Новые правила приема экзаменов в ГИБДД в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила приема экзаменов в ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.

Таблица возраста для получения прав

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Новая программа обучения

Также в России может серьезно измениться сама программа обучения в автошколах. Соответствующий проект опубликовал экспертный центр «Движение без опасности» (эта компания выиграла конкурс на разработку новых программ). Согласно ему, кандидату придется изучать вопросы обеспечения безопасности пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Также учеников ознакомят с правилам перевозки детей, подгонке детских удерживающих устройств и системы ISOFIX.

Кроме этого, в программу обучения хотят включить практическое занятие по оформлению мелких аварий без вызова сотрудников ДПС по так называемому «Европротоколу». Кроме того, должны будут учить лучше ориентироваться в работе различных систем безопасности: в частности, им объяснят порядок действий при сработавшем индикаторе «Check Engine» или сигнале перегрева охлаждающей жидкости.

Наконец, проект предусматривает введение темы «Культура вождения и этика водителей», в рамках которой кандидатов научат избегать конфликтных ситуаций на дороге. Будущие автомобилисты изучат «личность водителя и мотивацию безопасного вождения» и «понятия об этике и этических нормах».

Впрочем, этот документ еще только будут обсуждать в Минпросвещении вместе с руководителями самих автошкол. Поэтому новые программы обучения вряд ли заработают в следующем году.

Чтобы будущий водитель получил допуск к тестированию, необходимо некоторое время потратить на обучение в автошколе. Для каждой категории установлен свой определенный период. Если ранее можно было обойтись без документа, свидетельствующего об окончании автошколы, то теперь без документа о потраченных часах на обучение, желающий получить права не сможет быть допущен к экзамену.

При желании получить категории «А», «М» или «А1», необходимо потратить на обучающий процесс не менее 122 часов. Обычно это составляет полтора месяца. Категория «В» является более сложной, поэтому учащийся должен провести в автошколе не менее 190 часов. Зачастую курс обучения рассчитан на 3 месяца.

Обучатся вождению на категорию «С» или «Д» нужно будет 2 месяца, а открыть дополнительную категорию «Е» можно за 1,5 месяца. Новое законодательство позволяет водителям категории «С» потратить намного меньше времени на обучение категории «В». Можно также пройти переподготовку, имея на руках действующие права. Учитывая, что знание теории уже проверены предварительно сотрудниками ГАИ, изучаться просто основы управления транспортом. Поэтому на получение определенной категории может потребоваться некоторое количество времени.

Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.

Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.

Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Читайте также:  Статья 327.1. Общие положения

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.

Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

  • пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
  • в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
  • в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.

В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.

Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.

Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».

Водительское удостоверение будет выдано после сразу после сдачи практического экзамена. Студенту нужно явиться в отделение ГИБДД. Фотографирование проводится в день обращения.

Срок действия прав — 10 лет. Затем они подлежат замене. Для получения нового экземпляра не нужно повторно проходить обучение. Придется лишь оплатить пошлину и обратиться в отделение ГИБДД.

Водительское удостоверение на мотоцикл выдается в ГИБДД. Получить его смогут лишь те, кто прошел обучение в аккредитованной автошколе. Мотоциклу соответствует категория А. Срок действия удостоверения — 10 лет. По окончании можно получить новый документ без повторного обучения.

Получить юридическую помощь по вопросам, как получить пенсионное удостоверение можно на нашем сайте.

Новые правила сдачи экзамена на права в 2022 году

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Управление легковым авто

Легковой транспорт в РФ подразделяется на категории по количеству пассажиров и массе транспортного средства. Если общая масса машины не превышает 3,5 тонны, а общее число перевозимых людей не превышает 8 человек, то начать обучение на управление таким транспортом можно с 16 лет. Практические занятия производятся с установкой зеркал и педалей для инструктора. К экзаменам учащийся допускается только с 17 лет. При этом срок окончания обучения в автошколе не играет никакой роли.

