Езда без карты водителя для тахографа какой штраф в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда без карты водителя для тахографа какой штраф в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2023 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Зачем использовать личную карту тахографа?
Это правило действует даже в том случае, если экипаж состоит из двух человек:
- Если они меняются в ходе смены, то перед ее началом обе карты нужно установить в соседние гнезда приборов и активировать.
- Если управление ведется поочередно, то карты также можно использовать по очереди.
- Просто поменяться местами без смены карты нельзя: если представитель проверяющей организации зафиксирует это, на виновника будет наложен штраф до 3 тыс. рублей.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Основные нарушения и размеры штрафов представлены ниже:
Вид нарушения /штраф | Водитель | Должностное лицо | Юрлицо | ИП |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Отсутствие тахографа | от 3 до 5 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Нарушение правил эксплуатации тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2:выпуск на линию ТС без тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: Несоблюдение норм времени управления ТС | от 1,5 до 2 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: нарушение режимов труда и отдыха водителей |
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Требования и нормы отечественного законодательства
Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:
- занимающихся перевозками опасных грузов;
- ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
- ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
- ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
- ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).
Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.
Преимущества и недостатки использования
Главной целью введения тахографов является попытка государства повлиять на аварийность на дорогах. Подобный опыт был заимствован у европейских коллег. Учитывая, что обязательность использование такого оборудования была введена недавно, говорить о результативности такого нововведения еще рано.
С другой стороны, государственный бюджет стал получать дополнительные отчисления в виде штрафов и налогов. Если говорить о водителях, то теперь работодатель не вправе заставить работать сверх установленных норм труда. Интересы последнего также защищены. С помощью тахографа становится реальным выявить любые попытки водителя недобросовестно исполнить свою работу, а также выполнять «левые» рейсы, в обход официального маршрутного листа.
Самый главный недостаток системы — существенные затраты на установку оборудования.
Ответственность за отсутствие тахографа
Административным нарушением считаются случаи, когда прибора нет в транспортном средстве, осуществляющем коммерческий рейс. Соответственно, лицо, производящее противозаконные действия, должно быть наказано. Ответ перед законом несет не только непосредственно человек, управляющий транспортом, но и сама организация, выпустившая на маршрут авто.
Размеры штрафов определяются индивидуально сотрудником ГИБДД, зафиксировавшим нарушение. Поездки без устройства контроля являются основным несоблюдением правила. К данной ситуации приравниваются моменты, если таковой имеется, но он не выполняет надлежащих функций:
- выключен;
- неисправен;
- не прошел сертификацию;
- несанкционированно модифицирован
Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2023 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).
Наказание за вождение без карты водителя
Приказы Минтранса и требования правил в части применения тахографов постоянно нарушаются. Происходит это часто осознанно. Так, машину срочно нужно отправить в рейс, а водитель по каким-то причинам не может ехать. Вместо него начальник колонны садит за руль подменного водителя, а карточки у него на эту машину нет. Изготовить новую для конкретного водителя на другой автомобиль быстро не получится. Иногда этот процесс занимает до месяца. А ехать нужно ещё «вчера». И едут.
За подобное нарушение предусматривается наказание – штраф за отсутствие карты водителя для тахографа.
Обязанность контролировать режим труда и отдыха водителей возложена на работодателя или собственника ТС, если водитель не является индивидуальным предпринимателем.
Для этого назначаются ответственные лица. Контроль выполнения требований ПДД в пути возложен на сотрудников ГИБДД.
Если при проверке документов у водителя на маршруте, сотрудник полиции обнаружит, что водитель не использует тахограф потому что:
- карты нет или она недействительна;
- тахограф неисправен;
- прибора нет вовсе.
Штраф за езду на автомобиле без карточки водителя на тахограф от 1 до 3 тыс. р. для шофёра. Если же сотрудник определит что, водитель выехал в рейс по распоряжению руководства, которое знало, что нарушает ПДД и приказы Минтранса, то оформляется штраф за отсутствие карты тахографа на работодателя. Стоит такое наказание уже значительно дороже от 5 до 10 тыс. р.
Как избежать наказания?
Все, ранее описанные нарушения, приводят к штрафу. Заплатить деньги нужно будет обязательно, чтобы иметь возможность в дальнейшем вести трудовую деятельность. Впрочем, исключения тоже бывают. Есть случаи, когда водителю разрешено продолжить поездку, к примеру, в отсутствие карты.
Важно! Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа не назначается, если во время поездки карточка была утеряна или сломана. Разумеется, данный факт необходимо подтвердить проверяющему лицу.
В отсутствие карточки, необходимо писать все данные о поездке вручную на обратной стороне ленты тахографа. Иных обстоятельств, позволяющих избежать наказания за отсутствие учетного прибор, отсутствуют.