обучение медицинского персонала и информирование общества о правах чернобыльцев и доступных мероприятиях. Только совместными усилиями можно добиться прогресса и улучшения условий жизни чернобыльцев.
Для эффективной работы и решения проблем чернобыльцев также необходимо повысить их информированность. Образовательные программы и доступ к информации о правах и возможностях чернобыльцев являются важным шагом в этом направлении. Чернобыльцы должны знать свои права и быть осведомленными о доступных ресурсах, чтобы максимально воспользоваться предоставленными возможностями.
Все эти шаги и перспективы открывают новые горизонты для чернобыльцев в 2024 году. Они позволят им преодолеть трудности и прожить более достойную жизнь после страшной трагедии. Главное — совместные усилия государства, общества и чернобыльцев для достижения этих целей.
Трудности при индексации чернобыльцев в 2024 году
Индексация чернобыльцам в 2024 году представляет собой сложную задачу, связанную с определением социальных и экономических параметров, а также медицинских показателей, по которым будет осуществляться рост пенсионных выплат и оказание социальной поддержки.
Одной из главных трудностей при индексации чернобыльцев в 2024 году является определение критериев и методологии, по которым будет проводиться данная индексация. Необходимо учитывать множество факторов, таких как здоровье пострадавших, стоимость медицинских услуг, уровень инфляции и другие социально-экономические показатели.
Следующей проблемой является доступность и объективность собираемых данных. Чернобыльцы являются особой социальной группой, которая нуждается в особой поддержке со стороны государства. Однако сбор и анализ информации о состоянии их здоровья может быть сложным процессом, так как они могут испытывать проблемы с доступом к медицинским услугам и специализированным медицинским обследованиям.
Дополнительным фактором, создающим сложности при индексации чернобыльцев в 2024 году, является непостоянство пенсионной системы и изменение законодательства. Пенсионные выплаты и социальная поддержка могут изменяться со временем, что может привести к неопределенности и финансовым трудностям для чернобыльцев. Такие изменения могут оказывать негативное влияние на их финансовое положение и качество жизни.
Кроме того, одной из основных проблем при индексации чернобыльцев является недостаток информированности и образованности среди самой этой группы. Многие пострадавшие не обладают достаточной информацией о своих правах и возможностях получить дополнительную медицинскую помощь и социальную поддержку. Образовательные программы и доступ к информации являются важным аспектом в решении этой проблемы.
Таким образом, трудности при индексации чернобыльцев в 2024 году включают определение критериев и методологии, доступность и объективность данных, изменения в законодательстве и недостаток информированности. Для решения этих проблем необходимо предоставить чернобыльцам надежную и стабильную систему поддержки, которая учитывает их специфические потребности и обеспечивает социальную справедливость.
Важность государственной поддержки чернобыльцев в 2024 году
Государственная поддержка для чернобыльцев в 2024 году играет важную роль в обеспечении их достойного качества жизни и социальной защиты. Это особенно актуально для людей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которые до сих пор испытывают последствия радиационного воздействия.
Государство должно обеспечить чернобыльцам доступ к медицинским услугам, социальной помощи и компенсациям. Оно должно также содействовать развитию специализированных программ и мероприятий, направленных на улучшение качества жизни чернобыльцев и поддержку их здоровья.
Особое внимание должно быть уделено оказанию медицинской помощи чернобыльцам, включая регулярные обследования, лечение и реабилитацию. Государство должно обеспечить наличие квалифицированных специалистов, специализированных медицинских центров и необходимого оборудования для диагностики и лечения радиационных заболеваний.
Кроме того, государственная поддержка должна включать компенсации и пособия для чернобыльцев, которые имеют инвалидность или постоянные здоровствующие условия, вызванные аварией. Это поможет смягчить финансовые трудности и обеспечить нормальную жизнь их их их семьям.
Важно отметить, что государственная поддержка чернобыльцам не только является моральным обязательством государства перед своими гражданами, но и способствует сохранению памяти о трагических событиях Чернобыльской аварии и поддержанию национального исторического наследия. Это также помогает создать общественное сознание о важности превентивных мер и обеспечения безопасности в ядерной энергетике.
В целом, государственная поддержка чернобыльцев в 2024 году является необходимой и важной мерой для обеспечения их социальной защиты и качества жизни. Она должна быть приоритетной задачей для государства, а также получить поддержку и внимание общества и международного сообщества.
Полный перечень граждан, имеющих право на получение ЕДВ
На 11, 9% повысится размер ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг для всех категорий федеральных льготников
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
Такие пособия назначают инвалидам всех групп (1-ой, 2-ой и 3-ей группы, а также детям-инвалидам), лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах (в частности, чернобыльцам), участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и целому ряду других категорий федеральных льготников.
Так с 1 февраля 2023 года размер ЕДВ инвалидам 1-й группы увеличился до 4957 рублей 95 копеек, инвалидам 2-й группы – до 3540 рублей 76 копеек, инвалидам 3-й группы – до 2834 рублей 40 копеек.
Детям-инвалидам ежемесячная выплата после повышения с 1 февраля составила 3540 рублей 76 копеек.
ЕДВ, установленная инвалидам войны, увеличилась до 7081 рубля 49 копеек, а участникам Великой Отечественной войны — до 5311 рублей 9 копеек. Размер ежемесячной денежной выплаты для ветеранов, награжденных знаками «Жителю блокадного Ленинграда» и «Жителю осажденного Севастополя», составил 3896 рублей 19 копеек. Такая же сумма ЕДВ с 1 февраля выплачивается и ветеранам боевых действий.
Набор социальных услуг (НСУ)
Набор социальных услуг (НСУ) является неотъемлемой частью ежемесячной денежной выплаты. По желанию гражданина НСУ может предоставляться в натуральной или денежной форме.
Стоимость полного денежного эквивалента набора с 1 февраля увеличится до 1469 рублей 74 копеек, а по каждой отдельной социальной услуге в наборе суммы распределяются следующим образом:
— предоставление лекарственных препаратов, медицинских изделий и продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (денежный эквивалент – 1132 рубля 3 копейки);
— предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний (денежный эквивалент – 175 рублей 12 копеек);
— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте или на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (денежный эквивалент — 162 рубля 59 копеек).
Напомним, что сумма ежемесячной денежной выплаты зависит от решения льготника. Если вологжанин отказывается от НСУ, ему выплачивают полную сумму ежемесячной денежной выплаты. Если же льготник частично или полностью получает социальные услуги в натуральном виде, включенные в набор, то денежный эквивалент соответственно сокращается.
Повышение пенсий инвалидам военной травмы в 2021 году
Установленные категории граждан с ограниченной трудоспособностью, которые имеют определенные заслуги перед государством, могут претендовать на государственные пенсии по инвалидности. К ним относятся: участники ВОВ, военнослужащие, космонавты, пострадавшие и ликвидаторы радиационных и техногенных катастроф.
Сумма определяется индивидуально для каждой льготной категории и составляет от 125% до 300% социальной пенсии. Соответственно после повышения последней произойдет и повышение государственной пенсионной выплаты, то есть с 1 апреля 2021 года все на те же 1,5%.
С 1 января 2021 года на увеличение выплат могут также рассчитывать инвалиды, у которых расчетная пенсия (независимо от вида) не дотягивает до прожиточного минимума (ПМ) пенсионера в регионе проживания. Таким категориям положена доплата на сумму разницы между этими показателями.
Получатели социальной пенсии по инвалидности ниже минимально установленного размера фактически тоже будут получать новые суммы уже с начала года. С 1 апреля по их выплатам поменяется только структура: пенсионная часть увеличится на коэффициент индексации и соразмерно уменьшится размер доплаты.
Общий размер при этом останется таким же, как и в начале года.
В качестве дополнительной поддержки от государства граждане с любой группой инвалидности имеют право оформить ежемесячную денежную доплату. Ее сумма зависит от принадлежности получателя к той или иной льготной категории и объема получения ним набора социальных услуг (НСУ) в натуральной форме, поскольку их стоимость будет вычтена из ЕДВ.
В 2020 году ЕДВ составлял (при сохранении права на полный набор соцуслуг):
- для 1-й группы – 2 741,37;
- для 2-й группы – 1627,61;
- для 3-й группы – 1072,49.
Указанные суммы повысят с 1 февраля 2021 года, исходя из темпов инфляции за 2020 год. Последний по прогнозам Минэкономразвития составит около 4%. Соответственно для будущего показателя ЕДВ нужно умножить их на 1,04.
Военнослужащие – особая категория работающего населения. Их правовые отношения с работодателем урегулированы законами о труде только в той части, в которой они соответствуют основному нормативному документу для этой группы трудящихся – закону «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 года № 76-ФЗ, а также иным нормативным актам, установленным для военных.
Граждане, получившие ущерб здоровью в период исполнения ими военных обязанностей, могут рассчитывать на денежное возмещение физических потерь не только в соответствии с 59-й главой Гражданского кодекса, но и исходя из требований закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.11 года № 306-ФЗ.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Величина ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда определяется с учетом двух критериев:
- Категории федеральных льготников;
- А также решения получателя ЕДВ по формату предоставления набора соц. услуг, включающего обеспечение лекарствами, путевкой в санаторий и право бесплатного проезда.
Если отказаться от получения соцпакета, ЕДВ будет выплачиваться в полном размере. Если же частично или полностью пользоваться льготами, тогда из выплаты будет удерживаться определенный денежный эквивалент. То есть сумма будет меньше.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2023 году для основных категорий льготников, представлены ниже в таблице. Причем величина выплат с 1 февраля 2023 г. указана с учетом запланированной индексации на 12,4%.