ВНИМАНИЕ !!! Управлять легковым авто получивший права водитель сможет только после достижения 18-летия. Водить можно и раньше, но рядом с несовершеннолетним водителем должен обязательно находиться инструктор. Если ранее управление легким транспортом требовало открытия категории «В» или «С», то теперь появилась масса других подкатегорий, к которым можно отнести «В1», «В1Е», «С1», «С!Е» и «Е». Все эти категории и подкатегории будут доступны будущему водителю только после наступления совершеннолетия.

Последний вид категории открывается для вождения автомобиля с тяжелым прицепом или полуприцепом. К тому же открытие категории «ВЕ», позволяющей управлять тягачом с прицепом, «С1Е» или «СЕ» станет доступной к открытию только с 19-летнего возраста.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.
Читайте также:  Девиантное поведение – причины и лечение

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

Когда оптимально начать учиться?

Засесть за теорию, как было сказано выше, можно хоть с дошкольного возраста, но, что касается практики, при действующих ограничениях российского законодательства не имеет смысла слишком торопиться. Приступать к обучению управлением транспортным средством, когда водить его по закону можно лишь с 16, а то и с 18 лет (в зависимости от выбранного вида транспорта) не слишком разумно.

К тому же, обучение в автошколе требует серьезных затрат, и приступать к нему задолго до возраста выдачи документов будет не экономично, а обучаться без специального оборудованного транспорта с помощью человека, не имеющего на это лицензии — еще и незаконно.

Если сесть за руль автомобиля уже не терпится, а до совершеннолетия осталось каких-то несколько месяцев, то поступить в автошколу незадолго до 18 лет будет самым правильным решением. Таким образом не придется дожидаться экзамена еще несколько лет, и сразу из автошколы можно будет пересесть за руль автомобиля уже с правами.

Получение прав на другие категории

Выбрав вид транспорта, которым в дальнейшем будет осуществляться управление, можно переходить к изучению условий получения удостоверения и возможности управлять транспортом.

К примеру, перевозка различных грузов производится на транспортном средстве, требующего открытия категории «С». К сдаче экзамена допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста, а к управлению – только после 18 лет. Эти же условия распространяются и на управление трициклами, квадроциклами или легкие грузовики.

ВАЖНО !!! Открытие категории «Д» возможно только после достижения 21-летнего возраста. В этом случае водитель сможет осуществлять управление транспортом с более 8-ми пассажирскими местами.

Если открыть категорию «Д1Е» и «ДЕ», то у водителя появится возможность управлять автопоездом или транспортом с прицепом свыше 750 кг. Эти категории можно открыть с 21-летнего возраста. Управление трамваями или троллейбусами возможно тоже с 21 лет.

Возраст для выдачи прав для каждой категории

Возрастные рамки напрямую зависят от выбранного для езды транспорта. Для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия, стаж, о котором необходимо знать. В целом, пойти учиться на любой механизм раньше 16 лет не получится, это минимальная граница, максимальной не существует. Пояснить ситуацию наглядно поможет таблица.

Категория Возраст Возможные нюансы
А1 (мототехника с объемом двигателя не больше 125 см3) 16
М (мопеды, скутеры, квадроциклы) 16
А (мотоциклы 2-3-4 колеса, с массой до 400 кг) 18
В (легковые машины с весом не больше 3,5 т и количеством мест до 8-ми) 18
ВЕ (легковые авто с прицепом) 19 Для открытия данной категории, водитель обязан иметь один год стажа «В».
В1 (квадрициклы и трициклы) 18 Квадроциклы в эту категорию не входят
С (грузовой транспорт с весом более 3,5 т) 18 Получать можно одновременно с категорией «В»
С1 (грузовой транспорт с массой от 3,5 до 7,5 т) 18
С1Е (автомобили и грузовой транспорт с прицепом) 19 Для оформления обязательным условием является наличие годового стажа
D и D1 (транспорт для осуществления пассажирских перевозок) 21 Для получения прав такой категории лицам необходимо иметь водительский стаж минимум 3 года. Исключением являются военнослужащие, проходящие срочную службу. Для них возрастное ограничение составляет 19 лет.
DE (автобусы с прицепом) 19 Проходить обучение и открывать категорию допускается лицам, имеющим стаж более 1 года.
D1E (небольшие автобусы с прицепами) 19 Обязательным условием является наличие категории D1 и год вождения с ней.

Обобщив представленную информацию, следует заметить, что начальным возрастом для многих категорий является 18-19 лет. Обучение допускается и раньше, чем будет отмечено совершеннолетие, но сдача экзамена заранее недопустима.

Возраст получения прав на другие категории

Перевозить различные грузы можно на ТС, для которого требуется открытие категории «С». Прежде чем узнавать со скольки лет учатся в автошколе, необходимо знать, что в данном случае сдать экзамен можно только с 17 лет. Эти же условия касаются трициклов, квадроциклов и легких грузовиков. Что касается категории «Д», то ее можно открыть только после 21 года. Поэтому следует узнавать для каждой категории, с какого возраста обучаются в автошколе, и когда можно получить права.

Чтобы получить права на автомобиль возраст считается главным фактором. Поэтому необходимо знать со скольки лет можно обучаться в автошколе и когда можно получить права в зависимости от категории и ТС. Приходите учиться в автошколу к нам — поможем сдать на права гарантировано.

Для какого типа техники не нужны права?

Существует в нашей стране и перечень колесных транспортных средств, управление которыми допустимо без полученного водительского удостоверения. Давайте рассмотрим основные типы технических средств, которыми может управлять любое лицо, вне зависимости от возраста и без каких-либо документов.

  • Велосипед – одно из самых популярных средств передвижения не только в нашем огромном государстве, но и в других странах мира. Следует понимать, что в правилах дорожного движения прописано, что транспортное средство — велосипед — и его водитель должен соблюдать ПДД, так же как это делают автомобилисты.
Читайте также:  Апелляционная и кассационная жалобы. Апелляция и кассация.

Если конечно слушаться законодательство, то велосипедисты вправе передвигаться только по велодорожкам, но данное правило сложно соблюдать в нашем государстве, так как не все дорожные полотно оборудованы полосами для велосипедов. Кстати сегодня существуют специальные электромоторы для велосипедов, которые позволят вам сделать из своего двухколесного друга миниэлектромотоцикл.

  • Иные колесные средства. Так же законодательство нашего государства позволяет пользоваться гражданам без водительских документов медицинской коляской, моноколесом, сигвеем, газонокосилками. Интересно что сегодня существуют газонокосилки в виде мини-автомобилей, и на них можно с легкостью передвигаться на большие расстояния.
  • Мотоспорт. Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают пользование спортивным инвентарем на спортивных площадках без какого-либо водительского документа. То есть по сути автогонщик может не иметь прав вообще. Именно поэтому на мотокроссах можно встретить даже подростков возрастом до 16 лет, хотя им согласно законодательству выдаваться права не могут вообще.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.

Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

«Порядок и условия управления транспортными средствами категории В и подкатегории В1 несовершеннолетними лицами с сопровождающим водителем-наставником определяется Правительством Российской Федерации», — коротко указано в документе.

Скорее всего, требования к наставнику будут включать как минимум возраст и стаж, чтобы обеспечить безопасность на дороге начинающего водителя.

Эта инициатива более жизнеспособна – вполне вероятно, что её примут и утвердят. Однако, на сегодняшний день она также не утверждена. Более того, рассчитывать на то, что водителям разрешат управлять автомобилем с 17 лет в 2021 году – уже бессмысленно.

Дело в том, что в проекте прописан срок вступления в силу поправок, касающихся возраста водителей – 1 год с момента официальной публикации подписанного документа. Учитывая, что 2021 год уже начался, а документ даже не подписан, в лучшем случае, поправки могут вступить в силу с 2022 года. В худшем случае – их вновь отклонят, тогда всё останется как есть, и с 17 лет ездить за рулём никому не разрешат.

Резюмируя, напомним, какие требования к возрасту водителей действуют на данный момент (5 января 2021 года):

  • с 16 лет – можно получать права и садиться за руль мопедов и лёгких мотоциклов, а также ОБУЧАТЬСЯ управлению легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 17 лет – можно сдавать экзамен на права для управления легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 18 лет – можно садиться за руль легковых и грузовых автомобилей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *