Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вопрос о незаконных действиях мигрантов остаётся довольно острым, что увеличивает общий процент преступности. Целенаправленная борьба предстоит и с теневыми финансовыми потоками, которые провоцируют коррупцию и развитие криминального бизнеса. Существуют проблемы и в области соцзащиты вынужденных мигрантов.

Федеральные законы
Номер Наименование
Проект Федерального закона от 25.02.2019 О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в статью 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории автомобильных, речных и смешанных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа»
Федеральный закон N 28-ФЗ от 07.03.2017 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Федеральный закон N 154-ФЗ от 05.07.2010 Определяет правовые основы осуществления консульской деятельности
Федеральный закон N 109-ФЗ от 18.07.2006 О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Федеральный закон N 62-ФЗ от 31.05.2002 О гражданстве Российской Федерации
Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
Федеральный закон N 114-ФЗ от 15.08.1996 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 О Государственной границе Российской Федерации

  1. Быковская Ю.В., Зуева А.С. Денежное довольствие сотрудников правоохранительных органов: российская практика, зарубежный опыт и направления совершенствования. М., 2014.
  2. Дорошенко О.М., Морукова А.А. Актуальные проблемы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по контролю за соблюдением правил миграционного учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2016. N 2. С. 30 — 34.
  3. Иванова М.А. Проблемы реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Марийский юридический вестник. 2015. N 1 (12).
  4. Калинина С.В., Кириллова Г.Н. Взаимодействие Федеральной миграционной службы России с институтами гражданского общества // Миграционное право. 2016. N 2. С. 27 — 30.
  5. Мамонтова Э.А. Некоторые проблемы правового регулирования трудовой деятельности мигрантов в России // Вестник экономики, права и социологии. 2011. N 1.
  6. Миролюбова С.Ю. Институт регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания // Журнал российского права. 2011. N 7 (175).
  7. Муленко Н.В. Реализация концепции миграционной политики в целях обеспечения безопасности государства // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. N 2.
  8. Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. N 3.
  9. Суюнчалиева О.Т. Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2015.

III. Прохождение обязательного медицинского освидетельствования

  1. Иностранные граждане, прибывшие в РФ не с целью трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, – обязаны в течение 90 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию соответствующие медицинские документы и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Исключение: лица, не позднее 1 года, предшествующего дню въезда в РФ, прошедшие медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законом (абз. 1 п.18 ст.5)

  1. При изменении цели визита в РФ (на «трудовую деятельность») иностранные граждане, кому не требуется патент или РНР для работы в РФ, обязаны в течение 30 календарных дней со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с работодателем или заказчиком работ (услуг), но не позднее 90 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию медицинские документы и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Исключение: лица, не позднее 1 года, предшествующего дню въезда в РФ, прошедшие медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п.18 ст. 5).

  1. Иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, и иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, при изменении ими цели визита в РФ (если для работы в РФ требуется патент), обязаны в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала «Госуслуги», либо через подведомственное предприятие/уполномоченную организацию медицинские документы и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Читайте также:  Пенсия ветеранам боевых действий: актуальные вопросы в 2023 году

  1. В части научных программ образования дополнено основание получение РВП без учета утвержденной Правительством РФ квоты для иностранных граждан, являющихся гражданами государства, входившего в состав СССР, и получивших профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (пп.10) п. 3 ст. 6).
  2. При обращении с заявлением о выдаче РВП в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания гражданина для его получения указали срок для предоставления медицинских документов и ВИЧ-сертификата в МВДв течение 30 суток со дня въезда в РФ. При наличии документально подтвержденных уважительных причин медицинские документы могут быть поданы иностранным гражданином в более поздний срок, но не превышающий 30 календарных дней со дня устранения уважительных причин.

Также теперь в этом случае предусмотрена возможность предоставления медицинских документов в электронной форме. (п. 4.2. ст. 6)

  1. Сведения в РВП – дополнено строкой «Отчество» (при его наличии) (п. 7 ст. 6).
  2. Специально предусматривается невозможность выдачи РВП в форме электронного документа (п. 7 ст. 6).
  3. Отказ в выдаче/аннулирование РВП:

из категорий лиц, которым РВП не выдается/аннулируется исключены осужденные вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления, рецидив которого признан опасным (пп.5) п. 1 ст. 7);

– предусмотрена ссылка на нарушение сроков предоставления медицинских документов (пп.13) п.1 ст. 7).

– дополнительно предусмотрена возможность отказа в выдаче РВП (аннулирования решения о выдаче) в период после принятия МВД решения о его выдаче и до его фактического получения иностранным гражданином, если в течение этого периода будут выявлены соответствующие для отказа/аннулирования законные основания (п.1.7. ст. 7).

