Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Личные траты, оплачиваемые в рамках гранта, значатся в перечне расходов в строке «Компенсация трудозатрат». При составлении отчета лицо, получившее грант, информирует Фонд о расходовании средств, не детализируя, на что именно пошли деньги.
Документальное оформление расчетов
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией № 157н[1]. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н[2], а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02-07-10/42612).
Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контрагентом на проведение монтажных работ.
Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.
Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.
Документальное оформление расчетов
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией № 157н[1]. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н[2], а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02-07-10/42612).
Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контрагентом на проведение монтажных работ.
Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.
Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.
Учет операций по получению и расходованию грантов рффи
Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.
При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные: — полное официальное наименование организации; — вид организации (по учредительным документам); — когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу); — для какой цели выплачиваются гранты; — данные о величине грантов; — список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей — количество выданных грантов); — программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
Получение гранта не является исключением.
Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике. Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.
Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету. Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов.
Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ. О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы.
Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см.
таблицу 2). Таблица 2.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией № 157н . Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н , а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции № 157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .
С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю — физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом — получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 ).
Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контрагентом на проведение монтажных работ.
Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.
Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.
О поездках получателя гранта, в том числе для участия в конференциях и экспедициях
Исполнитель проекта выполняет работы по Проекту в нерабочее время. Это относится и к поездкам для участия в конференциях или для выполнения работ за пределами населенного пункта, в котором находится Организация или проживает получатель гранта, например, для участия в экспедициях.
В рамках отношений, оформленных документами Фонда, Организация обязана по поручению Руководителя проекта выплатить («вернуть») получателю гранта часть гранта для оплаты расходов исполнителя Проекта на участие в конференции или на выполнение работ по Проекту за пределами населенного пункта, в котором проживает исполнитель Проекта или находится Организация.
Получатель гранта за расходование полученных от Организации средств отчитывается перед Фондом. Та часть средств, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т.д.), будет им отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» Перечня допускаемых расходов.
Документы Фонда позволяют получателю гранта, состоящему в трудовых отношениях с Организацией (не в связи с выполнением Проекта), заключить с Организацией соглашение, предусматривающее направление получателя гранта (в качестве работника) в командировку для выполнения работ по заданию (планам) Организации и, одновременно, по проекту, поддержанному Фондом. Этим соглашением могут быть установлены пределы, в которых получатель гранта компенсирует расходы Организации на свою командировку из принадлежащих ему денежных средств, находящихся на счете Организации. В соответствии с Перечнем допускаемых расходов получатель гранта может компенсировать расходы на билеты, проживание в гостинице и т. д., в том числе «суточные». При этом «суточные» в отчете Фонду, также как в первом случае, будут учтены по статье «Компенсация трудозатрат».
Отчет о командировке работник (получатель гранта) представляет Организации по правилам, действующим в Организации.
Письма Минфина об учете грантов РФФИ (Сизонова О.)
Между грантодателем — ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ), грантополучателем (физическое лицо) и организацией заключен трехсторонний договор.
По условиям данного договора РФФИ как грантодатель направляет средства гранта для выполнения работ по проекту на счет организации, которая производит расчеты с грантополучателем, в том числе перечисляет из средств гранта денежные средства на компенсацию его трудозатрат.
Минфин в письме пояснил порядок обложения страховыми взносами таких выплат. Если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.
Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации, то обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат возникает у организации, производящей данные выплаты.
В случае если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя — физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг соответственно с организацией или грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.
Трудовые проверки становятся новыми налоговыми.
Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников. Станьте гуру кадрового учета.
Сейчас наш по заполнению кадровых документов со . Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.
Успейте купить (). «». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.
Рекомендуем прочесть: Что дает статус малоимущего в городе красноярске
В таком случае выплаты средств за счет гранта производятся его участникам в рамках трудовых отношений в виде окладов, надбавок, премий, доплат и т.д., поскольку работодателем и заказчиком работ для таких сотрудников является само учреждение.
Начисление заработной платы из средств гранта осуществляется по общей схеме, то есть на основании приказов, суммы выплат включаются в расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в том числе за счет средств гранта и т.д.
Финансирование грантов РФФИ ведется по отдельному источнику, как правило, по коду финансового обеспечения (КФО) «5», то есть как целевые средства. В целях контроля использования средств гранта в используемом ПО на каждый грант создается своя отдельная аналитика, чтобы учитывать поступления и затраты денежных средств каждого проекта отдельно.
Это важно, так как учреждение даже из одного источника, например РФФИ, может получать средства по нескольким грантам одновременно.
На рисунке 1 приведен пример создания отдельной статьи финансирования для гранта РФФИ в «1С»:
Выполнение работ сотрудниками по гранту осуществляется в пределах рабочего времени. Учет рабочего времени осуществляется с помощью табеля рабочего времени (ф. 0504421).
Если учреждение является только «площадкой» для реализации целей гранта физическим лицом, получившим грант, то такое учреждение лишь обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты, в том числе с участниками гранта, по поручению его руководителя.
Отметим, что в данном случае именно руководитель гранта является заказчиком работ (услуг) учреждения. При этом отношения учреждения и грантополучателя являются гражданско-правовыми, а возникающие в период выполнения гранта вопросы, не урегулированные документами грантодателя(например, РФФИ), оформляются дополнительными договорами.
Обратите внимание! Трудовые отношения между учреждением и получателем гранта в рамках реализации гранта не возникают.
Однако, если подобные отношения между участниками гранта, в том числе его руководителем, и учреждением существуют в рамках выполнения должностных обязанностей по основной деятельности, то выполнение работ по гранту осуществляется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.
Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением как работодателем работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором.
Трудовых отношений здесь не возникает, поэтому за выполнение работ по гранту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.
В этом случае основанием для выплаты денежных средств за счет гранта является записка или иное письменное распоряжение руководителя гранта.
На основании такой записки учреждение издает приказ на выплату денежных средств, который является для бухгалтерии основанием для начислений соответствующих денежных сумм. Выплачиваемые физическим лицам суммы квалифицируются, в частности, РФФИ как компенсация трудовых затрат.
На рисунке 4 представлен пример начислений компенсации трудовых затрат за счет грантов РФФИ сотрудникам, работающим в организации, но выполняющим работы по проекту гранта за рамками трудовых отношений.
К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде полученных грантов.
Гранты: подводные камни для бухгалтера
Вопрос: Наша организация получила грант. Уже предоставили грантодателям два квартальных отчета.Какими проводками оформляется получение и расходование грантов.? 1. Грантодатель — Общественная оргнизация2.
Грант предоставлен для реализации социального проекта Я -гражданин (суть проекта, выявить активных граждан с помощью СМИ и по итогам их наградить)3.
В договоре гранта есть смета, в пределах которой мы должны реализовать проект.
Внимание Денежные средства выдаются на з/п руководителя проекта, бухгалтера, а также расходы на СМИ, подарки итд.4. режим налогообложения грантополучателя УСН 6%. Интересует как налоговой и бухгалтерский учет. Ответ Относительно бухгалтерского учета Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, поступивших от других организаций, предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
Почти во всех случаях, когда Проект на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана Организация, которая предоставит условия для выполнения Проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят.
Последнее обстоятельство связано с тем, что исследования по такому проекту (представленному физическим лицами), не могут входить в основную деятельность Организации, т.е. Организация не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:
— организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям Руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами,
— получатель гранта является заказчиком работ (услуг) Организации.
Получатель гранта оплачивает услуги Организации (до 20 процентов от суммы гранта).
Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются организацией (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.
Трехсторонний договор получателя гранта, Организации и Фонда предусматривает возможность для получателя гранта распорядиться денежными средствами (грантом) которые находятся на счете Организации, в том числе получить все или часть денежных средств на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации), поручить Организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.
Получатель гранта и Организация имеют возможность заключить любые другие договоры (как равноправные участники гражданско-правовых отношений) для урегулирования своих отношений.
Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки
Вопрос: Наша организация получила грант. Уже предоставили грантодателям два квартальных отчета.Какими проводками оформляется получение и расходование грантов.? 1. Грантодатель — Общественная оргнизация2. Грант предоставлен для реализации социального проекта Я -гражданин (суть проекта, выявить активных граждан с помощью СМИ и по итогам их наградить)3.В договоре гранта есть смета, в пределах которой мы должны реализовать проект.
Внимание
Денежные средства выдаются на з/п руководителя проекта, бухгалтера, а также расходы на СМИ, подарки итд.4. режим налогообложения грантополучателя УСН 6%. Интересует как налоговой и бухгалтерский учет. Ответ Относительно бухгалтерского учета Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, поступивших от других организаций, предназначен счет 86 «Целевое финансирование».
Бухгалтерские проводки при получении денежных средств по гранту
Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту. Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления. Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ
- Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
- ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
- При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается.
Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.
Сколько «стоит» грант
В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.
Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).
Таблица 1. Смета расходов по гранту
Наименование статьи расхода | Стоимость по смете, руб. |
Материальные расходы, в том числе: канцтовары расходные материалы учебные материалы сертификаты о повышении квалификации |
5000 1000 1000 2500 500 |
Аренда учебных аудиторий | 100 000 |
Интернет-сопровождение программы | 5000 |
Заработная плата администратора и ЕСН | 50 000 |
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей | 150 000 |
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН | 40 000 |
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов | 50 000 |
Итого | 400 000 |
Учет грантов плательщиками ЕСХН
О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.
Условие | Гранты | Субсидии |
Назначение | Согласно ограниченного перечня, указанного в НК РФ | Назначение программы произвольное |
Грантодатели | Строго ограниченный список | Не ограничен законодательством |
Раздельный учет | Обязателен | Необходим, но не обязателен |
Отчетность лицу, предоставившему средства | Обязателен | По согласованию сторон |
Налогообложение | Не являются доходом | Являются внереализационным доходом |
Субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально доходам, произведенным в рамках целевого финансирования. По итогам второго периода разница подлежит налогообложению. В организации необходимо вести раздельный учет.
Вначале определяют условия конкурса. В них входят тематические, финансовые (то есть, количество денег на проект) и иногда возрастные ограничения, требования к составу коллективов и тому подобное. В международных проектах прибавляются требования к зарубежному коллективу. Сейчас деньги по ним выдают «билатерально» — соответствующие части совместной заявки независимо финансируют российский и зарубежный фонды.
До установленного дедлайна проекты поступают в созданную онлайн-систему подачи заявок, а их бумажные версии направляются в фонды. На первом этапе очень маленькую часть заявок снимают по формальному признаку — например, из-за ошибок в оформлении документов. Затем заранее назначенный фондом совет по конкретному конкурсу или выделенная из него инициативная группа начинает подбирать экспертов для оценки заявок. Эксперты подбираются полуавтоматически из списка кандидатов по тематическим областям (имеются специальные классификаторы с кодами) и по ключевым словам, которые указали авторы заявки. Потенциальным рецензентам — их обычно от двух до пяти на каждую заявку в зависимости от конкурса — направляют запрос на доступ к материалам в специальной системе экспертизы. Если эксперт согласится оценивать проект, то должен это сделать в течение определенного времени. Экспертиза оплачивается, но достаточно скромно, поэтому для тех, кто ее делает, это сродни общественной нагрузке.
По каждой заявке эксперт заполняет анкету, разработанную фондом, которая дает сумму баллов, а в конце пишет рецензию, предоставляемую авторам заявки, и еще ставит оценку проекту в целом, примерно по школьной четырехбалльной шкале.
Когда по всем проектам, поданным на конкурс, проведена экспертиза, для окончательного решения собирается упомянутый выше — обычно тематический, то есть только по биологии, химии и т.д., — совет. Его члены, как правило, сами выступают в качестве наиболее активных экспертов. Так как заявок обычно много, а решающее заседание только одно, совет обычно ориентируется на оцененный заранее проходной балл, полученный при усреднении результатов экспертизы. Проходной балл, очевидно, определяется размером гранта и общим бюджетом, который фонд готов потратить по данному конкурсу. Совет, по сути, необходим, чтобы рассмотреть сложные случаи (например, когда оценки экспертов сильно расходятся) и тогда вероятно выявить конфликт интересов. По конкурсам обычно формируется небольшая часть заявок с «полупроходным» баллом, среди которых на совете коллегиально выбирают лучшие и тоже поддерживают. Моя практика показывает, что в 90% случаев оценки экспертов очень близко сходятся. Остальные случаи как раз требуют внимания участников совета, чтобы в реальном времени решить, что с ними делать.
Нобелевская премия за полмиллиона рублей
Часто приходится встречаться с хорошо написанными и спланированными заявками, но совершенно невозможными, если сравнить объемы работы и количество выдаваемых денег. Многие гранты очень скромные, например, массовый конкурс РФФИ с литерой «а» выдает в этом году по 700 тыс. руб. Конечно, это очень мало, но верхний предел одного гранта, как правило, известен заранее. Подаются заявки, где стоимость одних реагентов в несколько раз превосходит верхний предел финансирования! Такое достаточно строго штрафуется при оценке, даже если написан прекрасный по всем другим признакам проект. Ведь нельзя же сделать исследование на Нобелевскую премию за полмиллиона рублей! Не стоит также механически переносить проигранную заявку на другой конкурс, если объем финансирования грантов между конкурсами сильно различается. Это заметит эксперт и снизит баллы.
Другая похожая ошибка при описании работы — неконкретное описание объема работ. Например, люди пишут, что образцы плазмы крови от пациентов больных такой-то болезнью будут сопоставлены с образцами от здоровых людей, а сколько пациентов они будут привлекать в исследование, не указывают. Это хитрость, потому что когда ничего точно не указываешь, с тебя взятки гладки. Тем не менее такой план работ эксперт не одобрит. Потому что 10 тысяч пациентов — это статья в условный Nature , а 5 человек — это уже вопрос к проекту.
Бухгалтерский учет операций
Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 , от 24.07.2015 № 02‑07‑10/42728 (далее — Письмо № 02‑07‑10/42612, Письмо № 02‑07‑10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.
Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:
*
Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.
Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).
С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.
В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:
Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).
По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта — 200 000 руб.
В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом: