Действия при отказе в регистрации ООО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действия при отказе в регистрации ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?
Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:
- в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
- если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.
Чаще всего в регистрации ООО инспекция отказывает из-за проблем с документами. Однако именно от отказа по этой причине проще всего застраховаться. Если вы подаете документы на регистрацию в налоговую, инспектор сразу их проверит и укажет на недочеты. Иногда незначительные нарушения можно устранить прямо в инспекции и подать в тот же день. Учтите, что этой возможности не будет, если вы подаете документы другим способом — через МФЦ, по почте или в электронном виде.
В регистрации ООО могут отказать по следующим причинам:
- Проблемы с юридическим адресом. Самая частая претензия инспекторов — это адрес массовой регистрации, проверьте свой адрес по базе на сайте ФНС и, если обнаружите его в списке таких адресов, будьте готовы доказывать, что адрес не фиктивный. Если вы арендуете юридический адрес без помещения и выяснили, что он в черном списке инспекции, лучше его сменить до регистрации. Другие возможные проблемы — это адрес несуществующего, разрушенного или недостроенного здания, госучреждения и т.п.
- Вид деятельности, которым вы не вправе заниматься. Для ООО запрещены операции с авиационной и военной техникой, химическим оружием, взрывчатыми веществами, некоторой пиротехникой, частная охранная деятельность, работы в сфере промышленной безопасностью и пр. Если вы сомневаетесь, разрешена ли выбранная вами сфера для ООО, уточните это в инспекции заранее
- Руководитель или учредитель не имеют права вести предпринимательскую деятельность. Учредителями ООО не могут быть государственные и военнослужащие, несовершеннолетние граждане и компании на стадии ликвидации. Кроме того, запрет на ведение бизнеса может быть наложен судом. Полный список требований к учредителям и директорам можно посмотреть в ст. 23 Закона «О государственной регистрации». Некоторые из возможных оснований для отказа можно устранить и подать документы на регистрацию заново: например, уволиться с госслужбы или получить судебное решение о полной дееспособности несовершеннолетнего.
- Несоответствие названия компании закону. Отказать в регистрации могут, если название содержит нецензурные и аморальные выражения, в нем есть названия государств или госорганов, фигурирует слово «Олимпиада» и есть иностранные заимствования. Учтите, что если вы выбрали название на иностранном языке, обязательно должно быть и полное наименование на русском
- Нарушение порядка подачи документов. Обычно это неправильно выбранная инспекция (уточняйте заранее, какая налоговая будет для вас регистрирующей) и неправильно подписанное или заверенное заявление. Учтите, что заявление на регистрацию должны подписать все учредители в присутствии инспектора. Если кого-то из учредителей нет в момент подачи заявления, его подпись нужно заранее заверить у нотариуса
-
Недочеты в документах:
- Ошибки, опечатки и исправления в заявлении Р11001
- Недействительный бланк. Используйте тот, который установлен Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 г.
- Неполный пакет документов. В обязательном порядке нужно подать устав, заявление, решение или протокол о создании ООО, оплаченную квитанцию
- Неправильно оплаченная пошлина. Внимательно проверяйте реквизиты для оплаты, они должны относиться именно к вашей инспекции или МФЦ. Если учредителей несколько, каждый оплачивает свою часть пошлины
Комментарии к ст. 51 ГК РФ
Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
— документ об уплате государственной пошлины.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:
— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Образец заявления жалобы на отказ в регистрации ООО
В Арбитражный суд Свердловской области
Заявитель: С.
адрес: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая
Заинтересованное лицо:
Инспекция Федеральной налоговой службы
по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга
адрес: 620062 г. Екатеринбург, ул. Хомякова, 4
Заявление
об обжаловании отказа в государственной регистрации юридического лица
Учредителями общества с ограниченной ответственностью протоколом № 1 общего собрания учредителей принято решение об учреждении ООО с определением его местонахождения: г. Екатеринбург, ул. Репина.
Учредителем общества в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга представлено заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица – общества при создании. Подпись учредителя, которым подтверждена достоверность сведений, представленных в регистрирующий орган, засвидетельствована нотариально. В заявлении указан адрес места нахождения юридического лица, соответствующий адресу, указанному в протоколе общего собрания учредителей. Одновременно с заявлением в уполномоченный орган представлены документ об уплате государственной пошлины, протокол о создании юридического лица, устав. Документы налоговым органом были приняты, присвоен входящий номер 3644.
