Оплата электроснабжения мест общего пользования: вопросы и ответы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата электроснабжения мест общего пользования: вопросы и ответы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О возмещении затрат на установку общедомовых приборов учета, когда они отсутствовали в доме изначально, мы уже писали. В этот раз расскажем о новой ситуации, когда общедомовые счетчики электроэнергии в доме были, но сломались, а управляющая компания не спешила их менять.
Как снизить ОДН по электроэнергии
Формула расчета ОДН по электроэнергии очень простая, но на практике именно эта строчка коммунальных услуг в ежемесячных платежках нередко становится причиной конфликтов управляющих компаний и жильцов.
Часто размер ОДН оказывается завышен. И если в норме размер ОДН за электроэнергию не должен превышать нескольких процентов от общего расхода ресурса, то в некоторых домах его объем доходит до 30%.
Для снижения ОДН по электроэнергии необходимо выявить его причины. Как правило, это комплексная проблема, уходящая корнями в разные сферы работы управляющей компании. Такие как исправность индивидуальных приборов учета, качество системы проводки в целом по дому и добросовестность жильцов.
Таким образом, чтобы уменьшить ОДН по электроэнергии важно системно устранить все слабые места, приводящие к нецелевым расходам или потерям ресурса.
«СТРИЖ» разработал решение, позволяющее в считанные дни выявить и устранить основные причины ОДН, сведя его к минимуму.
Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы
11. Учитываются ли льготы в оплате за электроэнергию в связи с включением ОДН в счет?
В связи с монетизацией льгот согласно федеральному законодательству плата за внутриквартирное потребление энергии и плата за ОДН всем потребителям-гражаданам выставляется в полном объеме. Граждане, имеющие льготы по оплате услуги энергоснабжения, получают в отделе субсидий местного органа социальной защиты денежную компенсацию исходя из размера установленного норматива в зависимости от категории льготы.
12. Возможен ли отказ от оплаты ОДН в составе счета за электроэнергию?
За отказ от оплаты общедомовых нужд предусмотрена федеральным законодательством такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потребленной в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления относятся в равной степени к услуге энергоснабжения, поэтому поставщик энергии вправе обратиться с исковым заявлением в суд либо ограничить потребление электроэнергии должникам вплоть до полного погашения задолженности за ОДН.
13. «Бесприборники» платят за электроэнергию в квартире по нормативу, а это значит, они все равно будут оплачивать ОДН меньше, чем среднестатистическая семья. Разве это справедливо?
Что касается утверждения, что жильцам с индивидуальными счетчиками приходится платить за тех, кто рассчитывается по нормативу, то это не совсем верно. Предположение, что норматив является заниженным, ошибочно. В основной массе счета за электроэнергию, выставляемые «бесприборникам», обоснованны.
Так, например, на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире по нормативу будет насчитано по 100 кВт.ч на каждого члена семьи. Получается, что такой семье по нормативу придется оплачивать 300 кВт.ч, в то время как среднестатистическая семья, проживающая в квартире с прибором учета, расходует в среднем 250-270 кВт.ч.
Конечно, встречаются случаи, когда в квартире, где отсутствуют приборы учета, прописан один человек, а проживает целое семейство, и из-за этого потребление сверх норматива ложится на плечи других жильцов. Факт проживания «лишних» жильцов в квартире, не оборудованной счетчиком, может быть установлен на основании уведомления собственника помещения. Поэтому собственникам многоквартирного дома необходимо совместно воздействовать на собственника конкретной квартиры, чтобы он уведомил ресурсоснабжающую организацию о фактическом числе проживающих в квартире людей.
Утверждение, что «бесприборники» будут платить за ОДН меньше, чем жильцы, имеющие приборы учета, ошибочно, поскольку ОДН распределяется пропорционально площади занимаемых помещений, т.е. все потребители электроэнергии многоквартирного дома находятся в равных условиях.
Чтобы сделать процедуру начисления платы за ОДН еще более прозрачной, следует добиться установки приборов учета всеми жильцами. Напомним, что согласно Федеральному закону РФ №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении», который регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности между потребителем и поставщиком электроэнергии, собственники помещений должны были сделать это за свой счет добровольно до 1 июля 2012 года. Тем, кто проигнорировал требование действующего законодательства, будет произведена установка приборов учета сетевой организацией в принудительном порядке с последующим выставлением затрат потребителю.
14. Если некоторые жители нашего дома не платят за электроэнергию вообще или оплачивают ресурс нерегулярно, ОДН будет увеличиваться, верно?
Не верно. Неплательщики не влияют на объем ОДН. Объем ОДН всегда рассчитывается по утвержденной формуле. Потребителям независимо от их платежной дисциплины все равно будет рассчитываться объем потребленной электроэнергии и учитываться при расчете объемов ОДН: для потребителей, у кого нет счетчика, — в соответствии с утвержденным нормативом; для тех, у кого счетчик есть, но показания по какой-то причине вовремя не передаются, — «по среднему».
Таким образом, неоплата отдельными жильцами за потребленную электроэнергию не влияет на объем распределяемых ОДН.
15. Можно ли проверить правильность начисления платы за ОДН в нашем доме?
Можно. Но сначала следует «наделить» одного из жильцов (обычно это старший дома) полномочиями по получению такого рода информации. Для этого необходимо оформить личное согласие в письменном виде и подписать специальную доверенность. Только после этой процедуры доверенное лицо может получать информацию в ресурсоснабжающей компании о показаниях ОДПУ, расшифровку начислений по квартирам, перечень квартир, не оборудованных приборами учёта, а также любую другую информацию, касающуюся начислений по услуге «Электроснабжение».
Также в счетах на оплату электроэнергии содержится информация, необходимая для расчета ОДН в многоквартирном доме.
16. Почему мы должны платить в составе ОДН за энергию, которую воруют для освещения и обогрева голубятен, гаражей, стаек?
Воровство — это безучетное потребление. Если такие факты стали известны, надо довести эту информацию до специалистов ОАО «Кузбассэнергосбыт». Компания рассчитает объемы этого потребления способом, предусмотренным законодательством, и предъявит виновному к оплате. Соответственно, с общедомового объема электропотребления этот объем снимется.
17. Можно ли установить отдельный счетчик на подъезд?
Нет, отдельный счетчик на подъезд установить нельзя. В действующем законодательстве есть четкое определение общедомового прибора учета и регламентирован механизм распределения ОДН в доме. При этом законодательством не предусмотрен механизм распределения объёмов ОДН между жителями отдельного подъезда в доме, т.к. электроэнергия, идущая на общедомовые нужды дома, обеспечивает работу всего электрооборудования, находящегося в доме, которое необходимо для комфортного проживания жильцов. В рамках одного подъезда счетчик не зафиксирует все энергозатраты на общее оборудование, такое, как, например, общий насос по подаче воды на верхние этажи дома или дворовое освещение.
Кто должен заменять общедомовые приборы учета?
Энергоснабжающая организация сначала направила в компанию уведомление о том, что необходимо отремонтировать (заменить) счетчики, но управляющая организация не считала это своей обязанностью.
Тогда ресурсоснабжающая организация сообщила, что сама заменит ОДПУ в трех спорных домах. Установив счетчики, РСО предложила оплатить небольшие понесенные затраты – 13 тыс. руб.
, однако компания отказалась и от этого.
По мнению управляющей компании, в ее обязанности не входит несение расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общедомового имущества. Ответчик утверждал, что эти расходы должны нести сами жители.
Также, по утверждению компании, замена сломанных приборов учета должна проводиться по решению общего собрания.
Так как такого решения не принималось, то компания не имела права заменять счетчики электроэнергии, а обязана была просто использовать другой порядок начисления платы (по нормативу).
Игнорирование претензий привело стороны в арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59 – 5885/2018).
Общедомовой прибор учета тепловой энергии: установка и проверка
Обслуживание счетчика заключается в поддержании теплового оборудования в работоспособном состоянии, регулярном осмотре, устранении причин, воздействующих на износ, и поломки, проверке работы первичных преобразователей на обратных и подающих трубопроводах тепловой сети, проверке правильного функционирования работы прибора учета, проверке работы и схем термопреобразователей сопротивления, еженедельной распечатке показаний для проведения анализа и разработке рекомендаций по поддержанию необходимой температуры и многое другое.
Главным преимуществом тахеометрического оборудования является его способность функционировать при помощи специальной батареи в течение 5 лет. Кроме того, эти устройства могут использоваться в помещениях с повышенной влажностью. В то время как риск повреждения главных элементов сведен к минимуму, так как конструкцией не предусмотрены электронные компоненты.
Виды общедомовых водомеров и причины для их установки
Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:
- существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
- необходимо установить место утечки и ее объем.
Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:
- снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
- без них.
Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.
Общедомовые счетчики: как не платить за соседа
В адрес управляющей компании было высказано еще немало претензий: не была проведена разъяснительная работа с собственниками; разница по ОПУ выставлена в неподходящий момент, причем сразу за 3 месяца. «В договоре управления написано, что вы берете на себя функцию управления, но я этого не вижу, хотя год занимаюсь данной проблемой. Или вы считаете, что это только начисления? Вы постоянно уходите от контакта с людьми, которые доверили вам управлять их имуществом», – продолжал претензии прокурор.
Колоусов: Тогда обращайтесь в управляющую компанию, представляйте акты сверки счетчиков и убеждайте, что компания необоснованно выставила разницу. Потому что естественные потери не должны достигать тех цифр, каких они в отдельных случаях достигают. Они наверняка есть, но это несколько киловатт.
Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2023 году
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.
Почему врут электросчетчики?
В периоды смены сезонов счетчики электричества часто завышают свои показания. Эти приборы врут. На различных форумах можно найти множество обсуждений подобных случаев.
Некоторые люди утверждают, что за одну ночь работы холодильника устройство учета энергии посчитало целых 4 кВт – это очень много. На предприятии, которое занимается поставкой электричества в квартиры, жителям сообщают, что счетчик работает точно. Но инженеры из тех же предприятий открыто заявляют, что врут счетчики, да еще и как врут. Особенно это касается бюджетных систем, таких как счетчик «Меркурий». На него очень часто жалуются.
Реальная картина такова, что выдавать завышенные показатели устройство учета может и при вполне правильной работе. Первая причина – это снижение напряжения в сети по вине массового использования кондиционеров или отопительного оборудования. Бытовая техника меняет КПД в сторону уменьшения, если напряжение составляет ниже 220 В.
Так, электроприбору для достижения какой-то задачи необходимо, к примеру, не 0,19 кВ/ч по паспорту, а от 0,25 и выше. Эту картину можно наблюдать со всей бытовой техникой. Получается, что один и тот же потребитель электричества в разное время по счетчику будет тратить разное количество энергии, хотя при этом кажется, что все нормально.
В таком случае нужно обязательно тестировать приборы учета, чтобы не оплачивать энергетическим компаниям то, за что должны платить они сами. Дело в том, что поставщик электричества обязан поддерживать требуемые параметры в сети. Если параметры нарушаются, то в Европе за это платит поставляющая компания.
Периодичность поверки электросчетчиков в России по моделям – таблица
Периодичность проведения МПИ устанавливается на заводе и рассчитывается в зависимости от типа механического устройства. Чаще всего приборы наделяются интервалом – 6-16 лет. Более точные сроки прописываются в техническом паспорте изделия, завизированные печатью производителя. В качестве подтверждения проведенной поверки ИПУ выступает пломба, установленная на корпусе устройства.
МПИ зависит от характеристик используемого оборудования. В нормативных актах регламентирована периодичность контроля для индукционных механизмов – не больше 8 лет, для электронных устройств – максимум 16.
Межповерочный интервал электросчетчиков в таблице представлен в зависимости от марки оборудования:
Таблица 2.
Тип | Класс | Межинтервальный срок, лет | Период службы, лет |
СО-И449М1-1 | 2 | 16 | от 30 |
СО-ЭУ 10 | от 32 | ||
СО-ЭЭ 6705-4 | |||
СО-ЭЭ 6706 | |||
СО-5 | 32 | ||
СО-И446-М | от 30 | ||
СО-505 | 32 | ||
ЦЭ-2736 | 1 | 30 | |
ЭЦР2400 | 32 | ||
СЕ 102 S7 | 1, 2 | 24 | |
СОЛО | от 30 | ||
Меркурий 201.5 | 1 | 32 | |
Меркурий 200.02 | |||
Меркурий 230 | 10 | ||
Энергомер СЕ 102 | |||
Энергомер СЕ 301 | |||
СТК-1 (Украина) | 6 | ||
СТК-3 (Беларусь) | 8 | ||
НЕВА МТ 124 | 16 | 30 | |
Нева 303-1SO |
Примечательно, что население самостоятельно оплачивает такие процедуры, невзирая на форму собственности – квартира или частное домовладение. Обусловлено это тем, что электросчетчик не относится к общему имуществу МКД и не являются элементом инженерных коммуникаций. Соответственно, обслуживающая организация не обязана бесплатно контролировать работу устройства. Однако дешево такие услуги обходятся для льготников или жильцов муниципальных помещений.
Кто должен это делать
Следует отметить, что после подписания договора оказания услуг по поставке электроэнергии, абонент обязуется обеспечить беспрепятственный доступ к прибору учета, иначе отказ может грозить отключением электроэнергии.
Сведения со счетчиков электроэнергии могут снимать следующие уполномоченные организации:
Сотрудники этих организаций могут совершать рейды в целях обнаружения фактов воровства электроэнергии и для снятия контрольных данных приборов учета населения один раз в месяц.
Несмотря на ежемесячные рейды, ответственность за своевременную передачу показаний и их оплату все равно лежит на абоненте, сотрудники территориальной сбытовой компании лишь осуществляют контролирующую функцию.
Чтобы избежать расхождения или ошибки в сведениях электросчетчика, абонент должен передавать только точные данные с приборов учета и осуществлять их своевременную оплату.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2022 г
На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Общие требования к местам установки приборов учета:
1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:
— потребителей,
— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
— сетевых организаций,
имеющих общую границу балансовой принадлежности.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
(Основание ПУЭ п.1.5.29).
4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
(Основание ПУЭ п.1.5.36).
5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры
(Основание ПУЭ п.7.1.64).
6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.
(Основание ПУЭ п.7.1.65).
7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.
(Основание ПУЭ п.7.1.66).
8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).
9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.
ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.
(Основание ПУЭ п.7.1.61).
10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.
(Основание ПУЭ п.7.1.62).
11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру
(Основание ПУЭ п.7.1.59).
12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).
При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.
(Основание ПУЭ п.7.1.63).
Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:
1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.
(Основание п. 63 ПП РФ №442).
2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).
(Основание п. 141 ПП РФ №442).
Что такое общедомовые нужды в квитанции коммунальных платежей?
В коммунальные услуги, расходуемые на общедомовые нужды, входят следующие услуги:
- освещение придомовой территории, подъезда, коридоров и других мест общего пользования;
- электричество, потраченное на работу лифтов, домофонов и пожарной сигнализации, насосов водоснабжения и др.;
- мойка мест общего пользования и мусоропроводов;
- полив зеленых насаждений на земельном участке МКД;
- мойка коммуникаций;
- расходы на отопление подъездов и других мест общего пользования;
- расходы на уборку общедомовых помещений и земельного участка;
- расход воды, сбрасываемой при ремонте систем отопления.
Отдельно можно отметить технические потери – внутридомовые потери электроэнергии, воды, тепловой энергии и др., которые могут быть связаны как с аварийными ситуациями, например, небольшими протечками труб, так и с необходимостью – например, расходование воды для пролива систем при подготовке МКД к отопительному сезону.
Также потери электроэнергии и тепла могут происходить в связи с конструктивными особенностями дома – неэффективное утепление мест общего пользования, использование неэнергоэффективных источников света и т. д.