На всех ли распространяется действие трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На всех ли распространяется действие трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Учет микротравм сотрудников

После вступления в силу комментируемых поправок статья 226 ТК РФ претерпит существенные изменения. Она станет называться «Микроповреждения (микротравмы)».

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Общие обязанности и ответственность военнослужащих

Права и обязанности военнослужащих – это отдельная категория, которая нуждается в детальном изучении. Военнослужащий является отдельной социальной группой, поэтому они пользуются правами, несут своеобразные обязанности и используют свои ответственности.

Пользоваться рассматриваемым статусом может любой военнослужащий – все рядовые офицеры, которые служат в разнообразных званиях и обычные солдаты, попавшие на службу через призыв. Начнем с военных, которые служат на кораблях и войсках разного назначения. Также подобное положение является актуальным для военных курсантов, которые проходят обучение в вузах. Не стоит забывать о призывниках и контрактниках. Даже граждане других государств, которые проходят военную службу в РФ.

Но чтобы быть справедливыми, стоит принимать во внимание, что военные, как социальная группа, имеют и некоторые ограничения, когда был подписан контракт. Поскольку они вынуждены вести специализированную деятельность – защищать государство и общественность. Это влияет на некоторые свободы.

К примеру, военнослужащие после призыва ограничены в свободе передвижения – это ещё одно ограничение, что предусматривает контракт. Пришлось пойти на это потому, что воинские части должны быть всегда в боевой готовности, а собрать военных по всей территории страны намного более сложная задача. Когда войска дислоцируются в одном месте, задача заметно упрощается, поскольку гражданин прибудет на место в течение ограниченного времени.

Именно потому военнослужащие должны проживать неподалеку от места своей службы (это условие прописано в контракте). Так в случае необходимости можно быстро прибыть в место сборов после призыва. Так что рядовой состав армии проживает в казармах. Офицеры могут жить на личной территории, но также в пределах военного городка или территории поблизости от него. А чтобы выехать после призыва в другую страну, необходимо согласовать рассматриваемый вопрос с начальством, и даже составить контракт.

Свобода слова также ограничена. Например, военный на службе не может обсуждать с посторонними приказы, что были им получены после того, как поступил призыв. Секретные данные также нельзя разглашать. Запрещается идти в политику, поддерживать партии и другие политические организации. Но это правило касается только периода несения службы. Кроме того, принимайте во внимание, что права военнослужащих ограничены в рамках осуществления коммерческой работы.

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

Особого внимания заслуживают дела, связанные с защитой интересов бывших военнослужащих в части повышения размера пенсионных выплат в связи с увеличением размера должностных окладов действующих военнослужащих. Обращения в суды с подобными требованиями носят, как правило, массовый характер, и здесь разъяснения Верховного Суда РФ приобретают особое значение.

Пример. Д. обратился в суд с иском к военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 января 1995 г. военнослужащим увеличены должностные оклады на 25%, однако пенсия ему была пересчитана только с 1 марта 1998 г.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 мая 2002 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда 26 июня 2002 г. и президиумом Рязанского областного суда 20 апреля 2004 г.) в иске отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 октября 2004 г. решение суда, определение судебной коллегии и определение президиума отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим причинам.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» министру обороны Российской Федерации предоставлялось право устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Во исполнение указанного Постановления министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 10.01.1995 N 20 о выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что данный Приказ признан Решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997 N ГКПИ97-319 незаконным со дня издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.

Увольнение с военной службы

Согласно ст. 50 Закона N 53-ФЗ военнослужащие увольняются с военной службы в запас, за исключением военнослужащих:
1. Мужского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, не достигших возраста 18 лет.

2. Женского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования и не имеющих военно-учетной специальности.
3. Избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации.
4. В отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
5. Являющихся иностранными гражданами.
Военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, отправляются в отставку.

Примечание. За военными в отставке сохраняется воинское звание.

Военнослужащие, уволенные с военной службы и оставшиеся в запасе, состоят на воинском учете, а остальные с него снимаются.
Все перечисленные граждане, за исключением военнослужащих, указанных в п. 1, должны состоять на воинском учете.
Увольняться военнослужащие с военной службы могут по следующим основаниям:
— по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
— по состоянию здоровья;
— в связи с лишением воинского звания;
— в связи с утратой доверия.
Кроме этого, они могут быть уволены досрочно. Все основания увольнения перечислены в ст. 51 Закона N 53-ФЗ.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, увольняются со службы с момента приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения.
На пенсию по выслуге лет военнослужащие уходят, имея стаж военной службы 20 и более лет (ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1*(1)).

Кто из военнослужащих может осуществлять трудовую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует отметить, что в силу ст. 10 Закона N 76-ФЗ военнослужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. То есть эту деятельность военные могут осуществлять параллельно с военной службой.
А вот осуществлять иную деятельность в других организациях и учреждениях могут военнослужащие:
уволенные со службы и снятые с воинского учета;
уволенные со службы и зачисленные в запас;
зачисленные в запас в случаях, установленных ст. 52 Закона N 53-ФЗ;
находящиеся в отставке;
ушедшие на пенсию по выслуге лет.

Уведомляем о приеме на работу бывшего военного

О заключении трудового договора с бывшим военнослужащим, стоящим на воинском учете, работодатель должен уведомить военкомат. Сделать это необходимо в течение двух недель по форме, установленной приложением 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Примечание. За неисполнение обязанности по уведомлению военкомата работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, предусматривающей штраф 1 000 руб.

Но это не все. Поскольку военные являются государственными служащими, на них распространяется действие законодательства о коррупции, в частности Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии со ст. 12 этого закона, а также ст. 64.1 ТК РФ:
— граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
— работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Читайте также:  Как получить материнский капитал на реконструкцию дома: подробная инструкция

Обратите внимание! Такие перечни установлены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016 N 175.

Согласно установленному порядку сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем, либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество гражданина;
— число, месяц, год и место рождения гражданина;
— должность военной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с нее (по сведениям, содержащимся в военном билете);
— наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));
— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Обратите внимание! За неисполнение этой обязанности ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрен для организации штраф в размере до 500 000 руб.

Кроме этого, на военнослужащих распространяется следующее ограничение: лица, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
То есть до оформления трудового договора военный, на которого распространяется данное ограничение, должен представить новому работодателю разрешение специальной комиссии.

Для начала отметим, что понятие «общий трудовой стаж» применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» используется такое понятие, как трудовой стаж, который учитывается при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
А Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) уже установлен такой вид пенсии, как страховая пенсия по старости. Право на нее имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом N 400-ФЗ. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие страхового стажа определенной продолжительности. При прохождении военной службы страховые взносы не перечисляются и должны перечисляться только при дальнейшем трудоустройстве бывшего военного.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы. Кроме этого, если военный проходил службу на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, время такой службы засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

К сведению. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.

В общий трудовой стаж бывшего военнослужащего засчитывается и время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных организациях высшего образования, поскольку в силу ст. 2 Закона N 76-ФЗ курсанты таких организаций уже являются военнослужащими.
Поскольку, как правило, работодатели принимают на работу бывших военнослужащих, они обычно на этот момент получают пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности (по выбору). Впоследствии при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости бывшие военные уже имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1)).
При определении права на пенсию за выслугу лет военных, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, в общий трудовой стаж включаются:
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом N 173-ФЗ до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом N 400-ФЗ.

Примечание. С 01.02.2017 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации составляет 4 805 руб. 11 коп. в месяц.

Для получения страховой пенсии бывшим военнослужащим необходимо наличие следующих условий:
— получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
— достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
— наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии, по линии военного ведомства не менее 8 лет (на 2017 год);
— наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов. В 2017 году она равна 11,4.
Также стоит отметить, что в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в их общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно указанному закону.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Что делать, если запись в ТК об уходе занесена с искажением действительности?

Формулировки и записи, занесенные в ТК с искажением действительности, могут через некоторое время сильно усложнить жизнь владельцу книжки. Поэтому все ошибки нужно исправить, при этом – чем быстрее. Рекомендации правил организации ведения трудовых книжек и их учета (Постановление № 225 подписанное 16.04.2003) позволит внести правильные исправления.

В варианте, когда сотрудником, уполномоченным вести записи в ТК, сделана ошибка, искажающая фактические сведения (например, когда неправильно указана причина увольнения), исправление производится путем расценивания ее, как недействительной.

Для устранения неправильности производится последующая запись под очередным номером (графа №1), в следующей графе №2 проставляется дата исправления, в графе №3 – запись о недействительности первоначальной формулировки. Далее вносится правильная фраза об увольнении призывника из-за его ухода на армейскую службу.

Случаются факты некорректного оформления, когда описка кроется в приказе. Тогда его необходимо признать недействительным, переоформить и внести в графу № 4 правильные данные, указав присвоенный приказу номер и дату его подписания и заверения.

Призыв на службу в Армии является неоспоримым основанием завершения действия трудового соглашения. Процедура совершается независимо от пожеланий работника и его нанимателя, но является обязательной.

Особенности увольнения за дисциплинарный проступок

Досрочное расторжение контракта становится реальным, когда военнослужащий совершает дисциплинарное нарушение. В Ст. 28.5 Закона 76-ФЗ содержатся обстоятельства, которые являются основанием для применения взыскания.

Чтобы командир принял решение об увольнении за НУК, достаточно:

  • одного грубого нарушения Дисциплинарного устава;
  • совершить проступок не впервые – иметь несколько неснятых (действующих) взысканий за предыдущие провинности.
Читайте также:  Инструкция по составлению гарантийного письма по оплате задолженности

За один и тот же дисциплинарный проступок нельзя привлекать военного к ответственности во второй раз. Это означает, что если тот допустил нарушение и получил за это взыскание, то в последующем такое деяние не может служить основанием для увольнения.

Важно! Законодательно установлены обстоятельства, смягчающие или отягощающие дисциплинарную ответственность.

Какие поступки считаются нарушением контракта

Возможные действия военнослужащего, за которые с ним разорвут контракт, таковы:

№ п/п Непозволительные действия
1. Несоблюдение правил обращения с взрывоопасными предметами: боеприпасами, взрывчаткой
2. Порча военного имущества
3. Нахождение на службе в нетрезвом состоянии. Отказ от проведения алкогольного теста
4. Нарушение уставного поведения при охране общественного порядка
5. Срыв боевого дежурства
6. Отсутствие на службе более 4 часов
7. Несвоевременное появление на службе после командировки, госпиталя, отпуска
8. Покидание места выполнения обязанностей без наличия на то приказа
9. Несоблюдение правил ведения караульной службы
10. Пренебрежение требований безопасности при управлении транспортом
11. Неуставное поведение по отношению к сослуживцам

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Этапы увольнения за НУК Что следует сделать
1. Когда нарушение выявлено, необходимо в течение 10 дней провести разбирательство инцидента и установить детально все обстоятельства
2. Непосредственный командир военнослужащего пишет рапорт о досрочном разрыве контракта с ним. Документ направляется высшему руководству, располагающему соответствующими полномочиями
3. После принятия решения о досрочном увольнении, оформляется приказ

Льготы военнослужащим по призыву

Обязательный срок службы в армии составляет ровно один год, но несмотря на такой маленький период времени, призывникам, как и военнослужащим другой категории, положены некоторые льготы: стаж службы в рядах армии засчитывается призывнику как 2 дня стажа за каждый день службы;

  1. бесплатный проезд на любых видах транспорта, при окончании службы и возращении домой, а также при проезде к месту проведения лечения или дополнительного отпуска;
  2. во время прохождения службы призывник должен быть обеспечен бесплатными медикаментами, а также получать бесплатную медицинскую помощь в санаториях и лечебных учреждениях при наличии соответствующих показаний, при этом выплачивается компенсация в размере 400 рублей;
  3. во время службы за счет средств федерального бюджета осуществление получения и отправления посылок с личными вещами призывника;
  4. право на восстановление на учебе в ВУЗе, с которой призывник был призван на военную службу;
  5. призывники, имеющие высшее образование, отслужив по призыву, имеют право на зачисление без очереди на курсы повышения квалификации.

Получение трудовой книжки при увольнении в запас военнослужащего

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Права военнослужащих по контракту

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Читайте также:  Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор.

Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору.

Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны.

Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями.

Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы.

Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права.

Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности.

Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях.

И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности.

Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А.

Медведева Федеральному Собранию Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение.

На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.

Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.

В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.

  1. Трудовые функции, возлагаемые договором на нанимаемого сотрудника, подлежат неукоснительному исполнению в указанном в договоре объеме.
  2. Правила внутреннего распорядка, принятые локальным актом предприятия, становятся для сотрудника нормой, которой он обязан придерживаться.
  3. Любой сотрудник подчиняется требованиям трудовой дисциплины.
  4. Безопасность труда и его охрана, выраженная в принятых в организации правилах, также является неукоснительным руководством к соблюдению.
  5. В процессе труда работник должен достигать выполнения принятых трудовых норм.
  6. Имущественный фонд предприятия, материальные ценности, принадлежащие работодателю или принятые им на сохранение от иных лиц, требуют рачительного отношения и обеспечения безопасности со стороны персонала.
  7. Если возникают обстоятельства, могущие грозить жизни, здоровью или безопасности имущества персонала, работодателя или третьих лиц, находящихся на предприятии, долг работника – как можно скорее проинформировать об этом непосредственного руководителя.
  8. Признавать значимость понятия «коммерческая тайна» и вообще любых информационных данных, касающихся работы:
    • если работодатель установил тот или иной режим секретности, соблюдать его;
    • не использовать информацию о фирме в личных целях и не передавать ее без согласия работодателя;
    • если сотрудничество прекращается, нужно вернуть все информационные носители, если на них есть коммерческая тайна, либо уничтожить такую информацию на глазах у работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.

Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

  1. Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
  2. Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
  3. Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
  4. Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
  5. Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
  6. Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
  7. Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
  8. Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
  9. Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
  10. Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
  11. Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
  12. Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
  13. Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.

К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.

Особенностью существующего ТК РФ выступает то, что в нем представлен вниманию сотрудников организации и работодателей полный список их полномочий. Присутствие полного перечня полномочий облегчает правоприменительную практику. Об основных полномочиях сотрудников и работодателей говорят статьи 21, 22 ТК РФ.

В пределах трудовых контрактов работник имеет право:

  • на действия с трудовым договором, порождающие новые юридические факты;
  • участие в коллективных соглашениях;
  • рабочее место, отвечающее условиям заключенного контракта;
  • оплату труда вовремя и полностью;
  • отпуска, оплачиваемые и за каждый год, и дополнительное время на отдых;
  • достоверные данные об условиях трудовой деятельности, соблюдение условий по охране труда;
  • повышение квалификации, переподготовку;
  • вступление в профессиональные союзы;
  • защиту трудовых прав;
  • страхование в ПФР.

Работник в пределах рабочего времени обязан:

  • выполнять обязанности, прописанные в договоре;
  • исполнять правила внутреннего трудового распорядка в компании;
  • соблюдать нормы труда, следовать трудовой дисциплине;
  • беречь собственность работодателя;
  • сообщать работодателю о ситуации, которая ведет к угрозе жизни людей, утрате имущества работодателя.

Можно ли уволиться сразу после отпуска

Труд свободен. Так гласит ч.1 ст.37 Конституции РФ. То есть на самом высоком уровне за трудящимися закреплено право не только выбирать работодателей, и вид профессиональной деятельности, но и самостоятельно определять время заключения и расторжения трудового договора.

Конечно в некоторых ситуациях, инициатором увольнения выступает руководство компаний, но подобные моменты строго регламентированы нормами ТК РФ и просто так лишить работника возможности трудиться, никто не может.

Уволиться гражданин может сам в любое время, причем ему не нужно предъявлять какие-либо обстоятельства либо же доказывать обоснованность прекращения трудовой деятельности, в отличие от работодателя. Так в ст.80 ТК РФ сказано, что штатный сотрудник имеет полное право уведомить руководство о своем намерении прекратить сотрудничество практически в любой день, но при условии, что прощение будет составлено в письменном виде и направлено как минимум за две недели.

Для руководителей компаний, в частности, генеральных директоров ст.280 ТК РФ предусмотрен отдельный порядок уведомления учредителей о намерении досрочно прекратить свои полномочия. Так в указанной норме сказано, что заявление на рассмотрение владельцев фирмы, то есть тех же инвесторов подается за 30 календарных дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *