Прокурор, его процессуальное положение в различных стадиях уголовного процесса.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурор, его процессуальное положение в различных стадиях уголовного процесса.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

Прокуратура
представляет собой единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору РФ. Правовой статус прокурора
в гражданском процессе определяется,
прежде всего, в соответствии с Конституцией
РФ, ГПК и Федеральным законом «О
прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура
осуществляет надзор
за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации.
Прокуратура РФ выполняет и иные
функции
, установленные
федеральными законами.

В гражданском
процессе прокуроры в соответствии с
процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в
рассмотрении дел судами, а также приносят
апелляционные, кассационные и надзорные
представления на судебные решения и
определения.

Участие
прокурора в гражданском процессе
способствует
осуществлению целей правосудия

при соблюдении принципа независимости
судей и подчинения их только закону.

Участвуя в гражданском процессе, прокурор
защищает
интересы законности, права и интересы
граждан и организаций. Главный акцент
в процессуальной деятельности прокурора
смещен на защиту государственных и
публичных интересов.

Прокурор не должен
подменять в судебном процессе самих
частных лиц — участников гражданского
оборота.

Прокурор
отнесен к числу лиц,
участвующих в деле
.
Соответственно, прокурор, как и другие
лица, участвующие в деле, вправе изменить
основание или предмет поданного им
заявления.

Прокурор также вправе
возбудить апелляционное и кассационное
производство (путем принесения
апелляционного или кассационного
представления), надзорное производство
(путем подачи представления), подать
заявление о пересмотре решения,
определения или постановления по вновь
открывшимся обстоятельствам.

Формы
участия прокурора в гражданском процессе:

1) инициативная
— возбуждение гражданского дела в суде
первой инстанции или возбуждение
последующих стадий гражданского
процесса. Данная форма участия прокурора
характеризуется тем, что прокурор
возбуждает гражданское дело путем
обращения с заявлением в суд от
своего имени, но в интересах других лиц
;

2) надзорная
— вступление в уже начатое дело. Вступая
в уже начатое дело, прокурор реализует
функцию надзора в смысле наблюдения за
поведением участников судебного
разбирательства с целью выявления
правонарушений и их предупреждения.

  • При этом
    каждая форма участия прокурора в
    гражданском процессе и на каждой стадии
    гражданского процесса характеризуется
    определенными особенностями.
  • На любой
    стадии процесса и в любой форме прокурор
    защищает в суде не собственные, а
    государственные и публичные интересы,
    а также интересы других или неопределенного
    круга лиц.
  • Основания
    участия прокурора в гражданском
    судопроизводстве:
  • 1. Собственная
    инициатива

    прокурора, который вправе по своему
    усмотрению возбудить дело или производство
    либо вступить в уже начатое дело с целью
    наблюдения за ходом судебного
    разбирательства;

2. Прямое
указание закона
.

Инициатива
прокурора является основанием его
участия в гражданском деле как в
надзорной, так и в инициативной форме.

Данное основание означает, что прокурор
самостоятельно
определяет

необходимость обращения в суд с иском,
заявлением, представлением (инициативная
форма) либо изъявляет желание вступить
в уже начатое дело с целью наблюдения
за ходом судебного разбирательства
(надзорная форма).

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном уголовном судопроизводстве

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного судопроизводства – это особая отрасль прокурорского надзора, предметом которой является специфический вид государственной деятельности специально уполномоченного органа (прокуратуры), осуществляющего надзор от имени государства. Заключается таковой в постоянном и непрерывном внешнем наблюдении за точным и единообразным соблюдением и исполнением федеральных законов и подзаконных актов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, выявлении допущенных ими нарушений и их устранений в целях защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства и использовании предоставленных уголовно-процессуальным законом средств для их устранения.

Одним из наиболее приоритетных направлений прокурорского надзора, называемых нередко его отраслью, является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Характерным признаком этого надзора является то, что в отличие от не менее важного надзора за исполнением законов (общий надзор) он реализуется в уголовно-процессуальной форме, осуществляется в установленном порядке и при определенных условиях, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Для осуществления этого вида надзора прокурор наделен властными и распорядительными полномочиями. Анализ полномочий прокурора в досудебном производстве свидетельствует о том, что для прокурорского надзора существуют не только собственно-процессуальные отношения, но и отношения управленческого характера. Именно поэтому прокурор осуществляет одновременно надзор как за исполнением законов, так и за решением задач досудебной подготовки материалов по уголовным делам о совершенных или готовящихся преступлениях.

Как известно, прокурорский надзор в досудебном производстве представляет собой особую и высшую форму государственного контроля, является своего рода вершиной его пирамиды. Поэтому прокуратура фактически в этом отношении выступает в качестве органа консолидирующего действия ведомственного процессуального контроля в лице руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, направленные на устранение, предотвращение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, интересов организаций, общества и государства, достижение эффективного взаимодействия, слаженной и результативной работы по выявлению правонарушений, предупреждению преступных проявлений и противоправных действий.

Одной из основных целей практической деятельности прокуратуры является обеспечение единства и укрепление законности. Укрепление законности в досудебном производстве при помощи обеспечения средствами прокурорского надзора выражается в целенаправленном воздействии прокуратуры на практику исполнения законов участниками процесса, обеспечения ими единообразия в понимании закона.

Важно подчеркнуть, что законность в досудебном уголовном судопроизводстве – это мощный организующий и дисциплинирующий фактор, требующий точного и неуклонного соблюдения государственной дисциплины со стороны всех участников. Конституция Российской Федерации одновременно требует от своих граждан соблюдать закон, так как иначе будут нарушены права и свободы других граждан, интересы общества, государства. Это требует усиления контрольных функций в досудебном производстве со стороны руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. При этом контролирующие органы также строго и неукоснительно должны исполнять закон.

Судебный контроль за исполнением законов в досудебном уголовном судопроизводстве

Судебная власть является составной частью государственной власти на территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством помимо осуществления правосудия на суд возложен целый ряд контрольных функций досудебного производства по отношению к деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие.

Расширение такого рода юрисдикции связано с гуманизацией и справедливостью отечественного уголовного судопроизводства и объясняется тем, что суд – более беспристрастный и надежный гарант защиты прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях, чем прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Судебный контроль за исполнением законов в досудебном производстве – это специфическая уголовно-процессуальная деятельность, направленная на обеспечение соблюдения в уголовном судопроизводстве конституционных прав и свобод участников процесса, недопущение их нарушения, восстановления незаконно и (или) необоснованно нарушенных конституционных прав, позволяющая своевременно выявить и устранить следственные ошибки органов предварительного расследования.

В настоящее время судебный контроль за процессуальными решениями и действиями дознавателя, следователя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора, других должностных лиц осуществляется в двух формах.

Первая форма (предварительный контроль) заключается в судебном санкционировании процессуальных решений (действий), реализация которых сопряжена с существенным ограничением конституционных прав и свобод граждан.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Группы Прокуратура Рязанской области

2 июля 2021 в 16:25

Автор: Прокуратура Рязанской области

Войдите на сайт, и вы сможете вступить в группу.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Читайте также:  Все изменения, которые должен учесть бухгалтер в 2023 году

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия

Прокурор

– должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

Прокурор в досудебном производстве

  • Что делать, если вызвали на допрос?
  • Запросили документы?
  • Пришли с обыском?
  • Арестовали?
  • Задержали?
  • Доставили в отдел?

Введение.

1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

2. Участие прокурора на досудебном производстве.

  • 2.1. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона органами осуществляющими дознание и предварительное следствие в Российской Федерации.
  • 2.2. Предмет прокурорского надзора.
  • 2.3. Полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования.

3. Участие прокурора в судебном производстве.

  • 3.1. Принципы поддержания государственного обвинения.
  • 3.2. Структура поддержания государственного обвинения.

Заключение.

Список использованной литературы.


Актуальность темы исследования. В настоящее время прокуратуру считают государственным органом, обладающим особым правовым статусом, большинство специалистов сходятся на точке зрения, согласно которой органы прокуратуры нельзя в полной мере отнести ни к одной из ветвей государственной власти, в связи с чем исследованию правового положения работников прокуратуры и функций, которые они осуществляют в связи с выполнением своих служебных полномочий в правовой науке традиционно отводится одно из значительных мест. Прокурор выполняет ряд важных процессуальных функций, приоритетными из которых считаются контрольные функции и обвинительные функции. Именно обвинительные функции реализуются прокурорами в полной мере в процессе участия их в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Однако, несмотря на тот факт, что в настоящее время правовой статус прокурорских работников довольно детально урегулирован федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним Приказами Генерального Прокурора РФ, в практической деятельности прокуроров все еще существует ряд проблем, которые весьма ярко проявляются как раз на стадии участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

Во-первых, подержание государственного обвинения – ключевая функция прокурора в стадии уголовного разбирательства на практике сталкивается с рядом трудностей. Дело в том, что основой государственного обвинения служит обвинительное заключение, составляемое на досудебных стадиях уголовного разбирательства, зачастую составление данного акта и поддержка его в суде осуществляется разными работниками, в связи с чем и возникают практические проблемы. Не обходимо выработать меры по устранению данных коллизий.

Во-вторых, определенной спецификой обладает процесс участия прокурора в делах частного обвинения и делах, рассматриваемых в особом порядке. В рамках настоящего исследования представляется актуальным рассмотреть специфику работы прокурора в указанных процедурах и выработать меры по совершенствованию прокурорской деятельности в рамках судебного процесса.

Степень научной разработанности темы. Теоретической основой исследования выступили современные научные работы, рассматривающие процессуальное положение прокурора и формы его деятельности в судебных стадиях уголовного процесса. Среди авторов, чьи работы явились основой настоящего выпускного квалификационного исследования, можно выделить следующих: Бабкова Г., Буцковский Н., Бессарабов В.Г., Кирилловых А.А., Тушев А.А., Мыцыков А.Я., Безлепкин Б.Т., Крюков В.Ф., Рыжаков А.П., Трушев А.А., Курочкина Л.А., Тарасов А.А., Масленникова Л.Н. и др.

Цель настоящей работы заключается в анализе процессуального положения и форм участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса.

В рамках работы поэтапно решаются следующие задачи:

  • 1. Описать статус прокурора в уголовном процессе.
  • 2. Описать особенности участия прокурора в досудебном производстве по делу.
  • 3.Описать полномочия и задачи прокуроора в судебном рассмотрении дела.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между прокурором и иными участниками уголовного производства в процессе вступления их в процессуальных отношения в рамках судебного разбирательства.

Предметом исследования являются нормативно-правовые нормы, регулирующие процессуальный статус прокурора как участника уголовного процесса.

Эмпирической базой работы выступают материалы правоприменительной практики и нормативные акты.

Процессуальное положение прокурора, следователя, потерпевшего

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Читайте также:  Как купить баллы для пенсии в 2023 году и сколько это стоит

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Статья 221 УПК РФ. Решение прокурора по уголовному делу

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 УПК РФ.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами – важнейшее направление деятельности органов прокуратуры. Статья 246 УПК Российской Федерации обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и в делах, которые рассматривают мировые судьи. Данные уголовные дела рассматриваются по единым правилам, которые зафиксированы в УПК Российской Федерации.

К функциям прокурора также принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. В российском уголовном судопроизводстве с одной стороны, прокурор выступает, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, а с другой – как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. То есть, можно сделать вывод, что на любой стадии рассмотрения уголовного дела судом прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, должен выполнять и свою правозащитную функцию.

Прокурор, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, также осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием в ходе предварительного расследования преступления, однако, он не имеет никакого права возбуждать уголовное дело или прекращать его производство, если происходит нарушение уголовного или уголовно-процессуального законодательства.

Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности прокурора, претерпели большое количество изменений, в том числе касающихся стадии возбуждения уголовного дела. Отсутствие у прокурора права на возбуждение уголовного дела, это одно из самых существенных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, влияющее на статус прокурора в уголовном процессе. Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора полномочия по надзору за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, что привело к лишению эффективных средств реагирования на факты выявленных прокурором нарушений законности посредством возбуждения уголовного дела. «Предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, которая осуществляется путем обращения к органам расследования, а не самостоятельно, что демонстрирует снижение статуса прокурора» [2, с.22].

В ходе случившихся изменений, учеными и практиками выявлено, что необходимо вернуть прокурору ранее имевшиеся у него полномочия на возбуждение уголовного дела. В трудах Д.А. Ережепалиева установлено, что отсутствие у прокурора полномочия возбуждать уголовные дела не соответствует положениям ч. 1 ст. 155 УПК РФ. Из данной нормы следует, что прокурор при поступлении к нему материалов от дознавателя вправе принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ, то есть возбудить уголовное дело [5, с. 85]. Возвращение ранее упраздненных полномочий прокурору в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» следует рассматривать как положительную тенденцию, но явно недостаточную, которая способна радикальным путём укрепить законность на стадии возбуждения уголовного дела и предотвратить неоправданную волокиту при устранении нарушений законности [6, с.102], а это, по мнению Ережепалиева, показывает об отсутствии обоснованной концепции реформирования прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса [7, с.3].

Существует и другая точка зрения на произошедшие изменения объема полномочий прокурора и функциональной направленности его деятельности в ходе предварительного следствия. Так, по мнению Е. А. Буглаевой, эти изменения, а также реформирование органов прокуратуры оправдывают себя, об этом показывает повышение качества прокурорского надзора и предварительного следствия. По её мнению, такая тенденция, обусловлена тем, что проводимые реформы определили новые акценты в деятельности прокуратуры. В частности, прокурор в уголовном судопроизводстве ориентирован на приоритетное осуществление надзорных функций [8, с.13].

Читайте также:  Льготы на электричку для студентов в 2023 году

Думается, что происходящие изменения в статусе прокуратуры, действительно, подчеркивают роль прокуратуры как надзорного органа, тем не менее, они вряд ли способствуют надлежащему надзору за соблюдением законности. Так, О. С. Капинус отметил, что существенное сокращение объема полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия нисколько не способствовало улучшению защиты прав граждан, а напротив, ухудшилось состояние законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства [9, с.22].

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), ставшее с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, неоднозначно воспринято научным сообществом.

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

Исключением является, когда вынесенный приговор:

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

  1. § 1. Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам
  2. Постановление о приостановлении и прекращении производства по уголовному делу (п.16 ч.2 ст.37 УПК РФ)
  3. § 2. Общая характеристика УПК РФ. Структура УПК
  4. 4. Критерии допустимости психологического воздействия при производстве следственных действий и надзор прокурора за соблюдением требований ч.3 ст.20 УПК.
  5. II.4.1. Понятие, задачи и сущность прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Соотношение надзора и уголовного преследования в деятельности прокурора.
  6. § 2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  7. § 3. Предварительное расследование по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  8. § 2. Некоторые проблемы применения нормы об освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим 1. О необходимости закрепления примирения с потерпевшим по делам частного обвинения в Уголовном законе.
  9. III.6. ОКАЗАНИЕ ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ*
  10. § 1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
  11. § 5. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам
  12. 3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами
  13. § 6. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела и его обжалования прокурору и в суд
  14. Бесплатная правовая помощь по уголовным делам.
  15. § 3. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору
  16. Глава 17
    Психология судебной деятельности по уголовным делам
  17. ГЛАВА 40 ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  18. ГЛАВА 11. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕРАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ*
  19. §1. Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

На этом этапе главными обязанностями является:

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Досудебное урегулирование арбитражных споров и его преимущества

Досудебное урегулирование арбитражных споров подразумевает попытки договориться с контрагентом перед обращением в суд. Процедура досудебного урегулирования арбитражных споров проводится самостоятельно или с привлечением финансового уполномоченного, медиатора.

Досудебное урегулирование арбитражных споров имеет ряд преимуществ:

  1. Быстрое разрешение спорной ситуации. Если оппонент идет на встречу, то урегулировать вопрос можно за 2-3 дня. На рассмотрение дела уходит до нескольких месяцев.
  2. Для составления претензии, не нужно быть опытным юристом.
  3. При мирном урегулировании не придется платить государственную пошлину, нанимать адвоката.

Прокурор в досудебном производстве

1. Настоящая Инструкция по организации надзора процессуальным прокурором (далее — Инструкция) детализирует организацию надзора процессуальным прокурором по конкретному уголовному делу в соответствии со статьей 193 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — УПК).

2. В органах прокуратуры функции процессуального прокурора осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители, старшие помощники и помощники, Главный военный и Главный транспортный прокуроры Республики Казахстан, прокуроры городов Астаны и Алматы, областей и их заместители, начальники департаментов, управлений и отделов, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, действующие в пределах полномочий, установленных УПК.

3. Процессуальный прокурор осуществляет свои полномочия в пределах своей компетенции в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, нормативными постановлениями Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, приказами, инструкциями, указаниями Генерального Прокурора Республики Казахстан (далее — Генеральный Прокурор), а также настоящей Инструкцией.

30. Процессуальный прокурор несменяем, но в случае перевода, увольнения, изменения поднадзорности уголовного дела в ходе досудебного расследования или других обстоятельств, не позволяющих ему осуществлять дальнейший надзор по уголовному делу или поддержание государственного обвинения, а также по основанию, предусмотренному пунктом 16 настоящей Инструкцией, по решению руководителя прокуратуры он заменяется другим процессуальным прокурором.

В случае временной нетрудоспособности, трудового отпуска, болезни, либо других обстоятельств, временно препятствующих осуществлению надзора по уголовному делу, на период отсутствия процессуального прокурора, по решению руководителя органа прокуратуры определяется другой процессуальный прокурор.

31. В случае выявления фактов непринятия мер процессуальным прокурором по существенным нарушениям конституционных и иных прав человека и гражданина, а также отмены утвержденных (санкционированных, согласованных) им процессуальных решений вышестоящим прокурором или нарушения требований настоящей Инструкции, руководитель прокуратуры производит замену процессуального прокурора.

32. При замене руководителем соответствующей прокуратуры выносится постановление о замене процессуального прокурора согласно форме, установленной приложением 3 к настоящей Инструкции.

В течение 24 часов с момента вынесения копия постановления направляется сопроводительным письмом в орган уголовного преследования для приобщения к материалам уголовного дела.

33. Вышестоящий контроль по делам процессуальных прокуроров, осуществляют:

в Генеральной прокуратуре — курирующий заместитель Генерального Прокурора, начальник Департамента и его заместитель;

в прокуратурах областей — прокуроры областей, курирующий заместитель, начальники управлений и отделов;

в городских и районных прокуратурах г.г. Астана, Алматы и областных центров, военных и транспортных прокуратурах — прокурор и курирующий заместитель.

34. При наличии оснований, предусмотренных статьей 88 УПК, вопрос об отводе процессуального прокурора разрешается руководителем соответствующей прокуратуры.

Вопрос об отводе процессуального прокурора в лице старшего помощника и помощника Генерального Прокурора от надзора за уголовным делом, разрешается Генеральным Прокурором или его заместителем.

Приложение 1 к Инструкции
по организации надзора
процессуальным прокурором


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *