«Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2014 год»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2014 год»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

Что такое учетная политика

Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК).
В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.

Читайте также:  В Волгоградской области в 2023 году повысится плата за детский сад

Конечно, многие сейчас скажут, что это вообще никому не нужно, никто у нас это никогда не проверял и т.п. Приведу только два аргумента:

  • То, что у вас никто и никогда не проверял УП для налогообложения, не говорит о том, что ее не надо составлять – ее надо составлять;
  • Нужно это не налоговой, это нужно, в первую очередь вам – особенно если бизнес довольно большой, если планируется расширение, если много работников, если платите значительные суммы налога – это основа контроля за всем бизнесом и защитный барьер от проверяющих.

Порядок утверждения и изменения учетной политики

Учетную политику составляет главный бухгалтер, а утверждает руководитель. Если речь идет об организации, уже осуществляющей деятельность, то принять УП на будущий год необходимо до 31 декабря текущего года.

Нет необходимости каждый год переутверждать УП, если не произошло каких-либо изменений. Но можно поступать и так, прописав в действующей УП такое требование.

В случае если организация только создана, издать и утвердить УП она обязана до первой отчетности, но не позднее 90 календарных дней с момента государственной регистрации.

Изменения в уже утвержденную УП вносятся в нескольких случаях. Но когда бы ни произошли изменения, в силу они вступят только с нового отчетного года, если произошедшие изменения не требуют иного (п. 12 ПБУ 1/2008) и не связаны с тем, что:

  • изменилось законодательство РФ;
  • организация намерена использовать новые способы ведения БУ;
  • изменилась основная деятельность организации.

Организации с общей системой учета все изменения, связанные с изменением УП, вносят ретроспективно. Но для организаций, применяющих упрощенные БУ и бухотчетность, есть нюанс. Они могут отражать в БУ последствия изменения УП перспективно, если иного не требует законодательство (п. 15 ПБУ 1/2008).

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Зачем нужен бухгалтерский учет при применении УСНО?

Организация, применяющая УСНО, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) освобождается от ведения бухгалтерского учета. Она ведет учет доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Основанием для внесения записей в Книгу учета доходов и расходов являются первичные документы. Однако, на наш взгляд, "упрощенцам" необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме, и, как показывает практика, многие организации, применяющие УСНО, так и поступают, в частности, по следующим причинам:

  • п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ обязывает "упрощенцев" вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете, и согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., не вправе применять УСНО. Таким образом, если предприятие работает по УСНО, то оно обязано не просто вести учет основных средств, но и отслеживать их остаточную стоимость, чтобы не превысить установленный предел;
  • организация может утратить право на применение УСНО по причинам, отличным от превышения остаточной стоимости активов (например, превышен предельный уровень доходов). В этом случае у нее с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это происходит в середине года, поэтому приходится восстанавливать бухгалтерский учет, вводить начальные остатки. На практике это создает серьезные проблемы;
  • организация осуществляет расчеты с различными контрагентами: другими организациями, персоналом, налоговыми органами, внебюджетными фондами, учредителями и т.д. При ведении бухгалтерского учета в полном объеме у нее не возникает проблем с учетом расчетов с указанными контрагентами;
  • организация может выплачивать доходы в виде дивидендов другим организациям и физическим лицам. В этом случае "упрощенец" должен определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому организация в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров (Письмо Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-05/2);
  • ведение бухгалтерского учета позволяет организации иметь полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении. Без полноценного бухгалтерского учета невозможно увидеть целостную картину финансового состояния организации. Такие сведения могут быть полезны как внутренним пользователям - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений, так и внешним - инвесторам, кредиторам и др.
Читайте также:  Изменения в больничных с 2023 года

Кроме того, на практике часто встречается совмещение режимов. При совмещении УСНО и спецрежима в виде ЕНВД у налогоплательщиков возникает вопрос: следует ли вести бухгалтерский учет?

Минфин в Письме от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 указал: организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно Закону N 129-ФЗ не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации, то есть по всем видам предпринимательской деятельности (см. также Письма Минфина России от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156, УФНС по г. Москве от 06.06.2007 N 18-11/3/052731@, от 01.03.2005 N 18-11/3/12959).

Пунктом 8 ПБУ 1/98 разрешено при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01). В соответствии с п. 16 данного ПБУ отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и иное выбытие производятся одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Операции, к отражению которых в нормативной базе применяются разные подходы

В данном случае законодательством не предоставлено права осуществлять выбор, как в случае с вариантными элементами. Но в нормативной базе изложены разные подходы к проблеме.

В качестве примера можно привести учет процентов по заемным средствам при приобретении основных средств. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 проценты по заемным средствам, уплаченным до принятия на учет объекта в качестве основного средства, включаются в первоначальную стоимость объекта.

Согласно п. п. 12 и 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени: объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.

Таким образом, если основное средство приобретается с целью продажи, то проценты по заемным средствам не включаются в первоначальную стоимость, а учитываются как текущие расходы.

Ответы на эти вопросы будут влиять на остаточную стоимость основных средств "упрощенцев".

Прочие элементы учетной политики

К таковым можно отнести:

  • порядок принятия к учету материально-производственных запасов в бухгалтерском учете. Планом счетов предусмотрены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счете 10 «Материалы» или по учетным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»). В налоговом учете — только по фактической стоимости;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учете. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» и без ретроспективного пересчета (т.е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учета доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы своей деятельности и предусмотреть порядок их учета в учетной политике.

Методы учета доходов и расходов

Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления (разд. IV Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 п. 12 ПБУ 9/99, абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 и разд. 4 упомянутых Типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учет доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета разъяснены в Типовых рекомендациях.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что «упрощенцы» ведут учет доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют «упрощенцу» использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов.

Читайте также:  Страхование сдаваемых в аренду квартир

Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Состав учетной политики

Понятие «учетная политика» (УП) содержится в ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Форма УП не регламентирована, и поэтому свод правил учета может быть оформлен двумя способами:

  • приказ, в теле которого будут изложены все правила ведения учета;
  • учетная политика как самостоятельный документ, являющийся приложением к приказу об ее утверждении.

УП может быть в полном или упрощенном варианте (предназначен для малых предприятий, например, учетная политика при УСН-доходы). Состав УП, т. е. пункты, которые обязательно должны присутствовать и в полном, и в упрощенном документе:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Общие положения. Законодательные и учетные документы. Общие направления деятельности организации.
  • Организация бухгалтерского учета (БУ): указывают основные принципы ведения БУ, организация бухгалтерской службы, порядок документооборота и т. д.
  • УП для целей налогообложения: указывается используемая организацией система налогообложения и все особенности учета, связанные с ней.

УП также может содержать отдельные приложения с образцами документов организации, перечень используемых счетов и т. п.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Бесплатный аудит бизнеса

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Пример учетной политики ИП на ОСНО

Помимо вышеперечисленных пунктов в примере УП для ИП на общем режиме следует отметить последовательное применение разработанных положений приказа. Упомянуть, кто именно осуществляет НУ; каким образом (ручным или автоматизированным) ведется КУДиР; на основании какой документации записываются операции в книгу; каким методом учитываются доходы, что в них включается и на какую дату; в каком составе принимаются на затраты расходы; как оцениваются товары и МПЗ; по какому принципу учитывают транспортные издержки.

Предусмотрена ли какая-то ответственность для ИП без учетной политики в части НУ? Буквально никаких штрафных санкций для таких случаев не утверждено. Тем не менее последствия могут быть весьма широкими, так как этот документ включает основные принципы ведения учета у предпринимателей, и при проведении контрольных мероприятий ИФНС могут потребовать предоставить приказ. За неподачу сведений штраф установлен размером в 200 руб. по стат. 126 НК. А если будет выявлено, что предприниматель не соблюдает регламент УП, в результате чего изменился расчет налогов, это относится к грубым нарушениям и может привести к штрафу по стат. 120 (минимально 40000 руб.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *