Частная практика логопеда. С чего и как начать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частная практика логопеда. С чего и как начать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для работы потребуется кабинет в коммерческом центре развития детей, в частной клинике, в торговом центре или переоборудованная квартира на первом этаже с отдельным входом. Большим плюсом станет расположение вблизи учебных заведений, остановок транспорта, в густонаселенных спальных районах.
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
- Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
- Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
- Работа над звукопроизношением.
- Работа над связной речью.
- Работа над голосом и дикцией.
- Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
- Работа над развитием моторной сферы.
- Консультация родителей.
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.
Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.
Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.
Основные статьи расходов на запуск логопедического кабинета — аренда, покупка мебели и ремонт помещения. Поэтому бюджет на запуск может варьироваться в широких пределах. Самый простой вариант — найти подходящее помещение с ремонтом и мебелью и договориться о почасовой оплате. В таком случае стартовые затраты будут практически нулевыми: оплатить аренду можно из денег клиента. Кроме того, при наличии своей клиентской базы можно сэкономить на продвижении, используя сарафанное радио и другие бесплатные способы продвижения — публикации в интернете, социальные сети.
Одно индивидуальное занятие с логопедом стоит не менее 400-500 рублей. Это цена для начинающего логопеда, работающего в регионе. Опытный специалист может брать за занятие несколько тысяч рублей, в зависимости от своей квалификации и сложности проблемы, а также от региона (в Москве такие услуги стоят дороже). В среднем при долгосрочной аренде и при наличии клиентов стартовые затраты можно окупить за 1-2 месяца работы.
Групповые занятия с логопедом стоят дешевле (от 250 рублей), но они пользуются меньшим спросом, поскольку не настолько эффективны.
При наличии хотя бы 3 клиентов в день и при среднем чеке в 1000 рублей за занятие один логопед может заработать в месяц порядка 75 000 рублей. Стоимость аренды редко превышает 30 000, плюс 4000 — коммунальные платежи. Если в кабинете принимают два логопеда, каждый получит порядка 58 000 рублей в месяц. Из этой суммы надо вычесть расходы на рекламу (если используются платные способы продвижения). А если принимать в день 5-6 клиентов, даже за вычетом арендных платежей доход может превысить 100 000 рублей в месяц.
Польза детской логопедии для детей и их родителей
Логопед – это специалист, который занимается выявлением и исправлением дефектов речи. Ошибочно считать, что логопед требуется только маленьким детям, часто подобные услуги могут требовать взрослым, и даже пожилым людям. Так как причин дефекта речи много это может быть и травма, и сохранение дефекта с детского возраста.
Как правило, большинство родителей предпочитают время приема после 16 часов: вам придется подстроиться под их график. Многие предлагают скидки в утренние часы. Также имеет смысл сделать субботу рабочим днем: многим родителям удобнее водить детей в выходные.
Размер расходов зависит от размеров и расположения бизнеса. Приведем приблизительную смету (в рублях):
- аренда – от 15 000 рублей,
- ремонт (при необходимости) – от 15 000 рублей,
- мебель и оборудование – от 50 000 рублей,
- книги, пособия, расходные материалы – от 10 000 рублей,
- регистрация ИП – от 10 000 рублей.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Если вы являетесь специалистом в сфере логопедии (дефектологии), то рано или поздно задумаетесь над тем, как создать собственное дело и получать достойную прибыль от своих трудов. Ведь в любом государственном учреждении высококлассные кадры не могут рассчитывать на достойную оплату.
Занявшись логопедическим бизнесом, можно очень хорошо зарабатывать. Ведь, по данным статистики, около 2% населения нуждается в коррекции речи по тем или иным причинам. Так, даже в городе в 500 тысяч человек окажется достаточно потенциальных клиентов для специалиста в данном направлении.
Если же при этом уровень конкуренции не очень высок, а ваши познания и навыки действительно способны помочь людям, то развитие бизнеса ожидается довольно быстрым. В некоторых случаях имеет смысл заняться организацией полноценного центра, где совместно работает несколько логопедов, психолог и невропатолог. Тогда их слаженные действия помогают быстрее исправить любые патологии в детской речи.
Ключевой фигурой логопедического кабинета, естественно, будет дефектолог. Он не обязан иметь специальное медицинское образование. Логопедов готовят в педагогических вузах. Поэтому получать специальную медицинскую лицензию не надо. Но возможны исключения. Проблемы с речью часто возникают у страдающих церебральным параличом и другими неврологическими болезнями. Некоторые случаи требуют дополнительного вмешательства невролога, иногда психиатра. И здесь уже без лицензирования деятельности невролога не обойтись. В любом случае начать можно, только имея одного специалиста – логопеда.
Лучшим выбором формы собственности будет ИП. Для частной деятельности логопеда подойдет ОКВЭД 93.5 «Предоставление прочих персональных услуг». Регистрация включает стандартные процедуры:
- Регистрация юридического лица.
- Получение собственного расчетного счета.
- Регистрация в налоговой инспекции и прочих фондах.
- Заключение договоров с обслуживающими организациями.
- Заключение договора с арендодателем.
- Получение всех разрешений санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора.
Для логопедического кабинета самой удобной системой налогообложения станет «упрощенка». При таком режиме вы на свое усмотрение можете выбрать, платить 6% от выручки либо 15% от прибыли в месяц.
Первоначальные вложения
Чтобы открыть частный логопедический кабинет, понадобится около 300 тысяч рублей. Средства уйдут на дизайн арендуемого помещения (до 40 тыс. руб.) и необходимый инвентарь:
- Мебель (столы, несколько стульев, шкафы, обязательно зеркала) – от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб.
- Офисная техника (компьютер, телефон) – 60 тыс. руб.
- Раковина и сушильный аппарат – 15 тыс. руб.
- Кулер с питьевой водой – 10 тыс. руб.
- Покупка литературы, канцелярских принадлежностей и прочих материалов (фланелеграф, речевые игры) – 30 тыс. руб.
- Прочие расходы (регистрация ИП, депозит по аренде помещения) – 60 тыс. руб.
- Реклама, создание сайта – 35 тыс. руб.
Обставляя помещение, стоит предусмотреть и зону ожидания. Там должна быть вешалка для одежды, сидения, а также стойка или столик с журналами для родителей и игрушками для детей.
Логопед, частная практика, спрос.
Центр коррекции речи (логопедический кабинет) — одна из разновидностей частного бизнеса, поэтому основной пакет документов будет таким же, как при открытии любого другого собственного дела. Потребуются:
- Документы, подтверждающие регистрацию юридического лица.
- Расчетный счет, принадлежащий зарегистрированному лицу.
- Бумаги, подтверждающие, что бизнес учтен во всех необходимых фондах и налоговой инспекции.
- Оформленный по всем правилам и отмеченный в комитете договор об аренде помещения.
- Договоры с обслуживающими организациями: на вывоз мусора, уборку (если нет возможности нанять собственную уборщицу).
- Разрешения СЭС и Пожарного надзора.
Задумываясь о том, как открыть частный логопедический кабинет, помните: в обязательном порядке для организации дела потребуется лицензия органов образования. Если же помощь логопеда предполагается сочетать с консультациями невролога (а это самый продуктивный способ коррекции речи), то потребуется еще лицензия на предоставление медицинских услуг.
Частный логопедический кабинет должен иметь уютный, привлекательный, успокаивающий вид. Не стоит вешать на стены картинки, не имеющие отношения к обучению: они будут отвлекать ребят. Мебель логопед может выбирать по своему вкусу, но при этом помнить, что столы и стулья должны соответствовать росту детей. Вот почему многие специалисты предпочитают покупать трансформеры. В обязательном порядке в кабинете должны находиться:
- Кулер с питьевой водой.
- Умывальник.
- Мыло, полотенца, салфетки.
- Столы для занятий, журнальные столики для родителей.
- Стулья, диваны, кресла.
- Компьютер с установленными программами (обойдется в сумму от 30 до 900 тысяч, в зависимости от качества и ПО).
- Шкафы для пособий, игрушек и одежды. Их цена начинается с 2000 рублей.
- Классная доска. Самая недорогая, трехстворчатая, стоит около 5 000 руб.
- Настенное зеркало для занятий. Стоит такое не больше 1000 рублей.
- Небольшие зеркала для коррекции речи. Обычные, в пластиковой раме, стоят примерно 150 руб.
- Экран для просмотра видеоматериалов. Стандартная модель 125х125 обойдется в 4 000 руб.
- Секундомер. Его можно приобрести за 500 рублей.
Естественно, что, используя собственные наработки, логопед может оснастить кабинет дополнительной мебелью и оборудованием.
Пособия и все материалы, необходимые логопеду, можно условно разделить на учебные, наглядные и инструментарий. Для «механической» коррекции речи потребуется набор зондов. К основному комплекту, состоящему из 8 зондов, можно добавить «Лебедушку» и постановочные скользящие приспособления, рекомендованные в книге Е. В. Новиковой. Для дезинфекции инструментов потребуются специальные средства, салфетки, вата, бинт.
- Задумываясь о том, как открыть частный логопедический кабинет, проведите предварительное исследование: возможно, в данном районе уже есть несколько аналогичных заведений, и набрать нужное количество учащихся будет нелегко.
- Чтобы прогнозировать работу на следующий год, логопеду можно проводить анкетирование родителей, например, начальной или средней школы. Анкета не только поможет рассчитать количество планируемых учеников, но правильно выстроить деятельность с ними и их мамами и папами.
- В разделе текущих расходов бизнес-плана рекомендуется учесть сумму на подписку: логопед обязан читать все, что имеет отношение к его профессии.
- Чтобы оказывать детям действенную помощь, можно подумать о расширении услуг, например об использовании ДЭНС-терапии. Для приобретения прибора потребуются деньги, обучение тоже бесплатным не будет. Зато использование новейших разработок даст впечатляющие результаты. Работать с аппаратом может как сам логопед, так и врач-невролог.
Правильно выстроенный и организованный бизнес по предоставлению логопедических услуг может окупиться уже за 3-4 месяца работы кабинета.
После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.
Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.
На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.
Задачи специалиста в школе
Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.
Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:
- комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
- проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
- индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
- проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
- направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
- профилактика возникновения и развития дефектов речи;
- проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
- помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).
В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.
Какие методики используются
Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.
Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.
Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.
Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.
Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.
Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.
Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.
Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.
Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.
Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.
Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.
Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.
Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.
Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.
Как построить занятие дома?
Главные принципы домашних занятий:
- Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
- Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
- Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
- Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
- Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.