Категория получателей пособия | Размер ЕДВ в 2023 году | ||
---|---|---|---|
с 1 по 31 января 2023 г. | с 1 февраля 2023 г. (с повышением на 12,4%) | ||
Инвалиды | 1 группы | 4430,70 | 4980,11 |
2 группы | 3164,22 | 3556,58 | |
3 группы | 2533,00 | 2847,09 | |
дети | 3164,22 | 3556,58 | |
участники войны | 6328,41 | 7113,13 | |
Инвалиды в результате аварии на ЧАЭС (чернобыльцы) | 3164,22 | 3556,58 | |
Родственники умерших (погибших) ветеранов, инвалидов войны | 1899,73 | 2135,30 | |
Ветераны боевых действий | 3481,85 | 3913,60 | |
Участники ВОВ | 4746,29 | 5334,83 | |
Герои РФ, СССР, полные кавалеры ордена Славы | 74616,99 | 83869,50 |
Примечание: в таблице указаны максимальные размеры ЕДВ, выплачиваемые при полном отказе от соцпакета. При сохранении права на льготы НСУ суммы будут меньше указанных.
В России вступили в силу новые правила начисления пенсий
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
Вторую выплату тоже назначает и выплачивает Пенсионный фонд РФ. Размер второй ЕДВ зависит от основания, по которому она назначена (наиболее распространенные приведены далее в таблице).
В апреле стоит ожидать рост пособий на 7,7%, хотя данная цифра также предварительна. Данные изменения коснутся тех, кто:
- получает социальную пенсию по инвалидности для 1-3 групп и инвалидов детства;
- социальную пенсию по старости;
- социальные пособия чернобыльцам и другим льготникам.
Стоимость набора социальных услуг с учетом индексации составляет 1313,43 руб., а именно:
- 1011,64 руб. на обеспечение медикаментами, медицинскими изделиями;
- 145,29 руб. на проездной в пригородном ж/д транспорте;
- 156,50 руб. на путевку в санаторий для профилактики основных заболеваний.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2023 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1234,75 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 823,11 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 164,64 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 82,33 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 823,11 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 205,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 82,33 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 329,29 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 246,97 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 164,64 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1646,36 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 823,11 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 25817,24 руб.
- инвалидам II группы — 12908,63 руб.
- инвалидам III группы — 5163,42 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1290,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 303,37 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 775,29 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 235,95 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 775,29 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 117,99 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 606,78 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
- Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 312,32 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежегодные компенсационные выплаты
- Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
- 411,60 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
- инвалидам I и II групп — 2057,91 руб.
- инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1646,36 руб.
Основание для назначения:
- Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация на оздоровление:
- гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1234,75 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 823,11 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 411,60 руб.
Основание для назначения:
- Статья 40 Закона РФ N 1244-I
- Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
- 411,60 руб.
Основание для назначения:
- Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежединовременные компенсационные выплаты
- Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 41157,92 руб.
- инвалидам II группы — 28810,58 руб.
- инвалидам III группы — 20579,03 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 41157,92 руб.
- родителям погибшего — 20579,03 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
*) С 1 февраля 2023 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического роста инфляции за 2022 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. N 119 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году” в размере 1,119.
**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Как доказать в учреждениях, в которых оформляются льготы ликвидаторам аварии на ЧАЭС, что заявитель относится к льготной категории лиц?
Ответ: Всем, кто принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» выдавалось соответствующее удостоверение. Если оно было утрачено, необходимо обратиться в уполномоченный орган за дубликатом.
Вопрос №2: Полагаются ли льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в отношении их детей?
Ответ: Да, дети ликвидаторов аварий также могут претендовать на ряд льгот. К таковым относятся зачисление в ДОУ без очереди, путевки в оздоровительный детский лагерь, компенсацию питания в учебных и лечебных учреждениях.
Социальную пенсию по инвалидности назначают тем, у кого небольшой страховой стаж либо его вовсе нет (в частности детям-инвалидам и инвалидам с детства). Пособие устанавливается в фиксированном размере, зависящем только от группы инвалидности. Индексируют выплаты с 1 апреля в соответствии с индексом роста величины прожиточного минимума для пенсионеров.
В 2024 году Правительство планирует увеличить соцпенсии на 7,5%. Тогда размер выплат с 1 апреля 2024 года изменится следующим образом:
Если получатель выплаты проживает в северном регионе России, тогда указанная сумма дополнительно увеличивается на районный коэффициент, установленный в данной местности. В зависимости от места проживания выплата увеличивается на 15-100%.
Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России
Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.
В частности, для чернобыльцев:
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Кому и как повысят пенсии в 2022 году
В 2021 году в России пенсия чернобыльцев положена тем, кто был подвержен лучевой болезни, стал инвалидом, ликвидируя последствия катастрофы, или же находился в опасной зоне в момент аварии. Кроме того, на поддержку со стороны государства могут рассчитывать следующие категории граждан:
- нетрудоспособные родственники уже покойных пострадавших;
- рабочие предприятий, которые продолжали функционировать включительно по 1987 год;
- физические лица, ставшие донорами для пострадавших, нуждающихся в пересадке костного мозга;
- военнослужащие, которые помогали бороться с последствиями катастрофы;
- люди, вынужденные покинуть место своего проживания вследствие аварии;
- обладатели льготного статуса, который положен тем, кто продолжает проживать в зоне отселения.