Решением ИФНС по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица по следующим основаниям:
- В документах, представленных для государственной регистрации, отсутствует указание на конкретное помещение 3-х этажного административного здания, что не позволяет точно идентифицировать место нахождения юридического лица и в дальнейшем осуществлять связь с ним.
- В связи с тем, что учредителями юридического лица выступают два физических лица, то они в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должны выступать заявителями при государственной регистрации. Представленное заявление о государственной регистрации юридического лица подписано только одним из учредителей.
Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона
Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:
- понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
- иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).
Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.
Надо только учитывать, что организация-правообладатель фирменного наименования, зарегистрированная ранее, потом может через суд потребовать сменить название, если ООО-тёзка работает в той же сфере.
Повторная регистрация ООО
Получив на руки решение об отказе необходимо точно выявить допущенные ошибки, повлиявшие на отказ, чтобы при повторной подаче документов на регистрацию не допустить подобного. Выявить нарушения можно из полученного решения, если этого будет недостаточно, необходимо обратиться к инспекторам для получения подробной информации о допущенной ошибке, в противном случае допущенная ошибка повторится и Вы повторно получите отказ.
Учтите, в случае допущенной ошибки при регистрации ООО и вынесения отказа оплаченная госпошлина в размере 4 000 не возвращается, при повторной регистрации необходимо повторно ее оплачивать, а также оплачивать услуги нотариуса, стоимость услуг нотариуса для заверения подписи в среднем 1 200 — 1 500. Также налоговая не возвращает пакет документов, который тоже придется вновь формировать и подавать на регистрацию.
Налоговая откажет в регистрации, если при приеме документов обнаружит такие ошибки:
- неверно оформлено заявление
- использована старая форма
- комплект документов неполный
- не оплачена госпошлина или оплачена по неправильным реквизитам
- нет разрешения для несовершеннолетнего на регистрацию ООО
- заявление не подписано или подписано, но не заявителем
- учредитель обратился не в ту инспекцию
- в заявлении указано заведомо ложные сведения относительно адреса (в основном это адреса массовой регистрации) или учредителей
Сотрудник ФНС проверит документы на отсутствие основных ошибок и сразу откажет в приеме, если они есть. При других способах подачи заявления на регистрацию этой возможности не будет. Тогда налоговая откажет уже после поступления в ФНС бумаг.
Кроме очевидных причин, из-за которых документы не примут при подаче, можно выделить следующие основания, по которым налоговая откажет в регистрации уже после принятия документов:
- Название организации нарушает действующее законодательство. Это может быть связано с его противоречием нормам морали, присутствием производных слов от названий государств, органов местного самоуправления, общественных организаций, слова «Олимпиада», наличием иностранных заимствований, отсутствием названия на русском языке.
- Учредитель или директор ООО был дисквалифицирован и не имеет право быть учредителем/директором. Например, об этом есть решение суда. Или директор имеет отношение к массовым регистрациям. Также не может быть учредителем юр. лицо на стадии ликвидации.
- Проблемы с юридическим адресом. Документы, подтверждающие адрес, не входят в список обязательных. Однако без них ФНС может отказать в регистрации. Если бизнес подлежит лицензированию, нельзя использовать для юридического адреса жилое помещение.
- В качестве основного вида деятельности заявлен запрещенный для ООО. Например, производство лекарств, частная охранная деятельность, производство и продажа взрывчатых материалов, трудоустройство россиян за пределами РФ, космическая деятельность и другие виды.
Отказ в государственной регистрации
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1 , пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона (например, не утратила силу регистрация физического лица);
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов, если она обязательна;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа. Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве юридических лиц;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения юридического лица;
(в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица и так далее.
В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
а) ФИО на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) пол; в) дата и место рождения; г) гражданство; д) место жительства в Российской Федерации;
е) данные основного документа, удостоверяющего личность;
ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.
Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату.
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:
— непредставление определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
На практике учредителям и заявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органов представить дополнительные документы для государственной регистрации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены перечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации. Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительных документов может быть признан незаконным.
Об этом говорит и арбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу №Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят из того, что перечни документов представляемых для государственной регистрации исчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.
Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушением установленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).
Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Ответственность регистрирующего органа.
Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Гражданская ответственность.
Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).
Уголовная ответственность.
В соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.
Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.
Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Административная ответственность.
В ст.12 Закона №129-ФЗ отсутствуют положения, касающиеся документов, подтверждающих юрадрес. Однако если адрес будет признан недостоверным, то это может послужить причиной для отказа в регистрации ООО.
Чтобы избежать этого, необходимо представить гарантийное письмо на помещение или согласие собственника помещения на регистрацию ООО в жилом помещении. При этом прикладывается документ, являющийся подтверждением права собственности лица на недвижимость. Это может быть копия свидетельства собственности или выписка из ЕГРН.
Несоответствие требованиям законодательства фирменного наименования
Требования к названию ООО перечислены в ст.1473 ГК РФ. В этой же статье указаны ограничения. Например, нельзя использовать официальные наименования других государств и российских органов госвласти.
В отношении уникальности названия компании ограничений нет. Однако компания, являющаяся правообладателем названия, которая была зарегистрирована ранее, вправе потребовать изменения названия позднее созданной компании, если это наименование абсолютно идентично, и компания осуществляет деятельность в той же сфере.
Когда причина — ошибки заполнения документов
Очень часто отказ в регистрации ООО вызван совершенно простыми причинами, устранить которые не сложно.
Причины ошибок при составлении документов | В чем заключаются |
Невнимательность | · опечатки, ошибки в правописании в заявлении;
· неверное указание адреса; · ошибки в кодах; · неверно отраженные паспортные сведения |
Несоблюдение требований | · не представлены все необходимые документы;
· заявление на регистрацию подписано лицом, которое не уполномочено на регистрацию ООО; · бланк заявления устарел; · не все обязательные сведения внесены в документы. |
Нарушение сроков | даты подписания заявления не соответствуют дате принятия решения или подачи документов |
Непоследовательность | · отсутствие в документах подписей, печатей или нотариального заявления в случае, когда это обязательно по закону;
· заполнение заявления разными чернилами или частично от руки, а частично на компьютере; · неправильное оформление документов, состоящих из более чем 1 листа (листы не прошиты, не пронумерованы); · ошибки в квитанции на оплату госпошлины (в названии ООО, реквизитах и т.д.) |
Сдали документы не в ту налоговую инспекцию
Основание — п. б) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ
ООО регистрируют в налоговой инспекции по месту нахождения юридического адреса. Про юрадрес мы все рассказали в предыдущем разделе.
Есть регионы, где фирмы регистрирует районная налоговая. Тогда пакет документов сдают в налоговую района, где будет юрадрес с директором. Найти свою инспекцию можно в сервисе Определение реквизитов ФНС.
Но в некоторых регионах созданы Единые регистрационные центры — это когда документы на регистрацию юрлиц принимает только одна конкретная налоговая. В этом случае надо сдавать пакет именно в единый центр, а не в районную инспекцию.
Ещё налоговая откажет, если директор прописан в одном городе или районе, а ООО планирует работу в другом. Но подали по месту предполагаемого ведения деятельности.
Как узнать и где посмотреть причину отказа?
Точная причина отказа в регистрации указывается в Решении об отказе, которое готовится в течении трёх рабочих дней налоговым органом, с обязательным указанием нарушения — причины отказа. Способ получения Решения зависит от способа подачи документов:
- Самостоятельная подача документов или через представителя. Решение направляется тем способом, который указывался в заявлении (форма Р11001, лист Н, страница 3) или, если таковая информация не указана, письмом на почтовый адрес.
- При регистрации через МФЦ (многофункциональный центр). Решение можно забрать в том же центре, где подавали заявление.
- Если подавали через Интернет с помощью ЭЦП, то решение Вам пришлют на электронную почту.
Процедура смены места нахождения юридического лица
C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.
СМЕНА ЮР. АДРЕСА ООО
2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).
С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).
По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).
Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»
Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.
Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).
Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.
Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).
Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).
А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).
Данная норма также действует с 31.03.2015 г.
Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.