– уведомление об отказе в выдаче/аннулировании РВП направляется иностранному гражданину в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением (ранее закон предусматривал отправку только по адресу электронной почты иностранного гражданина) (п. 2 ст. 7).

– решение территориального МВД об отказе в выдаче/об аннулировании РВП может быть обжаловано в суде в течение 3 месяцев со дня получения уведомления о принятии такого решения (ранее был срок 3 рабочих дня, который также остается при обжаловании через МВД на федеральном уровне) (п. 4 ст. 7).

  1. Отдельно предусмотрено, что РВП считается недействительным в случае, если иностранному гражданину выдан ВНЖ либо им приобретено гражданство РФ (п. 1.8. ст. 7).

Проблемы и перспективы

В перспективе ожидается достижение максимальной выгоды от потоков трудовых мигрантов при минимальных рисках. К сожалению, законодательство Российской Федерации в сфере миграции ещё не вполне эффективно, официальные структуры и госконтроль достаточно слабы. Так что работа в этом направлении предстоит долгая.

Миграционное законодательство Российской Федерации

С 16.06. 2021 года и до 30.09. 2021 года в отношении иностранцев, которые находятся в РФ, санкции, а именно их выдворение с территории страны на административной основе, приниматься не будут. Дополнение говорит о том, что граждане других стран не будут выдворяться за территорию России в принудительной форме. Также иностранцам не придется совершать самостоятельный выезд на контролируемой основе. Кроме того, контролирующие органы власти в этот период не будут принимать решения о передаче иностранных граждан властям другого государства.

Если данный указ был проигнорирован контролирующими органами, и вас по какой-либо причине принуждают покинуть страну, вы имеете полное право обращаться в суд. Также стоит отметить, что решения о нежелательности или запрете въезда на территорию России также приниматься не будут.

Заметка! Данная поправка не касается граждан, которые были освобождены из мест лишения свободы или были замечены в нарушении государственных границ. Также под поправку не попадают граждане, которые открыто заявляют о том, что активно поддерживают свержение государственного строя.

Также новости миграции 2021 года говорят о том, что иностранцы, которые прибыли в Российскую Федерацию до 15. 02. 2020 и находящиеся на территории незаконно, могут на основе указа № 364 обратиться в территориальный контролирующий орган для того, чтобы встать на учет и начать оформлять все документы. Встать на учет нужно не позже 30.09.2021 года. Продление миграционного учета позволит многим людям избежать неприятностей с документами. Эта поправка гарантирует, что иностранцы, которые находятся в России незаконно, смогут урегулировать свой правовой статус.

Продление миграционного учета также гарантирует, что иностранцы не будут преследоваться за то, что ранее нарушили закон.

Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции относятся ко всем иностранным гражданам, которые прибывают в Россию. Но в 2019 году были прописаны особые условия для приезжих из отдельных стран:

  • белорусам не требуется сдавать экзамен при получении вида на жительство или гражданства России;
  • мигрантам из Турции запрещено вести трудовую деятельность на территории РФ;
  • гражданам из Узбекистана в обязательном порядке необходимо оформить биометрический загранпаспорт, невыполнение данного требования грозит депортацией и большим штрафом;
  • лицам, имеющим паспорт Грузии, упростили процесс получения визы и отменили обязательное доказательство родства с приглашающей стороной.
Читайте также:  Социальная поддержка населения

Для граждан остальных стран действуют общие правила миграционного законодательства России.

Президентом России была подписана Концепция миграционной политики до 2025 года. При ее разработке были учтены многие факторы. Основу в этой области должна составлять работа по созданию привлекательности России для квалифицированных специалистов.

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции должно учитывать миграцию россиян и поток иностранных граждан в страну. На сегодняшний день Российская Федерация мало привлекательна для иностранных специалистов. Все изменения должны быть направлены на исправление этой ситуации.

Первая новость касается иностранных граждан, у которых в России есть близкие родственники — граждане Российской Федерации. Согласно статье 2 Семейного кодекса близкими родственники у нас являются:

  • дети,
  • родители,
  • супруг или супруга.

Для них могут сделать исключение в миграционном законодательстве. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение в Госдуму 14 января 21 года.

Вкратце, законопроект предлагает дополнить статью 7 и 9 закона “ О Правовом положении иностранных граждан”.

Эти статьи касаются аннулирования вида на жительство, при наличии двух и более административных штрафов. А также дополнить пункт 11 статьи 27 закона “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию”. Очень многие с ним уже сталкивались или возможно что ещё столкнуться пока этот законопроект будут рассматривать. Он дает возможность за два и более штрафов оформить запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2020 году

В проекте МВД нет термина «выдворение» — вместо него используется «высылка». Также появился термин «персона нон грата» — так обозначается иностранец, пребывание которого в России будет признано неприемлемым. Такой статус присвоят после того, как российский МИД направит соответствующую ноту в иностранное диппредставительство.

Персон нон грата, а также тех, кто ранее был выслан из России, кто уклонялся в нашей стране от уплаты налогов и штрафов либо нарушал сроки пребывания, будут вносить в контрольный список. Люди из этого списка не смогут попасть в Россию в течение определенного времени. Разово посетить нашу страну им разрешат только для участия в уголовном процессе, помощи тяжелобольным родственникам или присутствия на похоронах члена семьи.

Сущность российского миграционного законодательства

Миграционное законодательство в российском государстве, а позже и Российской Федерации развивалось путем нескольких эволюционных этапов. Данные изменения затрагивали как внешнюю, так и внутреннюю миграционную сферу. Особо значимым из них стала отмена крепостного права в 1861 году.

В советский временной период формальным образом была признана свобода эмиграции и иммиграции, но реальным образом обрести все необходимые документы для выезда за границу было делом весьма и весьма затруднительным.

Так же в 1992—1993 годы Россия присоединилась к действующей Конвенции ООН По данной теме мы уже выполнили эссе Протокольные особенности ООН подробнее 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967 года, касающемуся статуса лиц-беженцев, а также к Международному пакту о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и иным нормам международного права По данной теме мы уже выполнили реферат Практика и применение Европейской конвенции по правам человека в России подробнее касаемо ликвидации всех форм расовой дискриминации, которые устанавливают, в том числе, миграционные свободы и права.

Новый закон о гражданстве РФ 2022 год

После внесения этого изменения за Президентом закрепляется право в будущем в гуманитарных целях определять иные, не предусмотренные законом о гражданстве РФ, категории лиц для упрощенного получения гражданства РФ, а также предъявляемые к этим лицам требования. Ничего конкретного, что это будут за лица, к гражданам каких стран это будет относиться и в каких именно случаях будет происходить в тексте закона нет. То есть за Президентом закрепляется право законного принятия в будущем, в случае гуманитарной необходимости, такого рода решений.

«Президент Российской Федерации в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень представляемых документов.»

Регистрация иностранных граждан

Если же в силу обстоятельств, принимающая сторона хочет снять иностранного гражданина с учета до его выезда за пределы РФ — в таком случае, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отделение по вопросам миграции и иностранного гражданина снимут с учета.

  1. Регистрация иностранных граждан через Госуслуги законодательно предусмотрена, но, к сожалению, по факту, возможность оформления регистрации иностранных граждан онлайн на данный момент отсутствует.
  2. Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в 2022 году через МФЦ. Для этого принимающей стороне нужно предоставить паспорт того, кто регистрируется, заявление, документ, показывающий правомерность оформления такого лица на конкретной жилплощади, письменное согласие владельца или совладельца недвижимости.
  3. Регистрация иностранных граждан на почте. В этом случае документы отправляются заказным письмом с описью всего вложенного.
  4. Регистрация возможна при личном визите в соответствующее территориальное отделение МВД РФ. Нужно предоставить заявление; удостоверения личности регистрирующегося и принимающей стороны; миграционную карту; визу (если есть); документ, подтверждающий право принимающей стороны на недвижимость; согласие совладельца при наличии последнего.
Читайте также:  Судебное взыскание задолженности

Что нового в 2022 году

Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.

В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2022 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

Постановление Правительства №1400 от 20.11.17
«»О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы Правительство Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 28.09.2017 N 738
«»Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Федеральный закон от 17.04.2017 N 77
«»О внесении изменений в статьи 8 и 9 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ
«»О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон 326-ФЗ от 29.11.2010 (ред. от 12.03.2014)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Соглашение между правительством республики Белоруссия, правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (от 19.11.2010) (Утратил силу)

Приказ Минздравсоцразвития РФ N 564н от 28.07.2010 (ред. от 19.10.2011)
«Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18283)

Приказ Минздравсоцразвития России № 514н от 13.07.2010
«Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядка ее заполнения, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетнымпрофессионально-квалификационным группам» Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)

Приказ ФМС РФ №147 от 28.06.2010
«О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком заполнения ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста», «Порядком представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина», «Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 N 18010)

Приказ Росздравнадзора № 1148-Пр/07, ФМС России № 128 от 19.06.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Приказ Роструда № 40, ФМС РФ N 66 от 03.04.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2007 N 9420)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *